Девиантное Созревание

85

(deviant maturation) Средний возраст, в к-ром американские подростки достигают половой зрелости, бесспорно, снизился в XX в. Однако в рамках любой когорты рождения нек-рые подростки созревают раньше или позже среднестатистической нормы. Психол. И поведенческие эффекты, связанные с таким девиантным созреванием, были предметом значительного числа исслед. Поскольку в этих исслед. Практически всегда обнаруживаются половые различия, дальнейшее обсуждение рез-тов ведется раздельно для подростков мужского и женского пола. Что касается подростков-мальчиков, их раннее созревание связано с очевидными преимуществами. Вероятнее всего, рано созревающий мальчик почти полностью отвечает существующим в данной культуре экспектациям маскулинности - к примеру, обладает худощавым мезоморфным телосложением, преуспевает в занятиях спортом и выглядит в глазах взрослых и сверстников привлекательным, умелым и возмужалым.

Как показывают исслед., сверстники, родители и учителя обычно реагируют на рано созревающих мальчиков повышенными ожиданиями и положительной обратной связью, что, в свою очередь, отражается в представлениях этих подростков о себе. Они видят себя уверенными, зрелыми, независимыми и принимаемыми родителями, сверстниками и др. Взрослыми. В отличие от рано созревающих, поздно созревающие мальчики чаще имеют эктоморфное телосложение (выглядят долговязыми и узкоплечими), не столь успешны в атлетических видах спорта и кажутся взрослым и сверстникам менее привлекательными, менее мужественными и менее зрелыми. Эти негативные ожидания отражаются в Я-концепции поздно созревающих мальчиков, склонных считать себя зависимыми, беспомощными, несостоятельными и отвергаемыми.

В исслед., к-рое провели Массен и Джоунз, было установлено, что у поздно созревающих мальчиков неск. Богаче воображение и они более интроспективны и экспрессивны. Пескин обнаружил, что эта тенденция приобретает более выраженный характер, когда сравниваемые группы подростков уравниваются по времени, прошедшему с момента наступления пубертата (пубертатному возрасту). Пескин сравнивал рано и поздно созревающих мальчиков в разных пубертатных возрастах, напр. В точке наступления пубертата (0), двумя годами раньше (-2), двумя годами позже (+2) и т. Д. Оказалось, что после пубертата хронологически старший мальчик с отстающим созреванием более любознателен, склонен к поиску, экспериментированию и интеллектуальным занятиям, тогда как соотв.

Ему по пубертатному возрасту мальчик с опережающим созреванием больше ориентирован на общепринятые цели и обеспокоен соц. Вопросами, а именно. Как добиться признания и успеха (в частности, в учебе), как произвести благоприятное впечатление на др. И что надо делать, чтобы не потерять достигнутого. В неск. Лонгитюдных исслед. Предпринимались попытки выяснить, насколько вероятны долговременные последствия различий в сроках наступления пубертата. Будут ли рано и поздно созревающие мальчики-подростки различаться тогда, когда они станут взрослыми. Установлено, что различия в частоте социализации сохраняются и во взрослости. Рано созревающие мальчики, став взрослыми, остаются относительно более вовлеченными в жизнь об-ва и озабоченными созданием благоприятного впечатления о себе у окружающих.

Однако, согласно Мэри Кавер Джоунз, поздно созревающие подростки мужского пола оказываются к концу четвертого десятилетия жизни более прозорливыми и легче приспосабливающимися к переменам, чем соотв. Им возрастные когорты рано созревающих. Поздно созревающие в целом терпимее относились к неопределенности, обнаруживали большую осведомленность в отдельных вопросах, были более склонны добиваться своих целей через независимость, а не через конформность, и менее склонны заниматься нравоучениями и проявлять высокомерное отношение к др. Что касается девочек-подростков, то эффекты раннего и позднего созревания у них, в известной степени, противоположны тем эффектам, к-рые наблюдаются у мальчиков. В самом начале подросткового периода девочки, опережающие др.

