Общение
(англ. Communication, intercourse, interpersonal relationship) - взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно О. Включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. П.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем О. Удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. Людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к О. Нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности.
Процесс О. Может обособляться от др. Форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность.О. С окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (после 4-й нед жизни). На 2-м мес у младенцев появляется комплекс оживления как 1-я форма О. Со взрослыми. Это непосредственно-эмоциональное О. Вне практического сотрудничества с партнером. В таком О., выражая свое отношение к партнеру, дети используют различные экспрессивно-мимические средства (взгляды, улыбки, выразительные движения, вокализации).К концу 1 -го г.
Жизни у детей формируется еще одна форма контактов с окружающими - предметно-действенное О., включенное в совместную игровую и манипуляторную деятельность ребенка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями выразительного движения (приближение, протягивание предмета и др.).В дошкольном возрасте сохраняется типичная для предметно-действенного О. "привязанность". Ребенка к конкретной ситуации, связь с деятельностью партнеров. Постепенное овладение многообразными функциями речи (см. Речи функции) позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственных ситуаций и текущих интересов. К концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимно-личностное О., основные формы которого развиваются уже в подростковом возрасте.О.
Ребенка со сверстниками возникает во 2-м полугодии 1-го г. Жизни и на каждом этапе психического развития по своему уровню отстает от него.О. Со взрослыми - один из главных факторов психического развития ребенка. Оно обеспечивает приобщение ребенка к историческому опыту человечества. Организация О., достаточного по количеству и адекватного по содержанию, служит важным условием правильного воспитания детей в любом возрастном периоде. (см. Общение педагогическое.)О. Особенно интенсивно развивается в подростковом возрасте, приобретая новое содержание и новые формы своего осуществления. Само О. Строится у подростка на основе многоплановой общественно полезной деятельности, включающей трудовые, учебные, спортивные, художественные и др.
Ее виды. Благодаря О., развертывающемуся в этих видах деятельности, сознание достигает качественно нового уровня развития, изменяется вся организация их духовного мира. См. Также Собеседование.Добавление. Тесная связь между структурами личности и процессом О. Как в онтогенезе, так и в процессе функционирования зрелой личности приводит к тому, что нарушения О. Неизбежно вызывают изменения личности, и, наоборот, патология личности не может не повлиять на коммуникативные возможности субъекта. При этом связь изменений личности и нарушений О. Носит качественно различный характер в зависимости от того, какое звено процесса О. (операционально-техническое, мотивационное или звено контроля) преимущественно нарушено. Эта связь может служить опорой в процессе восстановления личности и О.
Активно используя в терапевтической группе интерактивную и перцептивную стороны О., можно компенсировать коммуникативные дефекты. Оптимальная организация О. В терапевтической группе больных создает условия для мобилизации созидательной активности личности, роста ее самосознания для борьбы с неадекватными мотивами и установками, для преобразования динамических смысловых структур личности. Развитие коммуникативных умений в тренинговых группах О. - эффективное средство профилактики отклонений в формировании личности. См. Группа встреч. (Ж. М. Глозман.).
Дополнительный поиск Общение
На нашем сайте Вы найдете значение "Общение" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Общение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 7 символа