Знание

164

(англ. Knowledge).1. Текущий результат открытого для обсуждения и критики (в рамках некоторого сообщества) изучения проблем, явлений (согласно правилам описания и нормам удовлетворительности, принятым данным сообществом) по некоторым формальным или неформальным процедурам. Существенный момент в понятии 3. - это претензия на то, что оно является обобщающим выражением, отражающим деятельность ума, и притязает на объективную истину (в отличие, напр., от мнений и фантазий, к которым не предъявляются столь же жесткие правила и нормы отбора), которая подтверждается практикой.Еще в античной философии одной из центральных была проблема отношения 3. И мнения, истины и заблуждения. Уже тогда выяснилось, что мнения и теоретические конструкты, применяемые разными натурфилософами при описании одного и того же явления, могут сильно различаться.В XIX-XX вв.

Была развернута программа исключения или минимизации теоретических компонент в 3. - позитивизм и неопозитивизм. Одним из итогов ее развития можно считать отказ от нее и признание того, что почти все измерения или факты являются "теоретически нагруженными".3. Об одном и том же явлении разных субъектов и сообществ м. Б. Не только различно по объему, но и плохо соизмеримо, ибо способы познания разными субъектами и сообществами могут принципиально отличаться. В науковедении популярна позиция Т. Куна, анализировавшего состояние науки (как системы рационального 3.) с помощью понятия парадигмы (фиксирующего принятые сообществом правила формирования 3., норм и критериев). При этом в каждый конкретный момент может существовать несколько принципиально различных парадигм, поддерживаемых разными сообществами.3.

Обычно противопоставляется незнанию как отсутствию проверенной информации о явлении (или процессе) и псевдознанию (паразнанию), способы получения которого не удовлетворяют некоторым базисным критериям 3.2. В более широком смысле 3. Отождествляется с более или менее адекватными результатами познавательных (когнитивных) процессов. Иногда элементарные 3., обусловленные биологическими закономерностями, приписывают и животным, у которых они служат способом адаптации к меняющимся условиям. С позиций современного системного подхода, порождение и функционирование систем (в частности, человека и человеко-машинных систем), использующих 3., во многом успешно описывается схемами, сходными с используемыми при описании биологических систем (схема афферентного синтеза и ее обобщения).Процессы получения, обоснования, проверки и распространения 3.

Изучаются логикой, методологией, теорией познания, науковедением, социологией. 3. Классифицируют самым разным образом. Иногда их разделяют на эмпирические и теоретические, на явные и неявные, на декларативные, процедурные, эпистемические. М. Полани ввел понятие о личностных 3. (тесно граничащих с неявными 3. И умениями), трансляция которых в знаковой форме затруднена. С ним же граничит понятие непосредственное 3. (интуиция), обозначающее 3., получаемое путем прямого усмотрения, без рационального обоснования с помощью доказательства. В философии отдельно выделяют спекулятивное 3. - тип теоретического 3., которое выводится без обращения к внешнему опыту, при помощи рефлексии. (Б. Н. Еникеев.)Добавление ред. 3. Нередко смешивают с опытом, с пониманием, с информацией, отражением.

Наряду с этим сплошь и рядом смешивается подлинное понимание, эрудированность и информированность. В обыденном сознании грани между ними размываются, как и грани между 3. И информацией. Тем не менее такие грани существуют. 3. Всегда чье-то, кому-то принадлежащее, его нельзя купить, украсть у знающего (разве что вместе с головой), а информация - это ничейная территория, она безлична, ее можно купить, ею можно обменяться или украсть, что часто и происходит. К этой разнице чувствителен язык. Есть жажда 3. И есть информационный голод. 3. Впитываются, в них впиваются, а информация жуется или глотается (ср. "глотатели пустот, читатели газет"). Жажда 3., видимо, имеет духовную природу. "духовной жаждою томим".

Однако и одной, и др. Жажде испокон века противостоят "суета сует и томление духа".Н. Л. Мусхелишвили и Ю. А. Шрейдер (1998) считают 3. Первичным понятием. Не определяя 3., они привели 4 метафоры 3., имеющиеся в культуре. Античная метафора восковой таблички, на которой отпечатываются внешние впечатления. Более поздняя метафора сосуда, который наполняется либо внешними впечатлениями, либо текстом, несущим информацию об этих впечатлениях. В 2 первых метафорах 3. Неотличимо от информации, соответственно, главное средство учения - память, которая идентифицируется с опытом и 3. След. Метафора родовспоможения - метафора Сократа. У человека есть 3., которое он не может осознать сам и ему нужен помощник, наставник. Последний майевтическими методами помогает родить это 3.

Наконец, евангельская метафора выращивания зерна. 3. Вырастает в сознании человека, как зерно в почве, т. Е. 3. Не детерминируется лишь внешним сообщением. Оно возникает как результат познающего воображения, стимулированного сообщением. В сократовской метафоре отчетливо указано место педагога-посредника, в евангельской - оно подразумевается. В последних метафорах познающий выступает не как "приёмник", а как источник собственного 3., как минимум - в качестве "преемника". Др. 3.В 2 последних метафорах речь идет о событии знания или его событийности. А. М. Пятигорский (1996) различает "событие 3.", "3. О событии". И "3. О событии 3.". Средний член - 3. О событии - ближе к информации, а 1-й и 3-й - это 3.

В подлинном смысле слова, т. Е. 3. Как событие, от которого один шаг до сознания. Событийное знание и сознание субъективны, осмысленны, аффективны. Эти свойства 3. И сознания делают их живыми образованиями или функциональными органами индивида.Каковы бы ни были источники и происхождение, 3. О мире, о человеке, о себе имеется у каждого, и оно существенно отличается от научного 3. Даже тогда, когда принадлежит ученому. Это 3. Живого о живом, т. Е. Живое 3. См. Знание живое, Человекознание. (В. П. Зинченко.).

Значения в других словарях
Знакомый Размер

Не будучи визуальным признаком глубины и удаленности в строгом смысле этого понятия, наше знание о размерах окружающих нас объектах позволяет нам достаточно точно оценить их на основании собственных воспоминаний.. ..

Знаменательное Слово

Любое слово, которое имеет семантическое содержание или значение. Существительные, глаголы, прилагательные, наречия являются знаменательными словами. См. И ср. Со служебным словом.. ..

Знание Живое

(англ. Living knowledge) -понятие "3. Ж.". В нач. XX в. Использовали Г. Г. Шпет (1914,1922), С. Л. Франк (1915,1917,1923). Такое знание м. Б. Как до-теоретическим, до-научным, так и пост-теоретическим, включающим в себя научное знание. В книге "Живое знание". (1923) Франк говорит о живом психологическом знании. Главными признаками 3. Ж. Являются открытость и недосказанность. Оно строится на связи науки и искусства. Искусство на столетия опережает науку в познании неживого и осо..

Знание Знакомства

(Knowlege of acquaintance) (непосредственное знание). Такое знание сенсорно, интуитивно и поэтично. Это то, что Джеймс называл знанием, полученным путем прямого опыта.. ..

Дополнительный поиск Знание Знание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Знание" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Знание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 6 символа