Эстония

170

(Eesti), Эстонская Республика, гос-во на С.-З. Европы. Пл. 45,1 тыс. Км2. Нас. 1,4 млн. Чел. (1996). Гос. Яз. - эстонский. Столица - Таллин.На 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше в 1989 приходилось св. 800 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 - 679 чел.). В отраслях экономики было занято 228,2 тыс. Специалистов, в т. Ч. Св. 101 тыс. С высшим и св. 127 тыс. Со средним специальным образованием.Дошкольные учреждения. Первые дошк. Воспитат. Учреждения возникли в Э. В 60-х гг. 19 в. При поместьях. В Эст. Республике (1918—40) появилась сеть гос. Дет. Садов (18 в 1937), однако она уступала в охвате детей частным дошк. Учреждениям (ок. 4 тыс. Чел.). В Эст. ССР (1940—91) создана единая гос. Система дошк. Воспитания. При Наркомате просвещения был организован отдел дошк.

Воспитания, началась спе-циализиров. Подготовка воспитателей. Осн. Типами постоянных дошк. Учреждений стали ясли (дети до 3 лет) и дет. Сады (дети с 4 до 7 лет). С 1958 создавались объединённые дошк. Учреждения - дет. Ясли-сады. В кон. 80-х гг. Действовало св. 740 постоянных дошк. Учреждений (ок.89 тыс. Воспитанников), в т. Ч. Яслей-садов - св. 540. Яслей - ок. 50. Дет. Садов - ок. 130. В почти 70% дошк. Учреждений языком общения и воспитания был эстонский, в 0,5% -использовались эст. И рус. Языки. Программы воспитания и предшкольной подготовки ориентировались на единые для дошк. Учреждений СССР образцы. Эта практика пересмотрена после 1990. Большинство дошк. Учреждений стали эстонскими, с новыми программами. Стали открываться частные дошк. Учреждения. Подготовка воспитателей дошк.

Учреждений ср. Квалификации осуществлялась в Таллинском и Раквереском пед. Уч-щах, высшей квалификации - в Таллинском пед. Ин-те.Общеобразовательная школа. Первые школы на терр. Э. Появились в 13—14 вв. Они создавались при соборах и монастырях (в Тарту, Пяр-ну, Таллине), готовили преим. Церковнослужителей. В 1319 впервые упоминается школа при таллинской Домской церкви. В 15—16 вв. В крупных городах учреждались гор. Школы с обучением на лат. Языке (первая открыта в Таллине в 1428), в 16 в. - отд. Элементарные школы (т. Н. Школы письма) с обучением на нем. Языке. В 1583—1625 действовали иезуитская гимназия в Тарту и при ней школа переводчиков, где, вероятно, обучались и эстонцы. После захвата терр. Э. Шведами (с 60-х гг. 16 в.) по инициативе властей в 1630 были осн.

Гимназии академич. Типа в Тарту (1630) и в Таллине (1631). В 1632 Тартуская гимназия была преобразована в высш. Уч. Заведение (Academia Gustaviana). Условия для распространения шк. Дела в сел. Местности в 14—17 вв. Не были благоприятными. Терр. Э. Стала ареной рус.-ливонской войны, мн. Швед-ско-дат. И шведско-польск. Вооружённых столкновений и войн, в результате их страна оказалась разорённой. В 17 в. После установления швед, господства введено сословное самоуправление, при к-ром владельцы земель (гл. Обр. Остзейские помещики) получили особые привилегии. Вместе с тем под властью Швеции окрепли позиции протестантской церкви и связанного с ней шк. Дела. В организацию его значит, вклад внёс Б. Г. Форселиус. Решениями Лифлянд-ского (1687), Эстляндского (1690) и Сааремааского (1695) ландтагов о создании в приходах школ для обучения крестьянских детей началам религии, чтению и церк.

Песнопению были заложены основы эст. Народной (кистерской) школы. Во время Северной войны (1700—21) большинство этих школ прекратило своё существование.В 1710 терр. Э. Присоединена к России. Рыцарство и дворянство добились подтверждения своих привилегий, сохранили влияние на шк. Дело. В Таллине продолжали действовать гимназия, Дом-ское и гор. Уч-ща, в большинстве др. Городов - только гор. Уч-ща. В 1717 в Албу по почину местного помещика была открыта сиротская школа, где обу- чались и эст. Дети (закрыта ок. 1740). В 1765 ген.-губернатор Лифляндии Г. Фон Браун издал шк. Указ, предусматривавший создание при имениях мызных школ для крестьянских детей, а также приходских уч-щ для желающих продолжать учёбу. Однако из-за недостатка учителей и противодействия помещиков указ был проведён в жизнь лишь частично.

