Обряды Перехода
(rites de passage) Концепт и сам термин "О. П." связывают с именем антрополога Арнольда ван Геннепа. Ван Геннеп занимался общими особенностями переходов на протяжении жизненного пути, оформленных в систему обязательных ритуалов перехода от одного статуса к другому. Каждый статус закрепляет человека в определенной группе и системе межличностных отношений. Обряд изменения дает возможность индивидууму быть принятым об-вом в новом статусе, а об-ву - принять его в этом статусе. Ван Геннеп развил свою теорию на основе анализа целого ряда переходов к новому статусу в различных об-вах. Сравнения позволили выявить существование трех общих стадий в таких переходах. Отделение (separation), промежуточное состояние (transition) и включение (incorporation), - хотя в различных ситуациях к.-л.
Из стадий может придаваться особое значение. Понятие перехода соотносится с аналогичными событиями в окружающей природе - О. П. Можно обнаружить в праздновании окончания старого и наступления нового года. Первая и третья стадии этих обрядов могут тогда рассматриваться как своего рода гарантия безопасности расставания со старым и вступления в новый статус. Критическая стадия - вторая, на к-рой участвующий в обряде человек не обладает никаким статусом, а находится в промежуточном состоянии, не являясь членом к.-л. Отдельной части об-ва. Т. О., на этой стадии человек подвергается опасностям и сам представляет опасность для об-ва. Поэтому наиболее важная часть этого обряда связана с ограждением (containing) этих людей от остальных и с обеспечением прохождения этой стадии с наименьшим риском.
В стороне от этой общей социоцентристской теории стоит психоан. Подход. Психоаналитики концентрируют свое внимание на обрядах инициации - точнее, обрядах физиолог. Зрелости, - и рассматривают остальные как производные или вторичные. Считается, что совр. Об-во менее всего зависит от ритуалов, и именно по этой причине теории ритуала вынуждены опираться на данные из отдаленных мест и времен. Однако нек-рые рудиментарные обряды продолжают существовать, и мы по-прежнему можем обнаружить законченные ритуалы, правда уже утратившие свое былое значение и универсальность. Др. Подход к О. П. В совр. Об-ве заключается в объяснении их заменителей и возрождения ритуалов. При наличии соц. Или индивидуальной необходимости в осуществлении переходов нам следует искать свидетельства эффектов их отсутствия или их повторного возникновения в об-вах, где было отвергнуто сакральное.
Ритуалы т. Н. Контркультур, в частности, являются наглядной иллюстрацией острой потребности в новых ритуалах. Ценность этого понятия лежит в привлечении внимания к точке пересечения индивидуального, условий жизненного пути и сохранения общественного порядка, и в настойчивом подчеркивании ненадежного, чреватого угрозами и опасностями состояния человека, подвергающегося этим переходам. См. Также Культурный детерминизм, Национальный характер, Ритуальное поведение К. У. Бек.
Дополнительный поиск Обряды Перехода
На нашем сайте Вы найдете значение "Обряды Перехода" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обряды Перехода, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 15 символа