Онтологический Плюрализм

154

- "несопоставимые описания мира, ни одно из которых не является более фундаментальным по отношению друг к другу". [Blackborn, 1996, c. 290-291].Плюрализм часто ассо-циируется с поздним Wittgenstein, подчеркивавшим существование раз-личных языковых фокусов и форм жизни, а также с литературным пост-структурализмом, тяготеющим к релятивизму и скептицизму в отношении одномерности истины. Постструктуралисты отрицают саму возможность однозначной интерпретации - сопоставление различного рода интерпретаций не является основанием для определения их точности, а скорее высту-пает основанием для их легитимности. Концентрируясь на проблеме зна-чений, они констатируют, что значение текста как целого представляет функцию словаря значений, составляющих его.

Фактически в тексте пред-ставлена "библиотека интерпретаций". И каждый читатель может выбирать свою подборку этих интерпретаций. Следовательно, речь идет о возмож-ности существования ряда самостоятельных интерпретаций. Плюралистическая логика, утверждает, что мы живем в многомерности, включающей существование многих обособленных порядков вещей или реальностей. Обсуждая проблему онтологического плюрализма, E.R. McCormac утверждает, что понятия являются порождением "физиче-ских процессов мозга ..., но они не всегда являются порождением только мозговой активности". [1990, c. 417]. Понятие может порождаться боль-шим количеством источников культуры, но так как оно в своем выражении зависит от физической системы, его причинные источники могут быть весьма разнообразны, могут существовать многие обособленные реальные вещи, включая фундаментально отличные типы осознания действительно-сти и другие порядки реальности, не подчиняющиеся известным нам пра-вилам [Viney, 1994, c.

31]. Хорошей иллюстрацией подобного рода эклектического плюрализма являются размышления А. Эйнштейна, писавшего, что "в глазах последо-вательно мыслящего философа он предстает как оппортунист, бросаю-щийся из одной крайности в другую. Как человек, пытающийся понять мир, не зависящий от актов восприятия, он кажется реалистом. Как чело-век, считающий понятия и теории свободными (не выводимыми логиче-ским путем из эмпирических данных) творениями человеческого разума, он кажется идеалистом. Как человек, считающий свои понятия и теории обоснованными лишь в той степени, в которой они позволяют логически интерпретировать соотношения между чувственными восприятиями, он является позитивистом. Он может показаться точно также и платонистом, и пифагорейцем, ибо он считает логическую простоту непреложным и эф-фективным средством своих исследований".

[1967, c. 311].Онтологический плюрализм предполагает возможность существования разных типов реальности, что уже само по себе освобождает во-ображение исследователя от сковывающих рамок одномерности. Призна-ние наличия разных реальностей (биологической, символической и реф-лексивной как базовых), отличающихся качественно и требующих разных исследовательских методологий, создает основания для, во-первых, обсу-ждения вопросов их соотнесения и сопряжения друг с другом. Во-вторых, разграничения круга и компетенции исследуемых аспектов, при обсуждении их соотношения с целым - социальным бытием личности и ее окру-жения. В-третьих, рассмотрения вопросов концептуально-критериальных оснований научности и их возможных вариаций применительно к иссле-дуемым типам реальности в связи с их спецификой.

Методологический плюрализм защищает "исторический подход, ут-верждая, что наука должна рассматриваться как развивающийся процесс, имеющий место в многообразии исторических обстоятельств, скорее ис-пользуя многообразие методов, нежели применяя инвариантный, универ-сальный метод". [Sankey, 1997, c. 3].H. Sankey описывает плюралистический подход средствами следующих пяти тезисов, представляющих основные темы исторического подхода. Множественность правил. Ученый применяет многообразие методо-логических правил в оценке теории и осуществлении рационального вы-бора между альтернативными теориями.Методологическое варьирование. Используемые ученым методологические правила подвергаются изменению и ревизии в процессе разви-тия науки.Конфликт правил.

Возможен конфликт различных методологических правил в применении к конкретной теории.Отменяемость. Методологические правила, применяемые скорее ин-дивидуально, нежели совместно, отменяемы.Не алгоритмизированная рациональность. Рациональный выбор меж-ду теориями не управляется алгоритмизированной процедурой принятия решений, направленных на осуществление выбора единственной теории среди множества конкурирующих [там же].Продуктивность подхода с позиций онтологического плюрализма к анализу психологической феноменологии показана в ряде работ (J.E. Ford [1990]. E.R. McCormac [1990]. A.J. Reck [1990]. B.M. Wildemuth [1993] и др.)..

Значения в других словарях
Онтогенези Филогенез

(ontogeny AND PHYLOGENY) Первое относится к развитию индивида, второе - к развитию рода или вида. В биологии формулировка "онтогенез повторяет филогенез". Означает, что общая модель эмбрионального развития индивида объяснима лишь в терминах эволюции видов. Идея о том, что эта формула может также быть применима к психологическому развитию человека, послужила причиной неоднократного обращения Фрейда к антропологии, а также проведения им параллелей между инфантильными ФАНТАЗИЯМИ (см. Также..

Онтологическая Вина

(Guilt). Мэй выделяет три типа онтологической вины, соответствующих ипостасям бытия-в-мире. Umwelt, или "окружающей среде", соответствует вина из-за разделения (separation guilt), преобладающая в "развитых" обществах, вызванная разделением человека и природы. Второй тип вины происходит из нашей неспособности правильно понимать мир других людей (Mitwelt). Третий тип основан на отношениях с собственным "я" (Eigenwelt) и связан с отрицанием нами своих возможностей, а также с неудачами на пути их ре..

Онтология

Обычно, аспект метафизических изысканий, занимающихся вопросом существования, независимо от определенных объектов и событии. Существование здесь может быть понято широко, охватывая такие случаи, как онтологическая дискуссия относительно существования Бога, дискуссии относительно концептуальной реальности категорий, например, чисел, деревьев, языков и т.д. (см. Категория и понятие) или предположения относительно основных концептуальных систем теорий сознания.. ..

Онтопсихология

(от греч. Ontos - бытие + psyche - душа + logos - разум) - научная школа в психологии и психотерапии, наука о бытии в психике. Основана в 1970 г. Итальянским психологом Антонио Менегетти (р. 1936). В философском плане базируется на концепциях Парменида, Э. Гуссерля, М. Хайдегтера, а в психологическом - представляет собой своеобразный синтез глубинной психологии (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг) и гуманистической психологии (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс). О. Можно назвать европейским вариантом трансп..

Дополнительный поиск Онтологический Плюрализм Онтологический Плюрализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Онтологический Плюрализм" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Онтологический Плюрализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 24 символа