Мировоззрение Личности
(англ. View of world, нем. Weltanschauung) - комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе. В содержание М. Входят знания, необходимые для самоопределения субъекта и обоснования его отношений к миру. Самоопределяться приходится во многом. В социокультурных ценностях, в идеалах, в мировоззренческих вопросах (к ним, прежде всего, относятся вопросы о смысле существования человека. Согласно Г. Риккерту, М. - истолкование смысла жизни), в собственном самосознании (общечеловеческом, гражданском, этническом, религиозном, историческом, нравственном, профессиональном и т. Д.), в своих отношениях к миру. М.
Развивается не по мере усвоения всевозможных знаний о мире и приведения их в к.-л. Систему, а по мере расширения сферы самоопределения данной личности и придания ценности разным областям самоопределения. Поиску и формированию М. Предшествует неудовлетворенность в бессистемности, беспочвенности, банальности и неустойчивости своих чувств, взглядов и поступков. Справедливо отмечено С. Л. Рубинштейном, что "личностью в подчеркнутом, специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, М., к которому он пришел в итоге большой сознательной работы".М. Не транслируется и не усваивается в готовом виде, но формируется личностью с помощью своего теоретического мышления и рефлексии.
Этим М. Отличается от "менталитета", который генетически предшествует М., а затем интегрируется с ним в единую систему сознания. В такой оппозиции к личностному М. Понятие менталитета (или ментальное™), восходящее к коллективным представлениям Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля, сыграло важную роль в становлении исторической антропологии (школа "Анналов"). Мировоззрением нельзя назвать некритически усвоенные стереотипы массового сознания, дорефлексивный "жизненный мир". (Э. Гуссерль), "жизненный стиль". (по А. Адлеру), а также те явления, которые Э. Фромм описывал под именами "иррациональной веры". И "авторитарной совести". (последняя отождествляется с фрейдистским "сверх-Я").
Имея в виду прежде всего опыт выдающихся личностей, С. Л. Франк справедливо настаивал на индивидуально-творческом характере М., которое есть "всегда одновременно продукт и выражение творящего индивидуального духа, духовной личности. В этом совершенно конкретном и прямом смысле существует, собственно, столько М., сколько отдельных созидающих индивидуальностей или гениев".У менталитета и М. Есть не только различия, доходящие до противоположности, но и общие функции и черты. Общей функцией является, напр., то, что они обслуживают субъективные отношения личности к миру. Понятие "отношение". Приложимо и к М., и к менталитету, ибо отношение выражается и в чувствах (переживаниях), и в их рефлексиях, и в сознательно принятых, понятийно оформленных убеждениях.
К общим чертам менталитета и М. Относится и то, что к ним применимо понятие живого знания (С. Л. Франк) как единства переживания и знания (С. Л. Рубинштейн), значения и личностного смысла (А. Н. Леонтьев). Очевидно, с возрастом удельный вес и функциональная роль переживания в сознании и в поведении может меняться, но принцип единства знания и переживания остается в силе. В менталитете ведущая роль принадлежит переживанию, в М. - знанию. (Б. М.).
Дополнительный поиск Мировоззрение Личности
На нашем сайте Вы найдете значение "Мировоззрение Личности" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мировоззрение Личности, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 22 символа