Морфология Искусства
(artistic morphology) М. И. Относится к научному изучению формы и структуры в иск-ве. В визуальных иск-вах акцент делается на форме. Уже с конца прошлого столетия психологи приступили к соотв. Исслед. В области восприятия. Франц Боас в своем труде "Примитивное искусство" (Primitive art) цитирует высказывание Вильгельма Вундта, что "в области психол. Изучения иск-во занимает место между языком и мифом". Можно рассматривать зрительно воспринимаемую форму как образующуюся в процессе взаимодействия четырех факторов. Первым является структура образов объектов, проецируемых на сетчатку глаза. Такие формы, в определенном смысле, репрезентируют аспекты остановленных процессов (arrested processes). Они обладают определенным динамизмом, вытекающим из заложенных в них сил.
Второй фактор состоит из формирующих сил самого зрительного аппарата. Образы восприятия (перцепты) упорядочиваются при помощи структур этого аппарата. Гештальт-психолог Макс Вертгеймер сформулировал "принципы группировки" ("principles of articulation"), к-рые Рудольф Арнхейм в своей книге "Искусство и визуальное восприятие" (Art and visual perception) свел к единственному "принципу подобия" ("principle of similarity"), являющему собой пример гипотетического общего закона, согласно к-рому силы единого психол. Или физиолог. Поля стремятся к простейшему симметричному распределению. Третьим фактором является мотивация организма к наблюдению, селекции и пониманию. Она изначально связана с биолог. Выживанием. Форма и содержание в изобразительном иск-ве связаны с тем, что художники и те, кто их поддерживают, считают для себя значимым.
Начиная с изображений бизонов в пещерах эпохи палеолита и кончая "необъективными" ритмами Пита Мондриана, художники выражали свои личные интересы и интересы своего непосредственного окружения. Существовавшие ранее представления о более низком уровне умений "примитивных" художников рассеялись с осознанием того, что функция таких художественных произведений отличается от функции "предметно-изобразительного" творчества. Последний фактор относится к выражению аттитюдов, темперамента и внутренних конфликтов художника. Художественный критик Герберт Рид в своей работе "Воспитание искусством" (Education through art) отмечал существование глубокого духовного родства между художником и выбираемой им формой. Клиницисты пытаются интерпретировать такие произведения с позиций двух осн.
Подходов. Первый опирается на использование метода фрейдовского психоан. Эрнст Крис своим трудом "Психоаналитические разыскания в области искусства" (Psychoanalytic explorations in art) внес значительный вклад в рамках этого направления. Второй подход, известный под названием "изоморфный символизм", исходит из допущения, что структурные качества визуальной формы связаны со аналогичными характеристиками челов. Поведения. Было обнаружено, в частности, что дети, предпочитающие "теплые" цвета, обладают более "соц." темпераментом. Форма и структура в иск-ве, следовательно, не являются статичными элементами, они порождаются динамическим взаимодействием процессов, происходящих в самом художнике и объектах его восприятия.
См. Также Гештальт-психология, Психология искусства Р. Дж. Хирн.
Дополнительный поиск Морфология Искусства
На нашем сайте Вы найдете значение "Морфология Искусства" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Морфология Искусства, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 20 символа