С началом рос. Шк. Реформ 1786 в Тарту, Пярну, Курессааре, Вильян-ди, Таллине были открыты гл. Нар. Училища, в др. Городах - малые нар. Училища.В 1803 образован Дерптский уч. Округ. Его центром стал Тартуский университет, реорганизованный в российский. В 1803—04 в Тарту учреждена гимназия, в городах округа - 11 уездных училищ, а также нар. Школы. В гос. И частных уч. Заведениях преподавание велось на нем. Яз. В Таллине в уездном училище обучение шло на рус. Яз., а в элементарных школах - на эст. Яз. Попечителю Дерптского уч. Округа подчинялись только гор. Школы и частные уч. Заведения.Согласно Эстляндскому (1816) и Лифляндскому (1819) крестьянским законам, в Э. Создавались волостные и приходские училища для крестьян. С переходом части крест, населения в православие (40-е гг.) открылись соотв.

Приходские училища. Сеть нар. Школ сформировалась в Юж. Э. В сер. 19 в., в Сев. Э. - к 80-м гг. После принятия Положения о нач. Нар. Училищах (1872) православные приходские школы переданы в ведение МНП.С развитием (60-е гг. 19 в.) эст. Нац. Движения его центр, заботой стала судьба нар. Школы. Переводу обучения в ней на родной яз. Способствовали пед. Творчество и учебники К. Р. Якобсона, Я. Хурта и др.С введением (70-е гг.) волостного самоуправления значительно расширились возможности эст. Общественности для влияния на содержание шк. Обучения. Законы и уч. Планы лютеранских сел. Школ Лифляндии (1874) и Эстляндии (1875, 1878) фактически внедрили локальный всеобуч (3 г.), расширили число обязат. Шк. Предметов, в числе к-рых был и рус. Яз. Многие из этих приходских школ переходили на 7—8-летнее обучение.

Их уч. Планы включали естествознание, историю, геометрию, гимнастику. В 80-х гг. Насчитывалось св. 1200 волостных и св. 70 приходских лютеранских училищ (св. 44 тыс. Уч-ся) и св. 900 православных приходских училищ (св. 10 тыс. Уч-ся).Одним из важных шагов в преодолении адм. Засилия нем. Дворянства деятели эст. Нац. Движения видели в передаче управления шк. Делом в ведение рос. МНП. В 1886 такая передача состоялась, но уездные училища, реорганизованные в городские, были переведены с немецкого на русский яз. Обучения. Пр-во, ограничив привилегии нем. Дворянства и лютеранского духовенства, не соглашалось на расширение сферы обучения на эст. Яз. С 1887 во всех школах стало вводиться обучение на рус. Яз.Во 2-й пол. 19 в. Открылись гимназии. Муж. - в Пярну и Курессааре (1865), Таллине (1872), Вильянди (1875), Нарве (1881) и женские - в Таллине (1881) и Нарве (1884), реальные училища в Тарту (1880) и Таллине (1881).

В кон. 80-х гг. В более чем 20 уч. Заведениях получали ср. Образование св. 4,5 тыс. Чел. По данным переписи 1897, умеющие читать и писать (грамотные) составляли в Э. Св. 77% населения. Умеющие только читать (полуграмотные) - св. 91%.В результате широкого обществ, движения за демократизацию образования пр-во вынуждено было пойти на уступки. В 1907 разрешено преподавание на эст. Яз. В первых двух классах нач. Школ (отменено вновь в 1913), создание частных школ с эст. Языком обучения, узаконена практика определения содержания обучения с участием органов местного самоуправления.В 1906—08 учреждены первые ср. Общеобразоват. Заведения с обучением на эст. Яз. - жен. Гимназия Об-ва по воспитанию эст. Молодёжи в Тарту и гимназии в Отепя, Пярну и Вильянди.

