Преступность

62

(crime) Изучение П. Всегда было одной из важнейших общественных, политических и психол. Задач. П. Служила темой многочисленных споров в об-ве и предметом научных исслед. Самые ранние из дошедших до нас филос. Взглядов на природу П. Относятся к началу документально зафиксированной истории. Противоправное и нежелательное поведение неизменно сопровождает всю историю челов. Цивилизации. Ранние подходы к объяснению П. Опирались на простое понятие личной мести или возмездия. Отправление правосудия являлось уделом конкретного чел. Или его семьи. Когда возникли организованные сообщества, личное возмездие уступило дорогу общественным и формализованным реакциям в виде принятия решений группами или их лидерами. Вплоть до последних 200 - 300 лет, кодификация преступных действий и соотв.

Наказаний были предметом церковного права. Это состояние дел привело к одному из первых реформаторских движений. В XVIII в. Такие философы, как Вольтер и Руссо, подвергли сомнению право на приоритет религиозной иерархии в мирских делах. Отсюда возник взгляд на поведение как рез-т рационального выбора, а не как следствие действия сверхъестественных сил. Так возник классический подход к пониманию П., основывающийся на представлении об индивидуальной свободе воли и личном выборе и до сегодняшнего дня прослеживающийся в мнениях и оценках. Повсеместное применение лишения свободы на различные по продолжительности сроки проистекает из классического представления о наказании, к-рое должно строго соответствовать преступлению.

В XIX в. Классическим допущениям о свободе волн был брошен вызов со стороны более позитивистской традиции, утверждавшей, что преступники не несут полной ответственности за свои действия. Возникла т. Зр., в к-рой подчеркивалась роль индивидуальных факторов и факторов соц. Окружения в формировании челов. Поведения. Если, по крайней мере отчасти, преступные действия обусловлены причинами, не контролируемыми отдельными людьми, тогда за совершение преступления в равной степени несут ответственность неблагоприятное окружение, способы воспитания и характерологические особенности. В той или иной степени, эти две школы мысли направляют формирование совр. Знаний но проблеме П. Для лучшего понимания подходов к проблеме П.

Необходимо рассмотреть различные определения преступления. Наиболее известное определение, вытекающее из официальных документов, трактует преступление как поведение, к-рое нарушает уголовное право и формально находится в ведении правоприменительных органов. Это определение лежит в основе официальных статистических сводок показателей П., к-рые фигурируют в научных исслед. И средствах массовой информ. Второе определение вытекает из отчетов жертв преступления. В периодических опросах, проводящихся гос. И частными исследовательскими орг-циями, граждане опрашиваются в отношении преступлений, жертвами к-рых они оказывались. Как правило, рез-ты этих опросов обнаруживают значительно более высокие показатели П., чем те, к-рые представлены в официальной стат.

Вдобавок ко всему, существуют расхождения в статистических показателях по типам совершаемых преступлений. Третий аспект проблемы преступления связан с восприятием об-ва. Периодические опросы показывают, что П. Традиционно рассматривается как одна из осн. Проблем, стоящих перед организованным сообществом. Кроме того, рез-ты опросов свидетельствуют, что большинство граждан испытывает страх перед возможностью самим оказаться жертвами преступных действий. Еще один аспект изучения П. Связан с официальными механизмами, сформированными об-вом для решения проблемы преступности. В федеральном уголовном кодексе классифицируется свыше 3000 противоправных действий, в дополнение к многочисленным др., содержащимся в уголовном законодательстве штатов и местных законах.

Существует 3 параллельные системы уголовного судопроизводства, состоящие из сходных компонентов, к-рые должны реагировать на поведение, нарушающее законы местного самоуправления, штата и федеральные законы. Существуют органы, к ведению к-рых относятся поиск и задержание зарегистрированных преступников на местном уровне (отделения городской полиции, окружные шерифы), на уровне штата (полиция штата) и на федеральном уровне (ФБР). Кроме того, существуют специальные органы, призванные привлекать предполагаемых преступников к суду на местном уровне (окружной прокурор), на уровне штата (прокурор штата) и на федеральном уровне (Генеральный прокурор). Наконец, существуют различные системные элементы, в ведении к-рых находится содержание, наказание и реабилитация осужденных преступников на местном уровне (окружные службы пробации, окружные тюрьмы), на уровне штата (управление исправительных учреждений штата, советы по условно-досрочному освобождению и наблюдательные советы), и на федеральном уровне (федеральный надзор за условно досрочно освобожденными, Федеральное бюро тюрем).

Знания о П. Лучше всего могут быть описаны в русле четырех традиций. Каждая традиция имеет свои специфические ист. Корни и совокупность знаний, относящихся к совершению преступлений. Первый важный подход к изучению П. - подход с позиций индивидуальных различий, продолжает традиции позитивизма. Знания в этой области опираются на классические исслед., напр., проведенное в 1940-х гг. Глюками. В сравнительном обследовании 500 осужденных преступников и 500 сходных по демографическим признакам законопослушных граждан ими были обнаружены физ., психол. И соц. Различия. Осп. Вывод исслед. Состоял в том, что преступление яв-ся рез-том действия разнообразных индивидуальных и соц. Факторов. Эта чрезвычайно влиятельная работа положила начало самостоятельной традиции исслед.

Существование различий между криминальными и не криминальными популяциями населения демонстрировалось с использованием объективных личностных тестов, тестов когнитивных способностей и проективных личностных методик. В ходе этой работы было установлено, что преступники оказываются менее социализированными, обладают меньшим интеллектом, характеризуются психол. Отклонениями, моральной незрелостью и яв-ся жертвами неверных методов воспитания и стилей родительского поведения. Вторая важная традиция в приобретении знаний о П. Опирается на социально-структурную школу. Эта научная традиция изучает социально-структурные и демографические различия у групп или субкультур, характеризующихся диспропорционально высокими показателями П.

