Дисперсионный Анализ

95

(analysis of variance) Дисперсионный анализ (ДА), в том смысле как он обычно понимается и широко используется в качестве статистического метода, был развит в значительной мере Р. А. Фишером. Несмотря на то, что этот метод представляет собой анализ различных оценок изменчивости, его назначение - оценка различий групповых средних. Он делает возможным статистический анализ воздействия факторов и их комбинаций на зависимую переменную или, на статистическом языке, главных эффектов и эффектов взаимодействия (определения этих терминов см. В статье Факторные планы). Чтобы проиллюстрировать логику ДА, рассмотрим простой план эксперимента, включающий одну независимую переменную (или фактор А) и, скажем, 3 группы испытуемых.

Целью такого плана обычно яв-ся выяснение того, изменяется ли зависимая переменная как функция фактора А. Однако из-за случайной изменчивости (например, индивидуальных различий, ошибки измерения) мы вряд ли ожидаем, что во всех группах средние показатели будут совершенно одинаковыми, даже если фактор А не оказал никакого воздействия на испытуемых. ДА позволяет нам проверить нулевую гипотезу об отсутствии действительных эффектов данного фактора - и тогда различия в показателях вызваны исключительно случайной изменчивостью. Предполагая, что нулевая гипотеза верна, можно получить две разные оценки дисперсии генеральной совокупности. Одна из этих оценок вычисляется на основе изменчивости групповых средних, а другая - на основе дисперсии показателей внутри каждой включенной в план группы.

Если нулевая гипотеза и в самом деле верна, то обе оценки яв-ся, по существу, оценками одной и той же генеральной дисперсии. Как следствие, эти оценки будут иметь одинаковую величину, за исключением случайной изменчивости, а их отношение будет иметь известное теоретическое распределение (F-pacпределение, названное в честь Фишера). Если нулевая гипотезе не верна, то наши выборочные оценки не яв-ся оценками дисперсии одной и той же генеральной совокупности, т. К. На первую будут влиять любые реальные эффекты фактора, а на вторую - нет. В этом случае отношение первой оценки (межгрупповой дисперсии) ко второй (внутригрупповой дисперсии) имеет тенденцию быть больше, чем можно было ожидать, если бы это отношение действительно подчинялось F-pacпределению.

Если оно достаточно велико, то нулевая гипотеза может быть отвергнута. См. Также Ковариационный анализ, Статистика в психологии А. Д. Велл.

Значения в других словарях
Дисперсии, Коэффициент

Индекс относительной вариативности, представленной в 100-кратном измерении дисперсии, разделенном на значение центральной тенденции. Обычно зту роль выполняют стандартное отклонение и среднее значение. Также известен как коэффициент варитив-ности или коэффициент вариации.. ..

Дисперсии, Круг

Круг света, видимый при рассмотрении точечного источника.. ..

Дисперсионный Анализ (anova)

Статистический метод для одновременного сравнения двух или более средних значений. ANOVA выдает ряд значений (F значения), которые могут быть статистически проверены с тем, чтобы определить, существует ли значимая связь между экспериментальными переменными. См. F-тест.. ..

Дисперсия

Степень разброса в серии результатов, дающая определенное понятие об изменчивости этих результатов. Чем выше дисперсия, тем больше результатов разбросано вокруг среднего значения (а не сгруппировано вокруг одного центрального результата).. ..

Дополнительный поиск Дисперсионный Анализ Дисперсионный Анализ

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дисперсионный Анализ" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дисперсионный Анализ, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 20 символа