Открылось св. 20 новых нач. Школ для эст. Учащихся. По шк. Переписи 1911, насчитывалось св. 1,6 тыс. Нач. Школ (св. 74 тыс. Уч-ся), 37 ср. Уч. Заведений (13 тыс. Уч-ся, вт. Ч. 7 тыс. Эстонцев).В Эст. Республике в 1920 принят закон о нач. Школах, предусматривавший бесплатное обязат. Обучение на родном яз. Детей 8—16 лет. Программа была рассчитана на 6 классов. Предполагался светский характер обучения (это положение отменено в 1923). В 1820—34 ср. Школа с 5-летним сроком обучения делилась на низшую (2 г.) и высшую (3 г.) ступени. Высшая ступень дифференцировалась на гуманитарное, реальное и коммерч. Направления.Шк. Реформой 1934 возраст обязат. Обучения снижен до 14 лет. В системе общего ср. Образования введены 2 вида уч. Заведений. Обычные (прогимназии и реальные училища) и гимназии.

Ср. Образование стало платным. К 1939 действовало св. 1,2 тыс. Начальных школ со 106 тыс. Уч-ся.Только 27% школьников поступали в ср. Уч. Заведения, а оканчивали их 17%. В 120 ср. Школах разл. Уровня насчитывалось ок. 16 тыс. Учащихся, в т. Ч. В 45 гимназиях - ок. 6 тыс.С включением Э. В состав СССР (1940) все уч. Заведения стали государственными, бесплатными для учащихся. Срок обязат. Обучения увеличен на 1 год, на базе 6-летней начальной создана единая ср. Школа с 6-летним курсом. Были введены сов. Уч. Программы, в т. Ч. С новыми для эст. Школы предметами. Мн. Учителя подверглись репрессиям. Часть из них вместе с семьями депортированы в вост. Районы СССР. В период фаш. Оккупации Э. (1941—44) школы работали неполный уч. Год и по сокращённым программам. 70 учителей-антифашистов расстреляны.

Многие заключены в тюрьмы. Значительно пострадал фонд уч. Пособий. Полностью разрушены св. 270 шк. Зданий. Для эст. Детей, эвакуированных в сов. Тыл, открылись школы с обучением на родном яз. В Челябинске, Магнитогорске, Верхне-уральске, Егорьевске (средняя).В 1944 началась работа по восстановлению сов. Школы. В 1944—58 вновь введено всеобщее обязательное 7-летнее обучение, в 1959 начался переход к всеобщему 8-летнему обучению (завершён в 1962/63 уч. Г.). Действовало св. 1100 школ (166 тыс. Учащихся). С 1975 до кон. 80-х гг. Осуществлялся курс на всеобщее ср. Образование молодёжи.В 80-х гг. Действовало св. 540 обще-образоват. Школ (св. 208 тыс. Учащихся). Продолжительность обучения в обще-образоват. Ср. Школе с обучением на эст. Яз. 11 лет. Шк. Реформой 1984 предусматривался переход на 12-летнее общее ср.

Образование. В школах было занято св. 11 тыс. Учителей, в т. Ч. 75,6% с высш. Образованием (в 1940/41 уч. Г. - 5,2 тыс. Учителей, в т. Ч. 15,7% с высш. Образованием. В 1911 - 2,5 тыс. Учителей, в т. Ч. 13,9% с высш. Образованием).В сер. 80-х гг. Работали 25 дворцов и домов дет. Творчества, станции юных техников, натуралистов, экскурсионно-туристическая и клуб юных моряков, 4 дет. Стадиона, св. 30 дет. Музыкальных и 3 худож. Школы.После провозглашения независимости Эст. Республики (1991) приняты законы об образовании (1992. Изменения внесены в 1993), об основной школе и гимназии (1993), о частных уч. Заведениях (1993). Установлено всеобщее обязат. Обучение детей в возрасте 7—16 лет (1- 9-е классы). Получение общего среднего (бесплатно) и проф. Образования фактически поставлено в зависимость от принадлежности учащихся к гражданам или «лицам без гражданства».

Гос-во и местное самоуправление обеспечивают возможность получения образования любого уровня на эст. Яз. Изучение эст. Яз. Обязательно и обеспечивается гос-вом в уч. Заведениях разл. Форм собственности. В негосударств, уч. Заведениях язык обучения устанавливается владельцем. Зарплата педагогов и затраты на уч. Оборудование покрываются из гос. Бюджета в объёме, предусмотренном образоват. Стандартом для гос. И муниципальных уч. Заведений. Закон о культурной автономии нац. Меньшинства (1993) фактически относит к этой категории только граждан Э. «Лица без гражданства» не могут быть избранными или назначенными в руководство учреждениями культурного самоуправления. Управление системой дошк. Учреждений, школ и проф. Уч. Заведений осуществляет мин-во образования.Общее образование подразделяется на основное (обязательное) и среднее.

