Суверенитет

223

(от франц. Souverainete - верховная власть) - верховенство прав. Суверенитет нации - верховенство прав нации, неделимое и неотделяемое право каждой нации самостоятельно без чуждого воздействия решать все вопросы своей внутренней и международной жизни. Одно из важнейших международных прав, лежащее наряду с другими в основе демократических отношений, право, закрепленное в Уставе ООН и других международных актах. Необходимо различать национальный и государственный суверенитеты означающие соответственно верховенство прав нации и прав государства, где суверенитет нации является первоосновой, а государственный суверенитет - одной из форм реализации суверенитета нации, живущей в данном государстве. Суверенитет нации, национальный суверенитет уже со времен Французской революции прочно входит в число основополагающих демократических принципов и прав.

Бурное развитие производства и его интернационализация, связанные с перекройкой государственных границ и созданием колониальных империй, с закабалением одних наций другими, с непрекращающейся миграцией населения и перемешиванием наций и народностей, а также развитие национального самосознания и национальных движений ставят проблему развития наций, межнациональных отношений и утверждения суверенитета нации на одно из первых мест. XX век обострил эту проблематику. Две мировые войны, Октябрьская революция и провозглашенное ею право наций на самоопределение, вплоть до отделения и создания самостоятельных государств, а также распад колониальных империй в середине и конце XX в. Еще больше драматизировали эту проблематику, сделали ее осью многих международных конфликтов и предметом многочисленных международных переговоров.

Несмотря на всю актуальность и остроту межнациональных проблем и проблем суверенитета наций можно утверждать, что ни одно течение общественнополитической мысли и ни одно политологическое направление не сумело пока предложить научного решения этих проблем, о чем свидетельствуют острые, а иногда и весьма кровопролитные, не прекращающиеся межнациональные конфликты на Ближнем Востоке и в Великобритании, в Канаде и США, на территории бывшего Советского Союза. Наиболее обширным и поучительным является эксперимент коммунистов, попытавшихся на марксистской основе решить национальный вопрос в странах "реального социализма". Правильно объявив национальный вопрос частью общесоциальных проблем, но не поняв органической связи национальных проблем не только с классовыми отношениями, но и с общечеловеческой проблемой прав и свобод граждан, марксизм, а позже ленинизм, хотя и наметили ряд решений, допустили много принципиальных просчетов и ошибок.

Реализуя эти концепции на практике, коммунисты хотя и решили некоторые вопросы (спасение от вырождения и исчезновения ряда народов, создание национально-государственных структур, возрождение языков и культур, выравнивание уровней социально-экономического развития, провозглашение равноправия и дружбы народов, налаживание практического сотрудничества и взаимодействия народов и др.), в целом не решили проблему межнациональных отношений. Более того, допущенные ими грубейшие несправедливости, просчеты и ошибки обусловили то, что созданные под их эгидой многонациональные объединения и образования- " содружество социалистических стран", Советский Союз РСФСР, СФРЮ, Чехословакия - в своем коммунистическом виде не выдержали испытания временем.

Одни распались, другие столкнулись с небывалыми трудностями и конфликтами. Особенно негативно сказалось здесь наследие сталинизма. Одним из центральных постулатов сталинского преобразования Советского Союза, задуманного как федерация, в унитарно-тоталитарное, сверхцентрализованное государство, в новую "тюрьму народов" или сталинскую империю - реальный Советский Союз, был постулат "ограничения суверенитета", т.е включения республик в Советский Союз с "ограниченным" суверенитетом. Позже эта великодержавная идея воспроизводилась всеми советскими номенклатурными руководителями - Н.Хрущевым, Л.Брежневым (" доктрина Брежнева"), К.Черненко, М.Горбачевым, Б.Ельциным ( концепция "делегирования республиканских прав в центр").

