Вознаграждения

85

(rewards) Античная теория гедонизма осн. На заманчивом допущении, что поведение регулируется наслаждением и страданием. Мы стремимся делать то, что доставляет нам удовольствие, и стараемся избегать болезненных стимулов или ситуаций. Сформулированный т. О. Принцип удовольствия - страдания оказывается по своей сути мотивационным принципом. Торндайк в поисках теории, к-рая бы могла объяснять адаптивное поведение (по аналогии с эволюционным отбором физ. Признаков), применил этот принцип В. И наказаний к научению. Он высказал предположение о способности животных (и людей) к научению. Если организм повторил к.-л. Реакцию, все то, что следовало за этой реакцией в предыдущей попытке, м. Б. Названо В. Если к.-л. Реакция не возникает повторно, все то, что следовало за этой реакцией в предыдущей попытке, может рассматриваться как наказание.

Т. О., если ребенка отшлепали за неблаговидный поступок, такое воздействие может и не вызвать сдерживающего эффекта - напротив, оно может привести к тому, что ребенок сочтет такое наказание "удовлетворяющим" нек-рую гипотетическую потребность во внимании. Однако гипотеза о том, что наказание ослабляет связи между стимулом и реакцией, так и не получала удовлетворительного подтверждения в экспериментах, и в конечном итоге Торндайк отказался от идеи, что вызывающие неудовольствие стимулы имеют к.-л. Иное отношение к научению, помимо побуждения организма испробовать др. Реакции. Т. О., научение стало делом В. Желательных реакций. К 1938 г. Два наиболее выдающихся последователя торндайковской теории осознали необходимость в изменении ее терминологии.

Для обоих, К. Л. Халла и Б. Ф. Скиннера, "удовлетворители" (satisfiers) трансформировались в "подкрепления" (reinforcements). Халл определял подкрепление в терминах убывающих степеней воздействия драйва (или внутреннего побуждения). В., или "удовлетворители", теперь превратились в ослабители драйва, и научение могло происходить только при уменьшении силы драйвов. Так, пища для голодной крысы ослабляла драйв голода и каким-то образом это ослабление внутреннего побуждения усиливало связь между стимулом и реакцией. По мнению Скиннера, термин "драйв" был слишком неопределенным и/или субъективным, и он заменил его термином "депривация". С этой т. Зр. Крыса, к-рую продержали какое-то время без пищи, будет находиться в депривированном (букв.

- "лишенном") состоянии и, находясь в таком состоянии, будет научаться (или выполнять) определенный акт поведения, за к-рым следует пища (подкрепление). Для Скиннера, как и для Торндайка, в качестве подкрепления может использоваться все, что приводит к более устойчивому или быстрому выполнению деятельности, к-рая прежде возникала лишь случайно. Скиннер, подобно Торндайку, не считал наказание действенным, поскольку смог продемонстрировать, что после подкрепления реакции наказание уже не влияет на вероятность будущих повторений и может только отсрочивать их. Вторичное подкрепление Для Халла и Скиннера представлялось очевидным, что люди не совершают действий или поступков ради В. В виде незамедлительного ослабления биолог.

Драйвов. Люди включаются в деятельность, когда они получают похвальные отзывы, золотые звезды, деньги или др. В. Небиолог. Характера. Дабы перебросить мост через ту пропасть, к-рая существует между поведением людей и голодных крыс, было введено понятие вторичного подкрепления. При этом предполагалось, что вторичное подкрепление приобретает свою подкрепляющую силу благодаря ассоц. С первичным подкреплением. Отметим, что при введении вторичных подкреплений никакой реакции не требуется - стимул прослеживается в появлении В. Парциальное (частичное) подкрепление Скиннер обнаружил, что когда В. Или подкрепления время от времени пропускались, крысы и голуби (как, впрочем, и люди) работали усерднее или дольше, чем когда В.