В обязат. Обучение 4 г. Отводится на нач. Школу. Полное ср. Образование предполагает 12 лет обучения (10—12-е классы составляют гимназию. При ней также возможно открытие классов основного образования).В 1996 в Э. Работало св. 740 нач. И ср. Школ (218 тыс. Учащихся). На рус. Яз. Обучается 69 тыс. Чел. (31,7%. С нач. 90-х гг. Численность этой группы школьников сокращается. В 1992 их было св. 78 тыс., или 36,8%). Для русскоязычных учащихся (к ним относятся также украинцы, белорусы и др.) работают 6 нач., 28 основных, 64 полные средние школы. А также 14 вечерних и 15 частных. В них занято 4 тыс. Преподавателей. Школы оснащаются уч. Пособиями из гос. Фонда Э. И рос. Учебниками, приобретёнными или изданными в Э. Часть учебников и пособий разработана совместно эст.

И рос. Авторами.Профессиональное образование. До кон. 18 в. Проф. Обучение велось в городских ремесл. Корпорациях (цехах). В 19 в. Нач. Ремесл. Подготовку учащиеся могли получить также в классах (напр., торговых) при уездных училищах и др. Гор. Образоват. Школах. Первыми нач. Технич. Уч. Заведениями стали т. Н. Трудовая школа для неимущих детей в Таллине (1821) и училище при суконной ф-ке в Кярдла (1833). В 1809- 1811 первые попытки ввести проф. Обучение предприняты в ин-те родовспоможения в Таллине. Подготовку по социально значимым профессиям (мед., юрид. И др.), к-рая и в 19 в. Продолжалась на принципах частного обучения, контролировал экзаменами по специальности ун-т в Тарту. Здесь же в 1812—90 работала акушерская школа с обучением на нем.

Яз. В 1848 осн. Частная вет. Школа в Тарту (с 1872 - ин-т) Эст. Об-ва овцеводов, дававшая проф. Образование повышенного уровня. На этом уровне работали мореходные уч. Заведения - школа в Хейнасте (Айнажи. Осн. В 1864) и классы в Нарве (1873), Палдиски (1876) и др. В 1880 открыто Таллинское училище, готовившее транспортных рабочих и служащих для Балтийской жел. Дороги. Большинство рабочих получали проф. Подготовку путём ученичества на пром. Предприятиях и в частных хозяйствах. Особую группу уч. Заведений составляли гл. Обр. Обществ, худож. Школы. К 1916 насчитывалось 4 мореходных, 5 коммерч., 7 торг, и неск. Других уч. Заведений.В 20—30-х гг. Сеть проф. Уч. Заведений росла быстрее общеобразовательной. Число разл. Школ увеличилось в 5 раз, а численность учащихся - в 9 раз.

К 1939 в 177 проф. Уч. Заведениях разл. Уровня было св. 13 тыс. Чел. Значит, популярностью пользовался Таллинский политехникум (осн. В 1918).После 1945 в связи с развитием новых отраслей х-ва Эст. ССР - газосланцевой, хим. И др. И мор. Транспорта заново созданы десятки проф.-техн. И ср. Спец. Уч. Заведений. Среди специальностей появились горные, химические, гидромелиоративные, приборостроит., машино-строит., энергетич., пищевых произ-в и др. ПТУ готовили транспортников, строителей, станочников, судоремонтни-ков, монтажников, работников бытового обслуживания. В большинстве училищ и техникумов обучение велось на эст. Яз., в нескольких (в Нарве, Силамяэ, Таллине) - только на русском. В кон. 80-х гг. Работали 48 ПТУ (19 тыс. Учащихся. Ежегодный выпуск - ок.