В чем ее суть. Советский Союз (сейчас Россия) как единое, централизованное государство объявлялся носителем общих интересов всех людей (народов), всех республик, которые во имя этих интересов, для их реализации добровольно "ограничивают" свой суверенитет, передавая (или, как стали говорить при М.Горбачеве и Б.Ельцине - "делегируя") часть своих суверенных прав в Центр. При принятии сталинской Конституции 1936 г. Широко обосновывалось "ограничение суверенитета" как необходимое и естественное условие успешного развития Союза. Чем это обернулось для всех советских народов, особенно русского, оказавшегося даже в худшем положении, в сравнении с другими, не говоря уже о "выселенных" народах, утративших свои национально-государственные структуры, свои земли, народах, подвергшихся ограничениям в развитии национального языка, литературы, культуры, - всем известно.

Концепция "ограниченного суверенитета" (и все ее разновидности - от "доктрины Брежнева" до концепции Горбачева о "делегировании части суверенных прав республик в Центр") глубоко ошибочна и вредна. Чтобы убедиться в ее ошибочности, задумаемся над содержащейся в ней логикой. Она проста. Дескать, чем больше развивается производство, чем органичнее связи между республиками, их специализация и кооперация, тем большим становится и объем общих координирующих и управляющих функций, а значит - тем больший объем суверенных прав и полномочий республик должен быть передан Центру. Таким образом, каждый шаг вперед общесоюзного производства, республиканской специализации и кооперации означает шаг назад в развитии суверенитета нации ( народа), чем дальше продвинулась интернационализация и интеграция производства, тем ограниченнее суверенитет нации (народа).

Однако жизнь свидетельствует о другом. Суверенитет нации (народа) как совокупность их прав и полномочий, определяющих их развитие, их судьбу, в демократическом обществе неделим и неотчуждаем ни полностью, ни по частям. Но этот суверенитет не следует смешивать с государственно-политическими формами его реализации, которые могут быть разными. Национально-государственными (республиканскими), межреспубликанскими (в СССР или в СНГ) и надгосударственными (скажем, с помощью ООН). Спрашивается. Есть ли возможность мирным путем, политическими договоренностями решить вставшие здесь острые вопросы. Да, есть. Во всех случаях, когда речь идет о многонациональных объединениях, федерациях, конфедерациях или других образованиях, должен быть провозглашен и обеспечен абсолютный и неотчуждаемый суверенитет всех и каждой входящей в такое объединение нации (народа).

Если внутри подобных политических или государственных объединений возникает потребность в создании общих координирующих или даже управляющих органов, то должно быть заявлено, что этим органам никто не делегирует, не отдает какие бы то ни было права и полномочия республик (наций), что в этих органах представители наций, народов, республикгосударств СОВМЕСТНО РЕШАЮТ вопросы, представляющие для них и индивидуальный и общий интерес. При этом каждая нация ( республика) имеет неотчуждаемое право принимать или не принимать участие в том или ином акте, соглашении, действии. Каждая республика-государство будет участвовать в решении общих проблем либо в федеративных, либо в конфедеративных формах, либо как ассоциированный член.

Иначе говоря, никакие решения государственных или политических органов подобного объединения, скажем, СНГ, как и своих национальнореспубликанских, затрагивающие интересы данной нации (народа), не могут иметь места без законодательно предусмотренного согласия нации (народа), их полномочных представителей. Понятие суверенитета относится к праву данного государства на существование. Суверенитет - слово дошедшее до нас из средних веков (от еврофранцузского "править, господствовать") - исходно означало власть монарха на господство в своем королевстве. Впоследствии значение данного термина расширилось, и он стал употребляться для обозначения национального контроля над территорией страны, владение ее землями.

Нации довольно ревностно относятся к своему суверенитету, а правительства прилагают все усилия к его сохранению. Они содержат армии для отражения вторжения извне, они охраняют целостность граним путем введения паспортного и визового режима. Они выслеживают и захватывают террористов, имеющих целью нарушение суверенитета данного государства. Споры в отношении суверенитета являются одними из наиболее яростных в мире. Эти споры сотрясают многие страны. Большинство палестинцев хотело бы чтобы Израиль как государство исчез с лица земли, а вместо него возникло бы новое суверенное государственное образование - Палестина. Некоторые умеренно настроенные палестинцы согласились бы на "остатки страны", имея в виду ее сохранившиеся части, т.е.