Регулярно следовали за каждой реакцией. Т. О., для закрепления и повышения устойчивости нек-рого поведения рекомендуется почаще перемежать невознаграждаемые попытки вознаграждаемыми, однако не настолько часто, чтобы это могло привести к его "угашению" (ослаблению связей между стимулом и реакцией). Критика Уже в тот период, когда Халл и Скиннер подчеркивали важность В. Для научения, возникали серьезные критические возражения против мнения, что В. Имеют прямое отношение к научению. Вероятно, В. Играют определенную мотивирующую роль, но научение может осуществляться и без них. В 1940-1950-х гг. Было проведено множество исслед. По т. Н. "побочному научению" (incidental learning). В этих исслед. Испытуемых инструктировали учиться делать одни вещи, тогда как проверяли выполнение др.

Было обнаружено, что они часто научались делать то, чему их не обязывали учиться, и даже тому, чему их инструктировали не учиться. В таких исслед. Испытуемые определенно никак не подкреплялись за подобное "непрошенное" научение. В 1970-х гг., когда интерес к связи В. С научением начал постепенно снижаться, обнаружилась его новая роль, вероятно в большей степени раскрывающая его истинную природу, - роль мотивирующего фактора. Поведенческие терапевты стали применять предложенные Скиннером процедуры в целях модификации челов. Поведения, т. Е. Вознаграждая людей, когда те вели себя неким желательным образом, и лишая их В., когда они демонстрировали нежелательное поведение. Эта древняя как мир практика всех родителей была перенесена на клиническую сцену в более систематическом и стандартизированном (или регулируемом) применении.

Применение В. В настоящее время связывается гл. Обр. С областью контроля поведения, в к-рой они демонстрируют свою очевидную эффективность. Родители часто не осуществляют должного контроля за поведением детей, поскольку они не склонны к систематическим действиям и, как правило, не формулируют четко своих требований к тому поведению, к-рое им хотелось бы видеть. Родителям следует осознать, что В. Желательного поведения, по-видимому, является единственной процедурой, позволяющей достичь желаемых эффектов. Им тж следует принять во внимание предостережения Скиннера в отношении наказания, поскольку, помимо своей общей неэффективности, наказание зачастую сопровождается негативными побочными эффектами (гнев, обида), к-рые могут повлечь за собой нежелательные последствия.

См. Также Внешние побуждения (стимулы), Мотивация Б. Р. Бугельски.

Значения в других словарях
Вознаграждение

Свободное значение – любое событие или предмет, который приносит радость или удовлетворение и который получен, когда была выполнена некоторая поставленная задача. Сходство между этим понятием и тем, которое обозначается термином подкрепление, особенно в значении 3, привело к тому, что некоторые авторы трактуют их как синонимы. Для понимания составных терминов, в которых термин вознаграждение исползуется, таким образом, см. Соответствующие термины, приведенные после статьи подкрепление, например,..

Вознаграждений, Матрица

Матрица или таблица, которая отражает различные затраты и выгоды, связанные с каждым из возможных результатов в эксперименте по обнаружению сигналов, игре, эксперименте на принятие решения и т.д. Например, дилемма заключенного.. ..

Вознаграждения И Собственный Интерес

(rewards and intrinsic interest) Обычно предполагают, что В. За выполнение задачи повышает будущую мотивацию и интерес к такой деятельности. Это предположение поддерживается рез-тами многочисленных исслед. Однако недавние исслед. Показали, что иногда возникает противоположный эффект. При нек-рых условиях внешние В. За выполнение деятельности, к-рая сама по себе ("внутренне") интересна субъекту, подрывают последующий интерес к задаче. Одно из объяснений такого разрушающего эффекта В. Называют гип..

Вознаграждения, Ожидание

В теории научения Толмена – внутренний процесс, который происходит тогда, когда организм обнаруживает, что находится в той ситуации, которая ранее была связана с вознаграждением.. ..

Дополнительный поиск Вознаграждения Вознаграждения

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вознаграждения" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вознаграждения, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 14 символа