Гештальт-психология
(англ. Gestalt psychology) - психологическое направление, существовавшее в Германии с нач. 1910-х до середины 1930-х гг. Основные представители Г.-п. (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка) работали, г. О., в Берлинском ун-те, поэтому Г.-п. Иногда называют Берлинской школой. В Г.-п. Получила дальнейшую разработку проблема целостности, поставленная Австрийской школой, при решении которой Г.-п., вышла за пределы элементаристской методологии, подвергнув ее теоретической и экспериментальной критике, и создала целостный подход к изучению психики и сознания.Философской основой Г.-п. Является "критический реализм", основные положения которого родственны философским идеям Э. Геринга, Э. Махха, Э. Гуссерля и И. Мюллера. Согласно Г.-п., для человека существуют 2 отличных друг от друга "мира".
Мир физический, лежащий "за". Переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений), который в Г.-п. Называли в разных контекстах "объективным". Или "субъективным". Последний Г.-п. Рассматривала в 2 отношениях. Как физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую (феноменальную) реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия).Следовательно, психологические законы сводились в Г.-п. К законам физиологии мозга. Вместе с тем Г.-п. Не отказывается и от изучения феноменов сознания методом феноменологического самонаблюдения. Само сознание понималось как некое динамическое целое, "поле", каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитными полями в физике).
Единицей анализа сознания выступает гешталът как целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих его ощущений.Различные формы гештальтов изучались в Г.-п. На материале восприятия кажущегося движения., формы (в т. Ч. Отношений "фигуры-фона"), оптико-геометрических иллюзий. Были выделены т. Н. Факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему "психологическом поле". В целостные гештальты. "фактор близости", "фактор сходства", "фактор хорошего продолжения". (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют прегнантные, наиболее простые конфигурации), "фактор общей судьбы".
(объединение в 1 гештальт, напр., 3 движущихся в одном направлении точек среди множества др., движущихся в разных направлениях) и т. Д. В основе принципов группировки лежит более общий закон перцептивного поля - закон прегнантности, т. Е. Тенденция этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и "экономной". Конфигурации. С т. Зр. Г.-п., данные законы представляют собой феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге (образование токов различной направленности, "насыщение". Отдельных участков мозга электрическими зарядами и т. П.). В этом решении психофизиологической проблемы проявилась обоснованная в Г.-п. К. Гольдштейном т. Зр. "антилокализационизма". (см. Локализация высших психических функций), впоследствии подвергнутая справедливой критике и отвергнутая большинством неврологов и нейропсихологов.При разработке проблем мышления Г.-п.
Подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование "навыков". Путем проб и ошибок и ввела в психологию такие понятия, как проблемная ситуация (см. Задача), инсайт, а также новый метод эмпирического исследования мышления - метод "рассуждения вслух", который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок Г.-п. И предполагал подлинно объективное исследование процессов мышления (М. Вертгеймер, К. Дункер и др.). Однако при объяснении "продуктивного мышления". У животных и творческого мышления у человека Г.-п. Неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования "хороших гештальтов".
В "здесь и теперь". Складывающемся "психологическом поле".В 1920-е гг. К. Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, предложенную Г.-п., введя в нее "личностное измерение". (см. Временная перспектива, Топологическая и векторная психология).После прихода к власти нацистов Г.-п. Как школа распалась в результате эмиграции большинства ее членов. Идеи Г.-п. Оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школу "New Look"), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальт.-терапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др.
Вместе в тем критики Г.-п. (среди которых были Л. С. Выготский, Лейпцигская школа и др.) отмечали антиисторизм и антигенетизм Г.-п., фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, редукционистские установки в плане сведения психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга и др. С конца 1970-х гг. В связи с развитием идей системного подхода в психологии наблюдается определенное возрождение интереса к Г.-п., что нашло свое отражение в образовании межд. "Общества гештальт-теории и ее приложений". И выпуске соответствующего журнала. (Е. Е. Соколова.).
Дополнительный поиск Гештальт-психология
На нашем сайте Вы найдете значение "Гештальт-психология" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гештальт-психология, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 19 символа