Западный берег реки Иордан и сектор Газа. Палестинские террористы, однако, готовы убить каждого, кто, по их мнению, противостоит их принципам, включая американских туристов и дружественных арабов. Израиль, естественно, не собирается жертвовать своим суверенитетом и оказывает им твердое противодействие. В Северной Ирландии тоже стоит вопрос о суверенитете. Ирландская революционная армия, представляющая католические меньшинства в стране, занялась организацией убийств и взрывов с целью выделения Ольстера из сферы действия британского суверенитета. ИРА стоит за объединение Северной Ирландии с Республикой Ирландией. Монархисты же, представляющие протестантское большинство, клянутся, что они этого никогда не допустят.

В результате - гражданская война, в которой погибли уже 2500 человек. На севере Испании баскские сепаратисты занимаются убийствами полицейских и правительственных чиновников, безуспешно пытаясь основать независимое государство басков, чего Мадрид никогда не допустит. Очевидно, что понятия законности и суверенитета взаимосвязаны. Король или королева могут с помощью силы установить суверенитет своего государства, но их наследники, безусловно, его потеряют, если они не сумеют доказать законности своей власти. С утратой суверенитета исчезает и законность. На примере Ливана можно проиллюстрировать, как с утратой режимом законности может серьезно встать вопрос о национальном суверенитете. Десятилетиями у власти в Ливане находились христиане, хотя в целом в стране их было меньшинство.

В глазах большинства ливанских мусульман правительство в Бейруте не обладало законностью, т.к. Большей частью проводило прохристианскую политику и мало прислушивалось к голосу мусульман. В 1975 г. Началось восстание, в котором между более чем десятком национальнополитических вооруженных формирований развернулась борьба за первенство. В 1976 г. Сирия заняла восточную часть страны, а в 1982 г. Израиль оккупировал юг Ливана. Ливан, по существу, потерял свою независимостъ. Правительство больше не контролировало ситуацию в стране и не могло организовать отпор иностранным захватчикам. Страны со слабой законностью власти становятся легкой добычей для своих агрессивных соседей. С другой стороны, чем больше дипломатического признания получает страна, тем сильнее ее суверенитет и законность власти.

Международная политика имеет небольшое отличие от политики внутренней, которую мы рассматривали. Внутренняя политика имеет место в рамках суверенного субъекта международных отношений - то, что мы называем государством или страной, - в то время как международная политика имеет место между такими субъектами международных отношений. Суверенитет . Означает быть хозяином на своей собственной земле, сохранять за собой последнее слово в юридических спорах на территории страны. Понятие суверенитета возникло в XVI в., когда абсолютистские монархии укрепляли свои позиции и искали правовое оправдание для этого. Суверенитет является одерживающей силой в стране. Преступники, повстанцы и отступники теоретически контролируются или подавляются суверенным правителем, которым сейчас является уже не король, а национальное правительство.

Суверенитет также означает, что иностранные державы не имеют никакого права вмешиваться в дела вашей страны. Их влияние прекращается на ваших границах..

Значения в других словарях
Суверенитет

государственный (нем. Souveränität, от франц. Souverainete — верховная власть), верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства. Термин «С.» в государственно-правовом смысле был впервые введён в 16 в. Французским учёным Ж. Боденом. Идея С. (народного С.) была использована буржуазией в её борьбе против абсолютизма и феодальных порядков, для привлечения на свою сторону народных масс. В разных с..

Суверенитет

СУВЕРЕНИТЕТ (нем. Souveranitat - от франц. Souverainete - верховная власть), независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета - основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и др. Международных актах.. ..

Суверенитет

СУВЕРЕНИТЕТ (французское souverainete - верховная власть>), в праве независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета - основной принцип современного международного права, закрепленный в Уставе ООН и других международных актах.. ..

Суверенитет

(Souveraineté, suprema potestas) — верховенство, совокупность верховных прав, принадлежащих государству или его главе. Главный момент, определяющий понятие С., есть момент отрицательный. Над данною властью, которой принадлежит С., не должно стоять никакой другой власти, имеющей правомерное полномочие давать ей повеления или препятствовать осуществлению ее воли. С. Принадлежит обыкновенно главе государства, т. Е. Монарху, царствующему по собственному праву, власть которого не делегирована никакой..

Суверенитет

-а, м.. ..

