Креативность
(англ. Creativity) - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. К. Рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности (см. Одаренность общая), который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, К. Определяется не столько критическим отношением к новому с т. Зр. Имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.Важным этапом в изучении К. Послужили работы Дж. Гилфорда (1967), выделившего конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (идущее одновременно в разных направлениях, отступающее от логики) мышление (см.
Интеллект). Большинство заданий в тестах на К. Ориентировано на выявление дивергентных способностей. Они не предполагают определенного числа ответов. Оценивается не правильность ответов, а соответствие заданию. Поощряется поиск нетривиальных и неожиданных решений.П. Торренс (1974) определил К. Как процесс появления чувствительности к проблемам, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний. Определения этих проблем. Поиска их решений, выдвижения гипотез. Проверок, изменений и перепроверок гипотез. И наконец, формулирования и сообщения результата решения. Рассмотрение К. Как процесса позволяет выявить структуру К. (как способности), условия, стимулирующие этот процесс, а также оценить творческие достижения. В тестах К., разработанных Торренсом, использованы модели творческих процессов, отражающие их сложность в различных сферах деятельности.
Словесной, изобразительной, звуковой, двигательной. Тесты оценивают К. В показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей.Помимо тестов для определения К., используются специальные опросники со списками ситуаций, чувств, интересов, форм поведения, характеризующих творческих людей. Эти анкеты м. Б. Адресованы как самому испытуемому, так и окружающим его людям. Для анализа продуктов творчества используются оценки экспертов. Ученых, художников, изобретателей. Стандарты для таких оценок всегда основаны на общественном суждении (см. Гениальность, Талант).Высокие показатели К. У детей отнюдь не гарантируют их творческие достижения в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями (см.
Одаренные дети). Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий демонстрирует существенный рост К., а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве. Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, выделяют след. Ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых. Разрешение и поощрение множества вопросов. Стимулирование ответственности и независимости. Акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях. Внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников.
Препятствуют развитию К. Избежание риска. Стремление к успеху во что бы то ни стало. Жесткие стереотипы в мышлении и поведении. Конформность. Неодобрительные оценки воображения (фантазии), исследования. Преклонение перед авторитетами. См. Также Психология творчества. (Е. И. Щебланова.).
Дополнительный поиск Креативность
На нашем сайте Вы найдете значение "Креативность" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Креативность, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 12 символа