Экология И Педагогика

300

Термин «экология» (от греч. Oikos - дом, жилище и logos - наука) введён в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере биол. Наук и развивала идеи Ч. Дарвина о многообразных взаимосвязях растений и животных со средой.В совр. Науке понятие «экология» не ограничивается только биол. Рамками. Выделяют социальную, техн., мед. Экологию и др., к-рые вместе с экологией природных систем составляют совр. Комплексную экологию, призванную обеспечить равновесно-динамич. Состояние природы, а также оптимальное взаимодействие природы и общества при условии рационального использования природных ресурсов и регулирования природных процессов на основе знания объективных законов и закономерностей развития природы.

Элементами окружающей человека среды и его жизни считаются социально-экон., технико-технол., природные, культурные, информац. Условия. Состояние окружающей среды во многом обусловливает здоровье человека. Проблемы социальной экологии учёные рассматривают как проблемы отношения человека к человеку, человека к природе. Разл. Аспекты экологич. Знаний направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, достижение гармонии отношений между обществом и приро- дои. Решению этой задачи благоприятствует процесс экологизации всех областей науки, произ-ва, иск-ва, морали, права и образования.Становление и теоретич. Осмысление экология, проблем в науке, их актуальность и значимость для х-ва определили развитие пед.

Аспекта этих проблем, формирование нового направления в пед. Теории и шк. Практике. Связанное с раскрытием в уч.-воспитат. Процессе эколо-гич. Проблем (сохранение окружающей природной среды), это направление определяется целым рядом терминов («природоохранит. Просвещение», «при-родоохранит. Образование», «экологич. Образование», «экологич. Воспитание»).Социальная экология исходит из целостности социально-природной среды как пространства жизнедеятельности человека и основывается на след, принципиальных положениях. Единство системы «природа - общество - человек». Человек - часть природы, его развитие является фактором изменения природы. Человеческая история - часть истории природы, ее преобразование составляет основу самой человеческой жизни.

Единство истории природы и истории общества проявляется в процессе труда. Первичность законов природы по отношению к социальным. Подчинение технико-экон. Прогресса необходимости сохранения динамич. Устойчивости био-экологич. Связей. Развитие новой экологич. Культуры, отражающей уровень ответственности личности по отношению к природе. Устойчивое социально-экон. Развитие сообщества людей.Экологическая культура. Необходимое условие формирования экологич. Культуры - осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природой. Экологич. Культура определяется реальным вкладом в преодоление негативных влияний на природу, пресечением действий, приносящих ущерб природе, соблюдением законов об её охране. Экологич. Культура личности предполагает наличие у человека определённых знаний, убеждений, моральных установок, готовности к деятельности, согласующихся с требованием бережного отношения к природе.Понятие «экологич.

Культура» касается всех сфер материальной и духовной жизни нашего общества, каждого человека и выражается в тех видах науч. И практич. Деятельности, к-рые обеспечивают сохранение и обогащение окружающей среды, создают благоприятные условия для жизни и развития человека. Формирование экологич. Культуры должно стать составной частью деятельности всей системы непрерывного образования. Это возможно при условии, если в содержание образования будут входить след, ведущие элементы. Система знаний о взаимодействии общества и природы. Ценностные экологич. Ориентации. Система норм и правил отношения к природе, умения и навыки по её изучению и охране.Экологическое образование и воспитание. Экологич. Образование как элемент общего образования связано с овладением учащимися науч.

Основами взаимодействия природы и общества (человека). Его цель - формирование системы науч. Знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности. Междисциплинарный состав экологич. Знаний определяет характер её влияния на всю систему образования и затрагивает все области и стороны обучения и воспитания. Содержание экологич. Образования реализуется через межпредметные связи и основывается на системе науч. Идей, закладываемых в соответствующие уч. Предметы. Развитие и целостность природы в сфере жизни. Взаимосвязь истории общества и природы. Изменение природы в процессе труда.

Влияние среды на здоровье человека. Природа как фактор нравственно-эстетич. Развития личности. Оптимизация взаимодействия в системе «природа - общество - человек».Реализация содержания экологич. Образования, его методов и форм опирается на принципиальное положение - единство познават. И практич. Деятельности по изучению и улучшению преобразованной природы.Экологич. Знания имеют сложный состав. Обществ, науки раскрывают цели, к-рые преследует человек, используя природу, дают характеристику ценностей, на к-рые человек опирается или должен опираться в своей деятельности, выявляют те социальные последствия, к к-рым приводит тот или иной способ природопользования. Естеств. Науки показывают, какие законы действуют в природе, выявляя пределы возможного вмешательства человека в ход естеств.

