Гуманистическая Психология

93

(англ. Humanistic psychology) - направление в западнои, преимущественно амер., психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. Ч. Развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение, трансценденция и т. П.Г. П. Сформировалась как течение в нач. 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с др.

Стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами. Г. П., объединившая большую группу психологов, уже в 1960-е гг. Приобрела большой вес и получила название "третьей силы"- в западной психологии.Г. П. Представляет собой конгломерат довольно разных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Представители Г. П. Стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.Основные методологические принципы и положения Г. П. Сводятся к след. А) человек целостен и должен изучаться в его целостности. Б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения.

В) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность. Г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека. Д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы. Е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе. Ж) человек есть активное, ин-тенциональное, творческое существо. Истоки этих идей в философских традициях гуманистов Возрождения, фр. Просвещения, нем. Романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.Общая методологическая платформа Г.

П. Реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер и др. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (Джурард, Франкл, Маслоу). Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.Основной областью практического приложения Г. П. Выступает психотерапевтическая практика, в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент Г.

П. В работах Маслоу, Джурарда, Бэр-рона, Роджерса разработаны представления о психически здоровой, полноценно функционирующей личности. Недирективная психотерапия Роджерса (см. Человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Др. Важная область практического приложения Г. П. - гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. Третья область практического приложения Г. П. - социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был Роджерс (см. Группа встреч). Успехи Г. П. В этих прикладных областях во многом определили социальную платформу Г.

П., основанную на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (Маслоу). Сегодня Г. П. Занимает важное и устойчивое место в западной психологии. Наметились тенденции частичной интеграции ее с др. Школами и направлениями, в т. Ч. С психоанализом и необихевиоризмом. (Д. А. Леонтьев.).

Значения в других словарях
Гуманизм

(‹ лат.humanus человеческий, человечный) - идея и доктрина, основывающиеся на признании верховной ценности человеческой личности, её прав на свободное развитие и проявление способностей, утверждении блага отдельного человека как критерия оценки качества общественных отношений. (Словарь, с. 64). ..

Гуманистическая Модель

(humanistic model) - теоретическое представление о том, что люди рождаются с естественной склонностью быть дружелюбными, сотрудничающими и конструктивными и стремятся к самореализации.. ..

Гуманистическая Терапия

(humanistic therapy) - система терапии, которая помогает клиентам оценить и одобрить себя, так чтобы они могли осуществить свой врожденный потенциал.. ..

Гуманистически-экзистенциальная Модель

(humanistic-existenzial model) - теоретическое представление, подчеркивающее роль ценностей и выбора в определении человеческой индивидуальности и реализации человеческих возможностей.. ..

Дополнительный поиск Гуманистическая Психология Гуманистическая Психология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гуманистическая Психология" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гуманистическая Психология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 26 символа