10 тыс. Квалифици-ров. Рабочих и др.), 36 спец. Уч. Заведений, в т. Ч. 11 с.-х., 9 промышленных. В них училось 26 тыс. Чел., ежегодный выпуск составлял 5 тыс. Специалистов.В Эст. Республике с нач. 90-х гг. Началась реорганизация системы уч. Заведений на принципах непрерывности образования. По закону 1992 проф. Подготовка должна базироваться на основном образовании. Проф. Образование рассматривается как один из видов среднего. Получение общего среднего и ср. Профессионального образования может быть совмещено в одном уч. Заведении. Ср. Специальное образование считается промежуточным. В 1995 работали св. 80 проф. Уч. Заведений с 27 тыс. Учащихся.Высшее образование. Первым высш. Уч. Заведением в Э. Была Академия Густавиана (Academia Gustaviana), основанная швед, королем Густавом II Адольфом в Тарту в 1632.

В 1665—90 не действовала, с 1690 наз. Academia Gustaviana Carolina (с 1699 - в Пярну, с 1710 - в Стокгольме). В 1802 Тартуский ун-т возобновил свою работу и стал одним из ведущих науч. Центров России. До 1889 преподавание велось на нем. Яз., в 1889- 1918 - на русском. В 1834—38 в Вана-Куусте работал первый в России с.-х. Ин-т. В 1873 на базе вет. Уч-ща в Тарту был основан Вет. Ин-т (существовал до 1919), выпускники к-рого (св. 600 чел.) получали звание вет. Врача или магистра ветеринарии. В 1908 в Тарту были открыты еще два высш. Уч. Заведения. Частный ун-т М. Ростовцева с мед. И естеств.-матем. Ф-тами, а также высш. Жен. Курсы А. Ясинского с ист.-филол. Ф-том. В 1914/15 уч. Г. В 4 вузах Э. Обучалось 3,3 тыс. Студентов.В 1919—40 в Э. Высш. Образование давали Тартуский ун-т и Таллинский техн.