Процессов. В то же время естеств. Науки открывают для человека новые принципы взаимодействия с природой. Опираясь на техн. Науки, человек создаёт и совершенствует средства воздействия на природу. Изучая основы наук, ученик должен понять природные и социальные причины, к-рые диктуют определённые нормы и правила поведения в окружающей среде. Соблюдение их - общественно необходимо, т. К. Позволяет сохранить природу для будущих поколений. Воспитание ответственности тесно связано с правовым просвещением школьников. Формирование навыков и умений в деятельности по охране природы должно стать органичной составной частью уч.-воспитат. Процесса.В классич. Педагогике обоснованы и развиты положения о месте и значении общения ребёнка с природой и системе его образования, о содержании науч.

Знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения в процессе познания природы, о нравств.-эстетич. Развитии школьника под воздействием природы. Значение природы в воспитании гуманных чувств ребёнка подчёркивали Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Дистервег. Впервые Руссо, а затем А. Гумбольдт и др. Педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущения её облагораживающего влияния на человека. Против узкого практицизма и утилитаризма, а также формально-словесного изучения природы и бездушного к ней отношения выступали мн. Рус. Обществ, деятели, к-рые ратовали за введение в школе полноценных знаний о природе, подчёркивали их влияние на формирование моральных качеств личности. К. Д. Ушинский, призывая расширить общение ребёнка с природой, сетовал.

«странно, что воспитат. Влияние природы. Так мало оценено в педагогике». Его идеи о воспитат. Ценности общения ребёнка с природой развивали и обогащали А. Я. Герд, А. П. Павлов, Б. Е. Райков и др. Педагоги-естественники, создавшие ряд ориг. Пособий по методике естествознания, в к-рых обосновывалась организация уч. Деятельности школьников с учётом взаимосвязи науч. Знаний и чувственного восприятия природных объектов и явлений.Проблема изучения природы и формирования отношения к ней в 20—40-х гг. Были в основном предметом методики естествознания. Создана обширная метод, лит-ра. Особое место уделялось организации деятельности школьников по «преобразованию» природы, участию их в общественно полезном труде, в с. Х-ве. Однако уч. И практич.

Работа учащихся, предусмотренная программой, испытывала значит, влияние идеи «покорения» природы, стремления «бороться с её силами», использования её богатств как «неисчерпаемой кладовой».В 60-х гг. Усилился природоохранит. Аспект шк. Образования, к-рый выступает в тесной связи со всей общенац. Системой охраны природы.Совр. Понимание охраны природы связано с решением широкого круга проблем. Уяснением роли и места человека в природе, познанием механизмов взаимодействия природных систем, выявлением взаимосвязей системы «природа - общество - человек».Одним из важнейших факторов гармонизации взаимодействия общества и природы является формирование у учащихся и молодёжи глубокого понимания многогранного значения природы для жизни, здоровья, физич.

И духовного совершенствования. Ведущее место в реализации этой задачи занимает школа. Характерные черты положит, опыта школ в этом направлении. Общественно полезная направленность работы учащихся по охране объектов и комплексов природы и воспроизводству её богатств. Обусловленность характера деятельности местными природными условиями и социально-экон. Потребностями (крае-ведч. Принцип). Взаимосвязь практич. Работы с накоплением и расширением знаний о природе. Многообразие видов деятельности и форм её организации в рамках внеклассных и внешк. Занятий. Развитие творческой активности и самостоятельности учащихся при выполнении общественно полезных дел, осознание их обществ, ценности и значимости.Теоретич. И прикладные аспекты умственного и нравств.-эстетич.

Воспитания средствами природы развивал В. А. Сухомлинский, к-рый дал яркие примеры пед. Руководства рациональным и эмоциональным восприятием природы мл. Школьниками, оценивая её как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей. Он стремился показать роль природы в воспитании стремления «...к интеллектуальной насыщенности трудовой жизни. Возможности для такой жизни во взаимодействии с природой неисчерпаемы. Природа, труд, мысль - это предметы специального исследования» (Школа и природа, СП, 1970, № 5, с. 45). Сухомлинский показал, что заботливое отношение к природе формируется только тогда, когда ребенок обогащает и облагораживает окружающую среду своим трудом.Острота совр. Проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой.

