Вюрцбургская Школа

93

(англ. Werzburg school) - возникшее в нач. XX в. Антисенсуалистическое направление в нем. Психологии. Возглавил его О. Кюльпе. Представителями его были также А. Майер, И. Орт, К. Марбе, К. Бюлер, Г. Уатт, Я. Ах, А. Мессер. К взглядам В. Ш. Примыкает теория мышления О. Зельца. Философские основы В. Ш. Эволюционировали от позитивизма и критического реализма к феноменологии Э. Гуссерля.Впервые подвергнув экспериментальному исследованию мышление, В. Ш. Ввела в психологию методику предъявления задач и преобразовала интроспекцию в "метод систематического экспериментального самонаблюдения". (Ах).В противоположность сенсуалистской ассоциативной теории В. Ш. Выдвинула положение о том, что ощущения и наглядные представления выполняют в мышлении лишь вспомогательную, побочную роль.

Выдвинув теорию без-образной, или ненаглядной, мысли (см. Мышление без-образное), В. Ш. Выделила в содержании мышления особые состояния сознания, знания ненаблюдаемого типа (сознание правил, сознание отношений, мысли-интенции) особые акты сознания. Мышление в В. Ш. Получило толкование как активный процесс, управляемый особой психологической установкой (Уатт), детерминирующей тенденцией (Ах), направляющими течение мыслей в решении задач. Зельц дал описание процесса решения творческих задач, центральным звеном которого выступила "антиципирующая схема". Она направляет и контролирует ход мыслительного процесса до тех пор, пока не будет заполнена содержащаяся в ней "брешь", которая соответствует искомому задачи (см.

Антиципация).Факты, полученные В. Ш., существенно обогатили знания о мышлении и изменили представления о сознании, сложившиеся в ассоциативной психологии. Однако сделанные В. Ш. Выводы о природе мышления как особой духовной активности, не связанной с речью, чувственной основой и практикой, вызвали критику {В. Вундт, Э. Титченер, Г. Э. Мюллер). В отечественной науке глубокую интерпретацию исследований В. Ш. Дал П. Я. Гальперин. (А. Н. Ждан.).

Значения в других словарях
Вычленение

(disarticulation) - разделение двух костей в суставе. Может быть связано с травмой или иногда выполняется хирургом во время операции ампутации (например, конечности, пальца на руке или ноге).. ..

Выше Идентичности

- тот уровень опыта, на котором наиболее ярко проявляется ваша сущность и ваша связь с другими людьми, уровень духовности. Один из неврологических уровней.. ..

Вязкость

Патологическая инертность протекания психических процессов, их замедленность, тугоподвижность, недостаточность переключаемости. Может проявляться в мышлении (вязкое мышление больных эпилепсией) и аффективности (ригидность аффекта при эпилепсии, после перенесенного энцефалита). У больных эпилепсией аффективная В. Нередко сочетается с взрывчатостью, эксплозивностью (дефензивно-эксплозивная пропорция темперамента, по E. Kretschmer [1922]). Син. Вискозность психических процессов, прилипчивость.. ..

Вялость, Инертность

(torpor) - состояние пассивности и замедленной реакции на окружающие раздражители. Характерно для некоторых психических заболеваний. Кроме того, наблюдается при некоторых отравлениях или нарушениях обмена веществ.. ..

Дополнительный поиск Вюрцбургская Школа Вюрцбургская Школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вюрцбургская Школа" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вюрцбургская Школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 18 символа