Ин-т (осн. В 1936, с 1938 - Техн. Ун-т). Высш. Худож. Образование осуществлялось в Гос. Худож.-пром. Уч-ще (осн. В 1914). В 1938 на его базе были образованы Гос. Школа прикладного и изобразит, иск-ва и Гос. Высш. Худож. Школа. В Тарту в 1919—40 действовал худож. Ин-т «Паллас» (с 1924 вуз). Высшие муз. Уч-ща - Таллинское (осн. В 1919) и Тартуское (осн. В 1918) преобразованы в консерватории.Лидирующее положение среди вузов в дальнейшем сохранил Тартуский ун-т. В крупные уч. И исследоват. Центры развились Таллинский политехн. Ин-т и Эст. С.-х. Академия (осн. В 1951). В Таллине осн. Худож. (1950) и пед. (1951) ин-ты.С нач 90-х гг система вузов реорганизуется По закону 1992 в высшем образовании выделены уровни университетский (2 ступени - дипломир специалиста, магистра и доктора наук) и высший прикладной (квалификация по специальности) В ун-те возможна подготовка по всем уровням В отраслевые ун-ты преобразованы гос политехн и худож ин-ты Появились негосударств вузы Преподавание в вузах ведется на эст, рус и англ языках (выбор предоставлен профессору, читающему оси курс на соотв этапе подготовки) В сер 90-х гг насчитывалось ев 20 вузов (ев 23 тыс студентов, на рус яз обучается ок 18%)Педагогическое образование Первым уч заведением, готовившим учителей для Э, была семинария Форселиуса в Тарту (1684—88) Ее окончили 160 чел Св 130 лет в Э не было пед уч заведений В 19 в открывались семинарии по подготовке учителей школ городских - в Тарту (1826) и волостных - в Атасте (1837—54), Ядивере (1845- 1863), Кууда (1854—87), Каарма (1871- 1910) и Тарту (1873—1918) В приходских школах работали выпускники Валгаской семинарии (1849—90, рук латыш педагог Я Цимзе) Педагогов для ср школ Э и др регионов готовил ун-т в Тарту В 1803 при ун-те был открыт Пед ин-т (в 1820—55 - Пед философская семинария), готовивший преподавателей вузов для Прибалтики и ФинляндииВ Эст республике система учительских семинарий была ликвидирована (1932) На базе гимназии были созданы два педагогиума В 1937 они были ликвидированы, а в Тарту и Таллине вновь открыты учительские семинарииПосле 1945 подготовка учителей для нач школ осуществлялась в 4-летних семинариях (на базе 7-летней школы) В 1947 семинарии были реорганизованы в пед уч-ща (Раквере, Вильянди, Хаапса-лу) и в 2-годичные учительские ин-ты (Таллин, Тарту) Таллинский учительский ин-т был преобразован в педагогический (1952), Тартуский - в пед уч-ще (1955) В кон 80-х гг ср пед образование в Э давали Ракверское, Таллинское и Тартуское пед уч-ща (1,5 тыс учащихся), высш пед образование - Таллинский пед ин-т, Тартуский ун-т, учителей рисования готовил Гос худож ин-т, музыки - Таллинская консерватория (всего по пед специальностям - 6,3 тыс студентов)С 1991 действует Нарвская высшая школа, готовящая учителей для оси школы по дисциплинам гуманитарного цикла, а с 1992 - Вырумааская высшая школа (учителя-предметники естеств -науч цикла)Педагогическая наука Эст нар педагогика гл внимание уделяла установлению гуманных отношений между членами семьи, культивированию трудолюбия и труд навыков, воспитанию любви к свободе и ненависти к угнетателям В течение 13—18 вв в Э возобладали идеи христ педагогики, особая роль в распространении к-рых (в 16 в) принадлежала иезуитам, а впоследствии - протестантам (в т ч пиетисты, гернгутеры)В 17 в идеи Я А Коменского в Э пропагандировал Б Г Форселиус В 18—1-й пол 19 вв эст просветители (И К Петри, Г И Яннау и др) выступали за широкий доступ эстонцев в школы всех ступеней Во 2-й пол 19 в развитие педагогики и методики связано с деятельностью Якобсона, Ф P Крейцвальда, Ю Кундера и др представителей эст нац движения, к-рые публикациями фольклора, шк учебников и пособий для учителей способствовали распространению образования на родном яз среди эст крестьян Либеральное направление в эст педагогике во 2-й пол 19 - нач 20 вв представляли К X Нигго и II Пылд И Кяйс в 1920—30-х гг пропагандировал т и активную педагогику, идеи трудовой школы и самодеятельности учащихсяЦентром пед исследований в ЭССР был НИИ педагогики Минпроса ЭССР (осн в 1959) Получили известность исследования X Лийметса, А Кыве-рялга и др эст ученых Мировую известность приобрела школа Ю M Лотмана (в Тартуском ун-те)Педагогическая периоди-к а Первыми пед периодич изданиями на эст яз были журн «Касватус я Хари-дус» («Воспитание и просвещение») и «Ээсти Кооль» («Эстонская школа»), к-рые издавались в 1917 с целью распространения идей нац школы В Эст республике ведущим был журн «Касватус» («Воспитание») С 1945—89 издавались газ «Ныукогуде ыпетая» («Советский учитель») и журн «Ныукогуде кооль» («Советская школа»)Учебники для общеобразоват, средней спец, проф -тех и высшей школы, словари, а также науч -популярную лит-ру выпускает изд-во «Валгус» («Свет», осн в 1965), дет лит-ру - изд-ва «Ээсти раамат» («Эстонская книга», с 1964, осн в 1949 как Эст гос изд-во) и «Кунст» («Искусство», осн в 1957)Лит Э л а и г.

О А, Учительство и поли тика в области нар образования, Тал, 1972 (на эст яз), его же, Из истории эст школы и пед мысли Тарту 1979, Об истории просвеще ния и школы в Эстонии, Тал, 1979 (на эст яз), Андрезен Л, Эст нар школы в XVII- XIX вв, Тал 1980 А Эланго, Б Рихтер.

Значения в других словарях
Эстония

см. Эстонская Советская Социалистическая Республика.. ..

Эстония

ЭСТОНИЯ - Эстонская республика (Ээсти Вабарийк), государство в Вост. Европе, на севере Прибалтики. Омывается Финским и Рижским зал. Балтийского м. 45,2 тыс. Км². Население 1536 тыс. Человек (1993), городское население 71%. Эстонцы (963 тыс. Человек. 1989, перепись), русские, украинцы и др. Официальный язык - эстонский. Большая часть верующих - лютеране и православные. 15 уездов, 33 города, 23 поселка городского типа. Столица - Таллинн. Глава государства - президент. Законодательный орган - с..

Эстония

"ЭСТОНИЯ", театр оперы и балета в Таллине, ведущий музыкальный театр Эстонии. Основан в 1865 при любительском музыкально-певческом обществе, в 1906 стал профессиональным. Традиционно ставятся оперы В.А. Моцарта, Дж. Верди, Ж. Бизе, Р. Вагнера, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, произведения эстонских композиторов - Г. Эрнесакса, Э. Тамберга, В. Тормиса. Главный дирижер (с 1975) - Э. Клас. Среди певцов> - Г. Отс, М. Пальм>.. ..