Суверенитет

(фр.). Совокупность верховых прав, принадлежащих главе государства.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)права верховной власти по отношении к подданным. Верховенство.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Суверенитет

Сущ., кол-во синонимов. (4). ..

Суверенитет

Верховенство властиСр. Народный суверенитет - верховность общей воли над волею всех неделимых. Но признание этого принципа в политике ведет к необходимости определить природу и объем народного суверенитета.А.Д. Градовский. Парламентаризм во Франции.Ср. Souveraineté - верховная власть (souverain - государь (верховный).Ср. Super (anus) - на верху.см. Принцип.. ..

Суверенитет

М.Абсолютная независимость государства от других государств во внешних отношениях и верховенство во внутренних делах.. ..

Суверенитет

СУВЕРЕНИТЕ́Т -а. М.. ..

Суверенитет

-а, м. Полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и во внешней политике. Соблюдать с. Государственный с.. ..

Суверенитет

Суверенитета, мн. Нет, м. (полит.). Права, положение суверена, верховенство, права верховной власти (право). В 18 веке Англия утратила суверенитет над Северной Америкой. || Независимость государства в его внутренних делах, право собственного законодательства. - Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в статье 14 Конституции СССР. Вне этих пределов каждая Союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. Конституция СССР.. ..

Суверенитет

Англ. Sovereignty независимость государства в международных отношениях.. ..

Суверенитет

(фр. Souverainete - верховная власть) - верховенство и независимость власти. В науке конституционного права принято различать несколько видов С. 1) государственный С. - верховенство государственной власти на всей территории страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. Полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а тж. Неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме..

Суверенитет

(фр. Souverainete - верховная власть) - верховенство и независимость власти. В науке конституционного права принято различать несколько видов С.:1) государственный С. - верховенство государственной власти на всей территории страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. Полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а тж. Неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кром..

Суверенитет

(sovereignty). ..

Суверенитет

Верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти. В конституционном праве принято выделять три следующих аспекта (разновидности) С.. ..

Суверенитет

(фр. Souveraine-te - верховная власть). ..

Суверенитет

(фр. Souveraine-te - верховная власть)верховенство, единство,самостоятельность и независимость власти. В конституционном праве принято выделять три разновидности С. .а) С. Народа, или народный С. Суть этой концепции в том. Что народ- носитель С. И единственный источник власти в обществе и государстве, народу принадлежит вся полнота власти. Власть народа осуществляется в трех формах - государственной, общественной и власти местного самоуправления.Государственную власть осуществляют либо народ неп..

Суверенитет

— верховная власть — независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение С. — основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и других международных актах.. ..

Суверенитет

(нем. Souveränität, от франц. Souveraineté - верховная власть) - верховенство гос. Власти внутри страны и ее независимость в междунар. Отношениях. Верховенство гос-ва означает подчинение ему всех лиц и орг-ций в пределах гос. Территории. Гос. Независимость выражается в неподчинении данного гос-ва к.-л. Внешней власти, т. Е. Власти др. Гос-ва. Термин "С." в гос.-правовом смысле был впервые введен во Франции в 16 в. Ж. Боденом, к-рый определяет С. Как верховенство и независимость его единств. Носи..

Субъекты Рф

- государственно-правовые образования (общности), образующие в совокупности РФ. В составе РФ 89 субъектов, в т.ч. 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения ( Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область (Еврейская автономная область), 10 автономных округов. Конституция РФ (1993) устанавливает 6 видов С. РФ. Республики в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Согласно Конституции РФ, все С. РФ равноправны между ..

Суверен

(фр. Souverain) - носитель верховной власти.. ..

Суверенитет (верховная Власть)

Полная политическая независимость и самостоятельность государства в его внутренних делах и внешних отношениях, не допускающая иностранного вмешательства. Государственным С. Обладают все государства, независимо от величины их территории, количества населения и общественного строя.. ..

Суверенитет Государственной Власти

- верховенство государственной власти, ее независимость от любых властей и сил внутри государства или других государств.. ..

Дополнительный поиск Суверенитет Суверенитет

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Суверенитет" в словаре Политический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Суверенитет, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 11 символа