Теории Власти
- множество подходов к определению сущности власти можно условно разделить на атрибутивно-субстанциональные и реляционные. Атрибутивно-субстанциональные концепции трактуют власть как атрибут либо как самодостаточный "предмет" или "вещь". В русле этого подхода можно говорить о потенциально-волевых, инструментально-силовых и структурно-функциональных концепциях власти. Потенциально-волевые концепции определяют власть как способность или возможность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю (И.Фихте, Г.Гегель, К.Маркс, А.Шопенгауэр, М.Вебер). В инструментально-силовых концепциях власть отождествляется со средствами ее реализации (Ч. Мерриам, Д.Кэтлин, Г.Моргентау). В современной политической теории наибольшее распространение получили системная и структурно-функциональная концепции власти (Т.Пирсоне, Д.Истон, М.Крозье и др.).
В рамках системных концепций можно определить три подхода к пониманию власти. Первый - истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы (Т.Парсонс). Второй подход рассматривает власть на уровне конкретных систем - семьи, организации и т.п. (М.Крозье). Третий подход характеризуется тем, что определяет власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы (М.Роджерс). Среди представителей системного подхода есть теоретики (К.Дойч, Н.Лумап), трактующие власть как средство социального общения (коммуникации), которое позволяет регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Они видят назначение власти в разрешении постоянно возникающего противоречия между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами.
Реляционные концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяют влияние на второго. Можно выдели три основных варианта теорий религиозной интерпретации власти. Теории "сопротивления", "обмена ресурсами) и "раздела зон влияния". В теориях "сопротивления" (Д.Картрайт, Дж.Френ Б.Рейвен и др.) исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление ( объекта. Соответственно разрабатываются классификации различных степе ней и форм сопротивления. В теории "обмена ресурсами" (П.Блау, Д.Хисон, К. Хайнингс и др.) на первый план выдвигаются ситуации, когда имевшее место неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения, и вследствие этого возникает острая потребность в ресурсах у тем, кто их лишен.
В этом случае индивиды,) располагающие "дефицитными рецептами", могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение. Теории "раздела влияния" (Д. Ронг и др.) предлагают при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимании не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается момент изменяемости рол лей участников взаимодействий. Если одной ситуации властью обладает один индивид по отношению к другому, то (я трансформацией сферы влияния позиции участников меняются. К реляционным концепциям некоторые исследователи относят и бихевиористские (поведенческие) концепции власти. Подобно авторам реляционных концепций, бихевиористы исходят из трактовки власти как отношения между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых.
Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания, следовательно, определяющей формой политической активности человека. Власть объявляется исходным пунктом и конечной целью политического действия. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г.Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание "политической энергией". Человек видит во власти средство улучшения жизни, приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть - это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием.
Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил. Для бихевиористов характерно также рассмотрение политических отношений как рынка власти. Правила рыночной торговли. Учет спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен и конкуренция продавцов и покупателей - они и только они выступают регуляторами, автоматически (без внешнего принуждения) обеспечивающими функционирование политической системы общества. Политические субъекты активно действуют на рынке власти, пытаясь выгодно использовать имеющиеся у них ресурсы (от природной воли к власти до накопленных запасов, имеющихуже реальный объем), где эти ресурсы и получают общественное признание как таковые.
К классу реляционных концепций власти можно отнести и новейшие постструктуралистские (или неоструктуралистские) концепции "археологии и генеалогии власти" М.Фуко и "поля власти" П.Бурдье. М.Фуко, к примеру, уточняет, что власть это не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения ("отношение отношений"). Отношение между субъектами власти объявляется им неперсонифицированным и неовеществленпым, поскольку данные субъекты находятся каждый момент в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжений и соотношения взаимных сил. П.Бурдье вводит понятие "символической власти", обосновывая его как совокупность "капиталов" (экономических, культурных и т.д.), которые распределяются между субъектами власти в соответствии с их позициями в "политическом поле" (социальном пространстве, образуемом и конструируемом самой иерархией властных отношений).
Все приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность, многозначность этого политического феномена..
Дополнительный поиск Теории Власти
На нашем сайте Вы найдете значение "Теории Власти" в словаре Политический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Теории Власти, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 13 символа