Единства Сознания И Деятельности Принцип
- основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован в 1934-1940 гг. С. Л. Рубинштейном в след. Форме. "Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание - не 2 в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тождество, но единство". При этом и сознание, и деятельность понимается иначе, чем в интроспективной и бихевиористской традициях. Деятельность не является совокупностью рефлекторных и импульсивных внешних реакций на внешние стимулы, поскольку регулируется сознанием и раскрывает его. Сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении. Оно м. Б. Познано лишь через систему субъективных отношений, в т.
Ч. Через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается.Данный принцип разрабатывался эмпирически в обоих вариантах деятельностного подхода, однако между ними существовали различия в понимании характера этого единства. А. Н. Леонтьев считал, что решение Рубинштейном проблемы единства сознания и деятельности не выходит за рамки старой раскритикованной им же самим дихотомии психического, понимамого как "явления". И переживания, и деятельности, понимаемой как внешняя активность, и в этом смысле такое единство лишь постулируется. Леонтьев предложил иное решение проблемы. Психика, сознание "живет". В деятельности, которая составляет их "субстанцию". Сознание как образ является "накопленным движением", т.
Е. Свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и "внешними", т. Е. Сознание не просто "проявляется и формируется". В деятельности как отдельная реальность - оно "встроено". В деятельность и неразрывно с ней.Развивая идеи Леонтьева, П. Я. Гальперин рассматривал психику как ориентировочную деятельность, которая неотторжима от собственно "внешней". Предметной деятельности, сама может считаться "внешней". В том смысле, что ориентировка осуществляется "внешнедвигательным образом", и, даже когда она становится "внутренней", это деятельность с предметами внешнего мира. И поэтому нельзя, строго говоря, противопоставлять психическое как внутреннее деятельности как внешнему.
Действительная противоположность, по Леонтьеву, - противоположность процесса (деятельности, ориентировки, умственных действий и т. П.) и образа (как "накопленного", "остановленного на мгновение". Процесса, как результативного выражения процесса). (Ср. Восприятие.)Результатами конкретно-эмпирической разработки Е. С. И д. П. Являются весьма красивые исследования, доказывающие, что включение того или иного психического процесса в различные виды деятельности меняет его результативность и др. Свойства. Напр., в сюжетно-ролевой игре, являющейся ведущей деятельностью для дошкольников современного общества, дети обнаруживают гораздо большую способность к запоминанию к.-л. Материала, нежели в условиях общения с экспериментатором в лаборатории.
Амплитуда движений раненой руки существенно меняется от степени осмысленности деятельности для испытуемого (в значимой для субъекта трудовой или спортивной деятельности восстановление системы движений идет намного быстрее, нежели в условиях простых механических упражнений). Включение в совместную деятельность с др. Людьми зачастую кардинально меняет сложившееся к тому времени к ним отношение и т. П. (Е. Е. Соколова.)Добавление. Е. С. И д. П. Есть не вполне законное расширение результатов исследования развития сознания и деятельности в онтогенезе на всю человеческую жизнь. На самом деле, сознание уже к подростковому возрасту автономизируется от деятельности, и начинается интенсивная работа подростка по самоопределению.Подобное расширение вызвано идеологическими причинами, необходимостью следования марксистско-ленинским догмам.
"бытие определяет сознание", "сознание вторично". И т. П. Сов. Психологи были вынуждены не отпускать свое сознание с короткого поводка деятельности. Для человека типична асимметрия сознания и деятельности. Фихте писал, что человек формирует деятельности и их органы, "душой и сознанием намеченные". Л. С. Выготский утверждал, что высшие психические функции источником своего происхождения имеют сознание. Сознание, как и его субъект, есть часть действительного бытия, - писал Г. Г. Шпет. Согласно М. М. Бахтину, сознание и мышление участны в бытии. М. К. Мамардашвили настаивал на существовании единого континуума бытия-сознания. Трактовка сознания как продукта деятельности есть упрощение действительного положения и ограничение свободы сознания по отношению к возможному пространству деятельностей.
См. Деятельность как методологическая проблема психологии. (В. П. Зинченко.).
Дополнительный поиск Единства Сознания И Деятельности Принцип
На нашем сайте Вы найдете значение "Единства Сознания И Деятельности Принцип" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Единства Сознания И Деятельности Принцип, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Е". Общая длина 40 символа