Славянофильство

145

- одно из ведущих идейных и общественно-политических течений в России XIX в. Термин "С." появляется в первые десятилетия XIX в. В ходе полемики между двумя группами литераторов - карамзинистами и шишковистами. Название закрепилось за той частью русских литераторов (А.С. Шишков и его школа), которые стремились сохранить имевшиеся в литературном языке славянизмы и даже пополнить лексику заимствованиями из лексики славянского языка. В конце 30-х чале 40-х гг. XIX в. термины "славянофил", " славянофильство" вновь являются в обращении (их ввод оборот "западники" Т.Н. Гранов А.И. Герцен, В.Г. Белинский). Сами "славянофилы" предпочитали наименования. "москвичи", "московская демократия" (в противовес своим противниц обосновавшимся в Санкт-Петербург "восточники".

С.- исторически первая разность консервативной идеологии. Основные представители С. - Алексей Степанович Мяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-И Юрий Федорович Самарин (1817 1876). Н.П.Огарев называл славянофилов "пророками русского графического развития". СВ. Как в определённом идеологическом феномене различимы три основных компонента. Первый из них - социальный, второе место в нем занимает проблема русской сельской общины. Второй - национальный. Он включает в себя решение вопросов об особенностях русского исторического развития, о характере русского народа и русской культуры исторической роли России. Третий религиозно-идеалистическая философия, полемически обращенная против рационализма.

Славянофильская идеология - основная часть общеевропейского протеста против утверждающегося буржуазного общества просветительской идеологии. В политической концепции славянофилов центральную роль играют понятия - "земля" и "государстве". Под "землей" славянофилы понимали "общественно-человеческое начало", "неопределенное и мирное состояние народа", "душу народа". Государство - власть внешняя, сила, охраняющая землю, "дело государево". Ставшая важным элементом славянофильской идеологии концепция "земли" и "государства" активно использовалась славянофилами в критике Запада и западного влияния, с ее помощью обосновывалась идея особого исторического пути русского народа, предпочитающего "путь внутренней правды" (христианско-нравственное устройство жизни в рамках крестьянской общины) "внешней правде" (политико-правовая организация общества западного типа).

Русский самодержавный строй, по славянофильской теории, наиболее полно соответствовал своей сущности в эпоху Московского царства. Реформы Петра I во многом нарушили его органику - началось сползание к абсолютизму, до той поры для России не характерному, но часто встречающемуся на Западе. Вклинившись инородным элементом в тело русской государственности, бюрократия с XVIII в. Начала растягивать и рвать живую ткань социального организма, разделяя народ на две части - простой народ и беспочвенную интеллигенцию. Многие исследователи славянофильства подчеркивают, что славянофилы отнюдь не хотели вернуть Россию к давно прошедшим временам, а лишь стремились развить отодвинутые европеизацией страны исконные "начала" русской жизни.

Не предполагая воскрешения идеальных "основ" (а тем более мелочей быта, нравов), концепция славянофилов указывала лишь на разумное привнесение самих начал, когда-то отвергнутых. К числу таких "начал" должны быть отнесены православие, единение сословий ("общинность", " соборность") и смирение (как существеннейшая черта русского национального характера). Славянофилы сформулировали идею особого русского пути, развиваясь по которому Россия сможет донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов. По мнению ФА. Степуна, "противополагая ранних славянофилов западникам, не должно забывать, что в известном смысле они отнюдь не менее западники, чем их противники. Разница только в том, что для славянофилов истинный запад - запад христианского средневековья и пореволюционной философии традиционализма и романтики.

Для западников же подлинный запад - запад уже преодоленного в романтизме просвещенческого рационализма и грядущего социально-политического господства народных масс"..

Значения в других словарях
Славянофильство

одно из направлений общественной мысли России в середине 19 в. См. Славянофилы. ..

Славянофильство

Одно из направлений русской общественной мысли XIX ст., сложившееся из следующих составных элементов. 1) националистического протеста против заимствований с Запада — протеста, не прекращавшегося с тех самых пор, когда начались эти заимствования, 2) философско-исторической теории национальной самобытности, формулированной к началу 40-х гг. При помощи восточных мистиков и немецких философских систем Шеллинга и Гегеля, и 3) панславистских симпатий, подсказывавшихся только что упомянутой теорией и п..

Славянофильство

-а, ср.. ..

Славянофильство

Возникшее у нас в России в 30-х годах прошлого столетия литературное и общественное движение, выразившееся в стремлении к самобытности, в желании освободиться из-под влияния Западной Европы. Благодаря очень горячему спору, который завязался между славянофилами и так назыв. Западниками, движение это позднее приняло очень дурной характер национального самовозвеличивания и огульно отрицательного отношения ко всему выходящему с Запада. Теперь славянофильство можно считать уже окончательно вымершим.(..

Славянофильство

Популярное, начиная с 1840-х гг., обозначение круга идей некоторых русских мыслителей и литераторов. Они, в отличие от своих идейных противников — «западников» (см. Западничество), настаивали на «особом пути России», считали, что она должна развиваться на своей собст-венной духовной основе, видели идеал русского государства в Московской Руси, осуждали петровские реформы, подражание Западу и т. Д. Для славянофильства типичны взгляды таких мыслителей, как И. С. Аксаков, И. В. Киреевский, А. С. Х..