В физ. Развитии, пользуются меньшим признанием сверстников, менее популярны и имеют меньший соц. Вес, чем соотв. Им возрастные когорты девочек с замедленным физ. Развитием. Хотя сильная задержка созревания, конечно же, может оказаться источником проблем, небольшое отставание от графика созревания позволяет девочкам достичь максимального соответствия стереотипным экспектациям феминности, а именно. Иметь эктоморфное телосложение (маленький рост и изящную фигуру), быть сдержанной, мягкой, отзывчивой и т. Д. Исслед. Показали, что, хотя соц. Оценки эктоморфного мужского типа устойчиво стремятся к отрицательному полюсу шкалы, эктоморфный женский тип оценивается положительно. Что касается представлений о себе, исслед. Жуана Кортеса и Флоренс Гатти показало, что эктоморфы, независимо от их пола, считают себя интровертированными, отзывчивыми, тактичными, мягкими, скрытными и т.

Д. Однако полоролевые суждения об этих характеристиках меняются в зависимости от пола. Женщины, обладающие этими качествами, оцениваются более положительно по сравнению с мужчинами. Вполне возможно, что позднее физ. Развитие девочек-подростков дает им относительные преимущества только на небольшой срок. Напр., сравнения рано и поздно созревающих девочек, проводившиеся в середине и в конце периода отрочества-юности, практически не выявили устойчивых различий. Но в исслед., проведенном на взрослых женщинах, Харви Пескин получил доказательства того, что рано созревающие представительницы женского пола оказались более интеллектуальными, ответственными, открытыми и объективными по сравнению с поздно созревающими.

В противоположность этому, поздно созревающие девочки, перешагнувшие на момент исследования свое 30-летие, были склонны "защищать хрупкое эго" (проявляли негибкость и противились изменениям), чувствовали себя обманутыми жизнью, легко уступали, были предрасположены к срывам в условиях стресса и к неадаптивным реакциям на фрустрацию. Как уже упоминалось выше, полностью противоположные тенденции были обнаружены у взрослых мужчин. В заключение следует рассмотреть ряд ограничительных условий. Первое связано с тем, что слишком сильный стресс в отрочестве может задерживать созревание. Второе заключается в том, что, помимо типов телосложения, не вписывающихся в соц. Стереотипы, существуют и др. Факторы, к-рые могут инициировать кризисы идентичности и влиять на развитие личности, поскольку последнее гораздо богаче простого соответствия стереотипным ожиданиям.

Третье касается того, что лонгитюдным планам, использованным в рассматриваемых выше исслед., свойственны определенные ограничения, к-рые необходимо учитывать при обсуждении рез-тов. Наконец, имеющаяся в нашем распоряжении база данных носит ограниченный характер, а изучаемые выборки состоят преимущественно из представителей белого населения, относящихся к среднему классу. См. Также Развитие в подростковом и юношеском возрасте, Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте, Развитие человека, Раннее развитие М. Д. Берзонски.

Значения в других словарях
Девиантное Поведение

(англ. Deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды Д. П. Преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации. Син. Отклоняющееся поведение, девиация. Понятие Д. П. Шире понятий "делинквентность". (противоправное, преступное, криминальное..

Девиантное Развитие Личности

- отклоняющееся психическое развитие, закономерно приводящее в итоге к поступкам, противоречащим морали или праву, например, к пьянству, половой распущенности, мошенничеству, воровству, преступлениям против личности, достоинства, здоровья людей.. ..

Девиантность

(deviance) Изучение Д. Основывается на двух различных т. Зр. Первая рассматривает Д. Как необычное, но при этом устойчивое отклонение от статистических норм. Др. Словами, девиантным считается устойчивый образ действий, поведения или мышления, к-рый не типичен для общей популяции. Это определение сыграло заметную роль в психол. Изучении Д. Согласно др. Распростр. Позиции, Д. Определяется через единичные критические события. Случаи необычного и крайне активного поведения, характеризуемого безумием..

Девиации Дезинтегративные Ассоциативного Процесса

(лат. De - от, via - дорога) [Заимов К., 1979]. Элементы отклонения от нормального протекания ассоциативных процессов, характеризующие некоторую феноменологическую общность и сходство патогенетических механизмов в рамках органической и функциональной патологии, например, при шизофренической разорванности и жаргонафазии. Автором к ним отнесены, помимо выделенных E. Kraepelin и базирующихся на изменениях смысловых и фонетических отношений девиаций, также девиации вследствие вторжения чуждых личнос..

Дополнительный поиск Девиантное Созревание Девиантное Созревание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Девиантное Созревание" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Девиантное Созревание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 21 символа