Обучаемость

61

(англ. Docility, educational ability, learning ability) - эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей уч-ся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности, в т. Ч. К запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля. (Об использовании термина "обучаемость". В применении к организациям см. Обучающаяся организация. - Ред.)О. В широком смысле слова выступает как проявление общих способностей человека, выражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности, О. Выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий.

По возможностям к обобщению различаются уч-ся, обладающие большими способностями к некоторым специальным учебным предметам (математике, рисованию, музыке и т. П.).Как эмпирическая характеристика возможностей человека к обучению, О. Включает многие показатели и параметры личности человека. К ним относятся, прежде всего, познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), особенности личности - мотивации, характера, эмоциональных проявлений. Отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю. Важной характеристикой О. Являются качества, определяющие возможности общения, и соответствующие проявления личности (общительность, замкнутость).О.

Формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению в особые сензитивные периоды - при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности (в профтехучилищах, техникумах и вузах). Наиболее существенные качества познавательных процессов и личности, обеспечивающие возможность к обучению. А) управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т. П.). Б) речевые возможности человека, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообразования.Т.

О., понятие О. Наряду с общими характеристиками - более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач - включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению О. На различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами служат те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности, для школьника - возможности более точного выполнения различных школьных требований, для студента - возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельного обучения.О. У взрослого человека включает в себя многие специальные навыки, в т. Ч. Навыки научно-исследовательской и творческой деятельности.

Важное значение в этом случае имеют навыки работы с научными и др. Текстами, возможности к корректной постановке научных и учебных задач, способности к самоконтролю и точному планированию. Об оценке О. См. Обучающий эксперимент..

Значения в других словарях
Обусловливание, Возбуждающее

Общий термин в классическом обусловливании для обозначения ситуаций, когда существует положительная корреляция между условным и безусловным стимулами, при которой наблюдается усиление реакции в присутствии условного стимула. См обусловливание, подавляющее.. ..

Обусловливание, Подавляющее

Общий термин в классическом обусловливании для обозначения ситуаций, когда наблюдается отрицательная корреляция между условным и безусловным стимулами, при которой происходит ослабление реакции в присутствии условного стимула. Ср. С обусловливанием, возбуждающим.. ..

Обучаемый Умственно Отсталый

Обозначение ребенка, чьи показатели по стандартному IQ-тесту ниже "нормальных", и хотя формально он классифицируется как умственно отсталый (см. Умственная отсталость), может получить пользу от образования и инструктирования. Ср. С термином тренируемый умственно отсталый, который используется для обозначения тех, кто, как считается, находится на значительно более низком уровне развития, по сравнению с нормой, настолько, что он не способен получить пользу от стандартного образования, но может быт..

Обучающая Машина

Общий термин для обозначения любого прибора, используемого в систематическом программированном обучении. Этот термин впервые был введен теоретиками оперантного обусловливания, когда они распространили свои исследования от простого научения до вопросов педагогики. См. Компьютерное обучение, программированное обучение.. ..

Дополнительный поиск Обучаемость Обучаемость

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Обучаемость" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обучаемость, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 11 символа