Возраст

118

(англ. Age) - объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (гг., мес, дни и т. Д.). В науке (психологии) используется условный В., определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни. Обычно выделяются. От зачатия до рождения (пренатальный В.), младенческий В. (от рождения до 1 г.), раннее детство, или ранним В. (1-3 г.), дошкольный В. (3-6/7), младший школьный В. (6/7-11/12), отрочество, или подростковый В. (11/12-15/17), юношеский В. (15/17-19/21), молодость (19/21-25/30), зрелость (25/30-55/60), старость (55/60 и выше).

Периодизация позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать В. Содержательное значение. Для каждого В. Определяются нормативы развития (психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т. Д.), "социальная ситуация развития". (Л. С. Выготский), психологические новообразования и пр.Стабильные (литические) В. Чередуются с кризисами возрастного развития (см. Кризисы возрастные), переходными периодами от одного возрастного этапа к др. (чаще в детстве, чем во взрослости). Иногда специально выделяются биологический, социальный и психологический В.,определяемые соотнесением определенной суммы биологических, социологических и психологических параметров индивида с некоторым нормативным (среднестатистическим) симптомокомплексом.

См. Также Периодизация психического развития, Пренатальное развитие, Новорожденность, Акме. (А. В. Толстых.)Добавление. Прежде всего, можно и нужно разделить объективно-нормативный (или научно-нормативный) подход к определению В. И субъективно-нормативный. Последний включает в себя стихию и многообразие человеческих установок (в т. Ч. Стереотипов и предрассудков), действующих при качественной и количественной оценке собственного и чужого В., в процессе применения тех или иных возрастных категорий. Такое понятие, как эйджизм, репрезентирует как раз один из итогов научного изучения субъективных возрастных норм. Термином "эйджизм". Обозначаются весьма распространенные в современном обществе негативные и позитивные стереотипы в отношении разных возрастных категорий людей (особенно пожилого В.).

Изучение субъективных "норм". (т. Н. Обыденного сознания) необходимо для понимания и предсказания поведения людей.Объективно-нормативный подход к определению В. Основан на исследовании текущего состояния (определяемого по референтным показателям) в биологическом, психологическом или социальном развитии человека и сравнении данного состояния с нормативными характеристиками, установленными для разных хронологических возрастных категорий в массовых обследованиях с использованием научных методов и статистических показателей.Наконец, существует особый пласт возрастных норм (назовем их "формальными"), которые являются достоянием традиционной культуры, законодательства, административного аппарата.

Их изучают этнографы, историки, правоведы, культурологи, педагоги, отчасти социологи, социолингвисты и т. Д. К сожалению, нередко именно разнообразие формальных норм служит единственным основанием для суждений психологов об историчности и культурной относительности тех или иных возрастных периодов в психическом развитии. Формальные нормы являются важным фактором, сложным и неоднозначным образом влияющим на жизнь и развитие людей, но особенно они эффективны в понимании поведения людей, которые в силу своего социального положения должны следовать формальным нормам ("играть". Соответствующие социальные роли). Теоретически, конечно, и сами формальные нормы находятся под некоторым обратным влиянием как регулируемой ими жизни, так и научных исследований, в которых применяется объективно-нормативный подход, но чаще всего это влияние оказывается крайне избирательным.

(Б. М.).

Значения в других словарях
Вознаграждения И Собственный Интерес

(rewards and intrinsic interest) Обычно предполагают, что В. За выполнение задачи повышает будущую мотивацию и интерес к такой деятельности. Это предположение поддерживается рез-тами многочисленных исслед. Однако недавние исслед. Показали, что иногда возникает противоположный эффект. При нек-рых условиях внешние В. За выполнение деятельности, к-рая сама по себе ("внутренне") интересна субъекту, подрывают последующий интерес к задаче. Одно из объяснений такого разрушающего эффекта В. Называют гип..

Вознаграждения, Ожидание

В теории научения Толмена – внутренний процесс, который происходит тогда, когда организм обнаруживает, что находится в той ситуации, которая ранее была связана с вознаграждением.. ..

Возраст Дошкольный

- этап развития психического от 3 до 6-7 лет. Характерен тем, что деятельностью ведущей является игра. Весьма важен для формирования личности ребенка. В его рамках выделяются три периода. 1) возраст дошкольный младший - от 3 до 4 лет. 2) возраст дошкольный средний - от 4 до 5 лет. 3) возраст дошкольный старший - от 5 до 7 лет. В ходе игры - деятельности игровой - происходит усвоение основных приемов деятельности орудийной и норм поведения социального. Наряду с деятельностью игровой в этом возрас..

Возраст Младенческий

- период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В возрасте младенческом выделяют три этапа. 1) новорожденность (первый месяц жизни) - когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми. 2) первое полугодие жизни - во время коего деятельностью ведущей становится ситуативно-личностное общение со взрослыми (->. Этап полугодия первого). 3) второе полугодие жизни -"когда ведущей становится деятельность предметно-манипулятивная ->. Этап полугоди..

Дополнительный поиск Возраст Возраст

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Возраст" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Возраст, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 7 символа