Важное значение придается различиям в существующем окружении. Предполагается, что преступление яв-ся рез-том различий в доступе к законным и незаконным средствам достижения определяемых об-вом личных и материальных целей. Разнообразие П. Объясняется доступностью альтернатив для достижения возможностей, к-рые блокируются структурой, включая молодежные группировки, влияние криминальных сверстников и членов семьи, школы как преимущественный источник блокирования возможностей и саму систему уголовного судопроизводства как соучастника продолжающихся преступлений. Кроме того, отдельное направление исслед. Изучает причины преступности в дезорганизованных подструктурах об-ва в больших городах. Третья категория знаний о П.

Носит назв. Теории навешивания ярлыков. Исторически вытекающая из символического интеракционизма и интерперсонального анализа челов. Поведения, предложенных Дж. Г. Мидом и Г. С. Салливаном соответственно, теория навешивания ярлыков утверждает, что преступление яв-ся характеристикой, к-рой влиятельная аудитория наделяет определенные действия. Преступление используется об-вом для очерчивания границ приемлемого поведения на основе выбора определенных подгрупп в качестве преступных, их формальной квалификации в ходе разнообразных соц. Церемоний в суде и последующего перевода в низший соц. Разряд путем лишения свободы и назначения произвольного срока заключения. С т. Зр. Навешивания ярлыков, преступление не рассматривается как характеристика индивидуума или следствие патологического окружения.

Скорее считается, что преступность - это порождение сложных соц. Процессов, действующих в системе уголовного судопроизводства. Теория ярлыков получает значительную поддержку со стороны опирающихся на самоотчеты исслед. П., свидетельствующие о повсеместной распространенности эпизодов незаконной деятельности. Если большинство людей втягиваются в незаконную деятельность и выходят из нее еще до того, как они или оказываются задержанными, или остаются незамеченными, и если навешивание негативного соц. Ярлыка преступника оказывает противоположные эффекты на последующие эпизоды преступного поведения, тогда взаимодействие между конкретными людьми и системой уголовного судопроизводства яв-ся важнейшим предвестником преступления.

Четвертый важный источник знаний о П. Восходит к теории научения. С этой т. Зр. Преступное поведение существует потому, что оно подкрепляется и разнообразными способами моделируется в об-ве. Преступное поведение не рассматривается как отличное от др. Форм поведения, точно так же как именуемые преступниками люди не рассматриваются как отклоняющиеся от нормы, нетипичные или как-либо иначе отличающиеся от общей популяции. С т. Зр. Теории научения, П. Яв-ся функцией преступного поведения, разнообразными способами моделируемого, осуществляемого и подкрепляемого. Поведенческий репертуар преступника характеризуется значительным дефицитом социально приемлемых форм поведения. Каждая из этих осн. Теорет. Позиций оказала влияние на осн.

Подходы к проблеме П. Три осн. Подхода отчетливо связаны с воспитательными, реабилитационными и коррекционными аспектами проблемы. Первый, устрашающий подход, связан с представлением о том, что наказание снижает преступление. Однако ведутся многочисленные споры в отношении эффективности наказания как подхода к проблеме преступности. В нек-рых исслед. Приходят к выводу, что незамедлительное и суровое наказание способствует снижению преступной деятельности. Др. Дают основание утверждать, что суровые санкции не влияют на преступное поведение. Второй подход к П. Предполагает работу с правонарушителями, не относящимися к категории уголовных преступников. Разнообразные формы индивидуальной терапии, групп. Терапии, поведенческой модификации, образовательных программ, а тж профессионального обучения и программ общественных работ направлены на ликвидацию индивидуальных и культурных дефицитов, свойственных криминогенным популяциям.

Рез-ты исслед. В отношении эффективности воспитательных и реабилитационных подходов к П. Носят чрезвычайно смешанный характер. Последний подход к проблеме П. Основывается на раннем обнаружении и предупреждении преступного поведения. Во многом опирающаяся на упомянутый ранее подход с позиций индивидуальных различий, профилактическая модель предполагает выявление потенциальных нарушителей закона и использование воспитательных процедур. Модели раннего вмешательства и предупреждения демонстрируют лишь незначительную успешность. См. Также Уголовная ответственность, Девиантность, Теория навешивания ярлыков У. Дэвидсон II.

Значения в других словарях
Престижность

- значимость, привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности людей. Социальному положению, профессии, социальным группам, институтам и т.д.. ..

Престриальная Кора

- Кора зрительных связей, окружающая основную зрительную зону коры головного мозга (см. Полосатая кора). В нее входят нервные волокна и из основной зрительной коры, и из верхнего бугорка (см. Бугорки). Также называется циркумстриальной корой.. ..

Пресуицид

(Амбрумова А. Г., Леви В. Л., 1974) - состояние личности, обусловливающее повышенную, в отношении к условной "норме", вероятность совершения суицидального акта (даже заведомо незавершенного). Выявляемые в пресуициде психопатологические проявления носят полиморфный характер. Синоним - Пресуицндальный синдром.. ..

Пресуицидальный Период

- период формирования суицидальной активности, границами которого являются момент возникновения суицидальных побуждений и момент осуществленпя суицидальных действий (смотри Стадии суицидального поведения). Выявляемые в пресуицидальном периоде психопатологические проявления отличаются клинической полиморфностью.. ..

Дополнительный поиск Преступность Преступность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Преступность" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Преступность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 12 символа