Обучаемость
(англ. Docility, educational ability, learning ability) - эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей уч-ся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности, в т. Ч. К запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля. (Об использовании термина "обучаемость". В применении к организациям см. Обучающаяся организация. - Ред.)О. В широком смысле слова выступает как проявление общих способностей человека, выражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности, О. Выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий.
По возможностям к обобщению различаются уч-ся, обладающие большими способностями к некоторым специальным учебным предметам (математике, рисованию, музыке и т. П.).Как эмпирическая характеристика возможностей человека к обучению, О. Включает многие показатели и параметры личности человека. К ним относятся, прежде всего, познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), особенности личности - мотивации, характера, эмоциональных проявлений. Отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю. Важной характеристикой О. Являются качества, определяющие возможности общения, и соответствующие проявления личности (общительность, замкнутость).О.
Формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению в особые сензитивные периоды - при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности (в профтехучилищах, техникумах и вузах). Наиболее существенные качества познавательных процессов и личности, обеспечивающие возможность к обучению. А) управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т. П.). Б) речевые возможности человека, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообразования.Т.
О., понятие О. Наряду с общими характеристиками - более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач - включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению О. На различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами служат те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности, для школьника - возможности более точного выполнения различных школьных требований, для студента - возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельного обучения.О. У взрослого человека включает в себя многие специальные навыки, в т. Ч. Навыки научно-исследовательской и творческой деятельности.
Важное значение в этом случае имеют навыки работы с научными и др. Текстами, возможности к корректной постановке научных и учебных задач, способности к самоконтролю и точному планированию. Об оценке О. См. Обучающий эксперимент..
Дополнительный поиск Обучаемость
На нашем сайте Вы найдете значение "Обучаемость" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Обучаемость, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 11 символа