Славянофильство

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Славянофильство

1. Ср.Идейно-политическое течение в Российском государстве середины XIX в., представители которого выдвигали идею самобытного развития России, отличного от развития стран Западной Европы.2. Ср.Убеждения, взгляды славянофила (2*) (противоп. Славянофобство).. ..

Славянофильство

СЛАВЯНОФИ́ЛЬСТВО -а. Ср.. ..

Славянофильство

-а, ср. В России в середине 19 в. Идейуо-политическое течение, представители к-рого противопоставляли исторический путь развития России развитию стран Западной Европы и идеализировали патриархальные черты русского быта и культуры. II прил. Славянофильский, -ая,-ое.. ..

Славянофильство

Славянофильства, мн. Нет, ср. (книжн., истор.). Националистическое течение русской общественной мысли середины 19 века, выражавшее интересы крепостнического дворянства и утверждавшее, в противовес западничеству, что Россия самобытна в своем историческом развитии и что патриархальная славянская культура должна прийти на смену культуре Запада с его капиталистическими отношениями и классовой борьбой. Славянофильство Хомякова, Киреевских, К. Аксакова и других. Было философией русской истории, создан..

Славянофильство

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО - течение общественной мысли в России в 1840-х - 1860-х гг. Это название было применено в 40-х гг. К тому кругу деятелей, к-рый в лице И.В.Киреевского (1808-1856), А.С.Хомякова (1804-1860), К.С.Аксакова (1817-1860), Ю.Ф.Самарина (1819-1876) и др. Считался основоположником школы С., боролся устно и печатно с идейными антагонистами - так наз. Западниками. Сами славянофилы считали свое направление «московским», «славяно-христианским» (Ю.Самарин, И.Киреевский) и признавали прозвище, ..

Славянофильство

– одно из наиболее влиятельных идейных течений в русской общественной мысли 40-х – 50-х гг. 19 в. Его сторонники обосновали необходимость развития России по самобытному пути, отличному от пути народов Западной Европы. По их убеждению, в основе развития страны должны лежать три начала. Православие, самодержавие, народность. Россия, по их мнению, в силу якобы ее особого положения и веса в мире, должна была повести за собой другие народы. Западная цивилизация воспринималась славянофилами как «безбо..

Славянофильство

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (СЛАВЯНОЛЮБИЕ) - религиозно-философское течение русской общественной мысли к. 30 - н. 60-х 19 в., в основе которого лежала проблема осмысления исторических судеб России, ее места и роли во всемирной истории и культуре. С. Существовало и развивалось в полемике с другим философским течением России - западничеством (Станкевич, Грановский, П.В. Анненков, Герцен, Бакунин, Н.П.Огарев и др.). Представители С. "старшие" славянофилы -Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Самарин. "младш..

Скрыпник Николай Алексеевич

(13 января 1872, слобода Ясиноватое Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, – 7 июля 1933, Харьков). Из семьи железнодорожного служащего. В социал-демократическом движении с 1897. Экстерном сдал экзамены за курс реального училища в Курске. В 1900 – 01 учился в Петербургском технологическом институте. Исключён за революционную деятельность. Был конторщиком, рабочим, счетоводом. Участник Революции 1905 – 07. делегат 3-го съезда РСДРП (1905), секретарь ПК партии. За организацию вооруженног..

Славинский Максим Антонович

[1868(?) – 1945(?)]. Окончил юридический факультет Петербургского университета. С 1899 сотрудник журнала "Жизнь", газеты "Северный Курьер, член "Союза взаимопомощи русских писателей", в 1901 подписал протест по поводу разгона демонстрации у Казанского собора. После Революции 1905 – 07 непродолжительное время был директором Киевского политехнического института. К 1911 секретарь журнала "Вестник Европы" и председатель "Василеостровского общества народных развлечений". Автор "националогической те..

Сложность Объекта Прогнозирования

Характеристика объекта прогнозирования, определяющая разнообразие его элементов, свойств и отношений. Ее количественной мерой может выступать минимальная длина программы, являющаяся описанием объекта в соответствии с целью прогноза.. ..

Слои Социальные

- социальные общности, выделяемые по одному или нескольким дифференцирующим признакам (доход, престиж, уровень образования и т.п.). С.с. Могут рассматриваться как составные части классов и больших социальных групп.. ..

Славянофильство

Идейное движение в России. Возникло в 30-х годах 19 в. И возглавлялось И. В. Киреевским, братьями Константином (1817-1860) и Иваном (1823-1886) Аксаковыми и Алексеем Хомяковым. Ссылаясь на историю философии Гегеля и интерес Гердера к слав, народам, они старались определить миссию, предназначение слав, миро- и жизнепонимания (см. Европейская философия), но вскоре заняли нетерпимую позицию по отношению к западноевропейскому образу мышления («западничеству») и неортодрксальному христианству.. ..

Славянофильство

Патриотическое направление русской общественной мысли 19 века, вызванное к жизни протестом против подражания Западу. Славянофилы отстаивали идею самобытного (только ей свойственного) пути развития России, отличного от пути развития других европейских стран. Наиболее яркими его представителями были. А.С. Хомяков, И.С. И К.С. Аксаковы, братья Киреевские. Против славянофилов выступали западники (см. Западничество).. ..

Дополнительный поиск Славянофильство Славянофильство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Славянофильство" в словаре Политический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Славянофильство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 15 символа