Очевидно, что нельзя ограничиться «просвещением» школьников в области охраны природы. Традиц. Термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс экологич. Проблем современности, к-рые потребовали нового осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экон. Вопросов, науч. Поисков и"более полного и последоват. Отражения многоаспектности экологии в шк. Образовании. Перед школой стоит важная задача - воспитание сознательного отношения к природе, чувства гражд. Ответственности за состояние окружающей среды.Совр. Этап развития экологич. Образования строится на принципах единства, ист. Взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отношений человека к природе, на стремлении к гармонизации этих отношений.

Много-аспектность взаимодействия общества и природы определяет комплексность экологич. Образования, его осн. Принципы. Междисциплинарный подход в формировании экологич. Культуры школьников. Систематичность и непрерывность изучения уч. Материала. Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды. Взаимосвязь глобальных, региональных и краеведч. Экологич. Проблем. Принципы экологич. Образования реализуются в практике школы через усвоение осн. Понятий и науч. Фактов о природе. На основе этих принципов определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с её законами. Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.

Овладение прикладными зна- ниями и практич. Умениями изучения и оценки состояния окружающей среды. Развитие потребности общения с природой, сознат. Соблюдение норм поведения в природе. Активизация деятельности' по улучшению окружающей природной и преобразованной среды.Первые представления детей о природе закладываются в семье и дет. Саду. Дошкольники получают конкретные представления о растениях и животных, учатся их распознавать и классифицировать. Ведут наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, их влиянием на жизнь растений, животных и человека. В дет. Саду у детей формируется привычка заботиться о растениях и животных, зимующих птицах. Знания о доступных пониманию детей объектах и явлениях природы используются для воспитания любви к природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, бережного отношения к растениям и животным.

В школе важнейшую роль в этом процессе играет изучение природоведения. Определённый настрой при знакомстве с природной и социальной средой дают уроки чтения, обогащающие знания детей о природе, жизни людей, развивающие эмоциональную восприимчивость и понимание жизни природы. Общность задач уч.-воспитат. Работы на уроках природоведения, изобразит, иск-ва (рисования), чтения, музыки (пения) позволяет развивать оптимальные взаимосвязи между этими уч. Предметами. Специфич. Условия обучения в нач. Школе позволяют осуществить взаимосвязи уч. Предметов так, что уч.-воспитат. Воздействие, начатое на одном уровне, продолжается на других. Природо-ведч. Знания, полученные учащимися нач. Классов, широко используются на уроках труда.Одной из фундам.

Идей в содержании экологич. Образования является идея развития и целостности природы, раскрываемая в цикле естеств.-науч. И обществ.-ист. Предметов. Наиб, полно целостность природы выражается в учении о биосфере (её составе, структуре, энергетике и развитии), физ.-хим. Факторы биосферных процессов рассматриваются как взаимосвязи, обеспечивающие существование экологич. Систем. Эти понятия включены в программу курсов биологии и географии.Очевидна необходимость преодоления разрыва между естеств.-науч. И обществ.-ист. Знаниями учащихся. В шк. Курс истории как обязат. Ч.ть должны войти знания о характере антропогенного и техногенного воздействия на естеств. Среду в разл. Периоды человеч. Истории. Идея единства общества и природы находит известное обоснование и развитие при изучении обществ.-ист.

Дисциплин. Общей задачей ряда предметов, напр, истории, обществоведения, курса «Общество и человек», географии, биологии, является раскрытие целостности системы «природа - общество - человек», противоречий в решении экологич. Проблем, а также усвоение знаний по законодательству, регулирующему использование природных богатств. Изучение социальной географии помогает учащимся осознать глобальные и региональные особенности хоз. Деятельности. При их рассмотрении возможно обращение и к понятиям и проблемам экологии человека. Первостепенное значение для объяснения факторов здоровья приобретают знания о взаимосвязи социальных и природных компонентов окружающей среды и их влиянии на организм человека.Экология стремится дать науч.