Эстония

Эстонская Республика, государство в Восточной Европе. Эстония омывается с севера водами Финского залива, с запада - Балтийским морем, граничит с Латвией на юге и с Россией - на востоке. В состав Эстонии входит 1521 остров общей площадью 4,2 тыс. Кв. Км. Самые крупные из островов Сааремаа и Хийумаа. Столица и крупнейший город Эстонии - Таллин.. ..

Эстония

Чудь. ..

Эстония

(Эстонская Республика) государство в северо-западной части Европы, на побережье Балтийского моря. В XIII-XVI вв. - владение Германии, затем - Швеции. С1712г. - в составе Российской империи. 24 февраля 1918 г. Провозглашена независимость страны (подтверждена 11 ноября 1918 г после капитуляции Германии, оккупировавшей Э.). С ноября 1918 по декабрь 1919 г. В стране находились части Красной Армии. 2 февраля 1920 г. В Тарту подписан мирный договор Э. С РСФСР. 17 июня 1940 г. В страну вошли советские ..

Эстония

Крупнейшая сланцевая шахта в Eвропе. Производств. Мощность 5,4 млн. Т товарного сланца в год. Pасположена в средней части Эстонского м-ния горючих сланцев в 20 км от г. Kохтла-Ярве. Bведена в строй в 1972 вместе c обогатит, ф-кой, перерабатывающей более 9 млн. Т горн. Массы в год. Cланцевый пласт залегает на глуб. 60-70 м. Шахтное поле вскрыто 3 стволами (2 наклонными и вертикальным). Подготовка шахтного поля панельная. Cистема разработки камерная. Oтбойка горн. Массы (рядового сланца) ведётся б..

Эстония

Республика Эстония, гос-во в Вост. Европе, омывается Финским и Рижским заливами Балтийского моря. Название по древнему наименованию коренного населения эстии (предположительно балт. 'живущие у воды'), которое впервые упоминается Тацитом, I в. Уже в сочинении IX в. Страна эстиев называется Estland. По-видимому, первоначально этот этноним относился к пруссам, затем к другим балт. Племенам, а позже перешел на прибалт. Финнов - эстонцев .. ..

Эссенциализм

(англ, essentialism, от лат. Essentialis - сущностный, существенный, необходимый), течение в пед. Теории США. Возникло в 30-х гг. 20 в. Как попытка преодоления конфликта между прогрессивизмом (см. Прагма-тистская педагогика) и ставшими к этому времени традиционными утилитаристскими подходами к организации шк. Образования.В отличие от последователей Дж. Дьюи, критиковавших предметное обучение с позиций педоцентризма, эссенциа-листы выступали за структурное построение программ шк. Образования на о..

Эстетическое Воспитание

Процесс формирования и развития эстетич. Эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и психофизич. Становлением человека под влиянием иск-ва и многообразных эстетич. Объектов и явлений реальности. Э. В. Реализуется в системах образования разл. Уровня, приобретая полноценность лишь при самообразовании, саморазвитии личности, подводящих к осознанию ..

Этика

(лат ethica, от греч etmke tech-пё - наука и иск-во нравственности), учение о нравственности, морали Термин «Э » введен Аристотелем, к-рый поместил Э между учением о душе (психологией) и учением о гос-ве (политикой) Центр частью Э он считал учение о добродетелях как нравств качествах личности, в его системе уже присутствовали мн «вечные вопросы» Э о природе и источнике морали, о свободе воли и основах нравств поступков, высшем благе, справедливости и т пНа протяжении всей своей истории Э выступа..

Этнические Группы В России

Проблемы образования. Россия - многонациональное гос-во. Нерусское население составляет ок. 20% и включает, по оценкам офиц. Статис-тич. Учреждений, представителей ок. 120 этносов. Специалисты-этнографы иногда насчитывают в России в 2—3 раза больше этнич. Общностей. По своему нац.-гос. Составу Рос. Федерация не имеет аналогов в мире. Среди субъектов Федерации 32 имеют статус нац.-территориальных, для к-рых «коренными», или «титульными», выступают ок. 40 этносов.К титульным этносам республик и ок..

Дополнительный поиск Эстония Эстония

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эстония" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эстония, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 7 символа