Решения практич. Задач повышения продуктивности биосферы, сохраняя её структуру и равновесное функционирование всех её элементов, т.е. Служит науч. Основой управления природными системами. Это науч. Положение приобретает интегральный характер в содержании образования в школе.С позиций оптимизации взаимодействия общества и природы в школе вводится изучение рационального использования природных ресурсов, как минерального, так и биол. Происхождения, принципов социально-безвредной технологии, включающей комплексное произ-во, замкнутые (безотходные) системы, работу осн. Техн. Устройств по защите среды от загрязнения, ознакомление с реальным произ-вом на экскурсиях, практикумах и т. П.Содержание экологич. Образования связано с утверждением идеала человека, для к-рого органично умение сохранять биол.

Равновесие среды. Такой подход требует не только навыков эффективной производств, деятельности, но и воспитания чувства ответственности за её последствия. В связи с этим правомерно говорить об освоении школьниками экологич. Культуры произ-ва в процессе изучения мн. Уч. Предметов.Одной из задач экологич. Образования является формирование у учащихся умений оценивать состояние окружающей среды, ближайшего природного окружения. Для этого используются наблюдения учащихся во время экскурсий, полевого практикума, участие в мониторинге среды и др. Реальное значение в жизни имеет умение защищать природную среду от загрязнения и разрушения. Здесь важная роль принадлежит умениям трех видов. Первый связан с соблюдением культуры личного поведения.

Второй направлен на предотвращение негативных последствий в природном окружении в результате поступков др. Людей. Третий связан с выполнением посильных трудовых операций по ликвидации уже возникшего нежелат. Явления. Умения и навыки по пропаганде совр. Проблем экологии и охраны природы в известной мере отражают гражд. Позицию личности.Лит. Захлебни и А. Н., Зверев И. Д, Суравегина И. Т., Охрана природы в шк. Курсе биологии, М., 1977. Зверев И. Д., Экология в шк. Обучении, М.,1980. Его же, Проблемы социальной экологии (дидактич. Материалы для школьников), М., 1994. Его же, Введение в экологии, системы, М., 1995. Захлебный А. Н., Школа и проблемы охраны природы, М., 1981. Экология, образование школьников, М., 1983. Отношение школьников к природе, М., 1986..

Значения в других словарях
Экзамены

(от лат. Examen - взвешивание, испытание), одна из традиц. Форм проверки знаний учащихся. Впервые появились в Китае ок. 200 до н. Э. - 200 н. Э. И применялись для отбора чиновников. В Европе Э. Были введены в ср.-век. Ун-тах при испытании на степень бакалавра и магистра. В 19 в. Система Э. Использовалась во всех европ. Странах.В России первыми уч. Заведениями, где проводились Э., были школа Э. Глюка (осн. В 1705) в Москве и Акаде-мич. Гимназия (осн. В 1726) в Петербурге. С 1786 в нар. Уч-щах был..

Экзистенциализм

Теория и практика воспитания. Экзистенциализм [от позднелат. Ex (s)istentia - существование], или философия существования, как направление философии возник накануне 1-й мировой войны в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). В 40—50-х гг. Получил распространение и в др. Европ. Странах. В 60-х гг. - в США. Своими предшественниками экзистенциалисты счи..

Экономика Образования

Раздел экон. Теории, изучающий специфику разл. Форм образоват. Деятельности как важнейших хозяйственно значимых отраслей духовного произ-ва и нематериального накопления. Науч. Дисциплина, разрабатывающая конкретные экон. Проблемы развития образоват. Сферы, рационализации пед. И хоз. Деятельности учреждений и органов управления образованием.Экон. Роль общеобразоват. Подготовки и проф. Квалификации работников подчёркивалась в трудах большинства известных экономистов-теоретиков начиная с 18 в. (У. ..

Экономическая Подготовка В Школе

Преследует цели усвоения учащимися элементарных экон знаний и умений, формирования совр экон мышления, сознат включения в социально-экон отношения и соответствующую практич деятельность Э и включает экон образование и экон воспитание, направленные на приобретение учащимися доступного им целостного понятия о произ-ве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благНа необходимость Э и подрастающего поколения рус ученые-педагоги указывали еще в 19 в К Д Ушинский, обращая внимание ..

Дополнительный поиск Экология И Педагогика Экология И Педагогика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Экология И Педагогика" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Экология И Педагогика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 21 символа