Рисуночная Методика Фрустрации (р-ф) Розенцвейга
(Rosenzweig picture-frustration (P-F) study) P. М. Ф. Р. - полупроективная методика, состоящая из 24 картинок (в стиле комиксов), на к-рых изображены 2 чел. В типичных жизненных ситуациях, характеризующихся умеренным уровнем фрустрации. Черты лица и др. Признаки выражения эмоций намеренно опущены на этих рисунках. Персонаж, находящийся слева, всегда говорит определенные слова, к-рые помогают описать фрустрацию др. Персонажа. Над изображенным справа персонажем имеется пустой квадрат, в к-рый испытуемого просят вписать первый пришедший на ум ответ. Предполагается, что испытуемый осознанно или неосознанно идентифицирует себя с фрустрированным персонажем на каждой картинке и проецирует свое отношение в даваемом ответе.
Для оценки этого отношения, или реакции, каждому ответу приписываются баллы в соответствии с двумя осн. Измерениями. Направлением агрессии и типом агрессии. По направлению агрессия подразделяется на экстраагрессию, когда агрессивные реакции обращены на окружение. Интраагрессию, когда агрессивные реакции обращены на самого себя. И имагрессию, когда агрессия переводится в попытку затушевать проблему или представить ситуацию в лучшем свете. Дело обстоит так, как если бы экстраагрессивность переводила агрессию вовне, интроагрессивность - внутрь, а имагрессивность гасила ее. По типу агрессия подразделяется на препятственно-доминантную, при к-рой в ответе акцентируется препятствие, вызывающее фрустрацию. Самозащитную, при к-рой ответы направлены на защиту своего "Я".
И потребностно-персистентную, при к-рой акцентируется разрешение фрустрирующей проблемы путем достижения цели, невзирая на препятствие. На основе комбинирования этих 6 категорий реакция на каждую стимульную картинку м. Б. Отнесена к одному из 9 оцениваемых факторов. Агрессия в целом определяется как напористость и настойчивость, к-рая может носить позитивный или негативный характер. Потребностно-персистентная тенденция представляет собой конструктивную (иногда творческую) форму агрессии, в то время как самозащита часто является деструктивной (в отношении др. Или себя) по своей сути. Этот момент особенно примечателен, поскольку во мн. Теориях агрессии это различие упускается, и агрессия практически оказывается синонимом враждебности или разрушительности.
В обыденной речи, когда в нее не привносятся психоаналитические или др. Психол. Концептуализации, отражается более широкое понимание термина "агрессия", к-рое используется в методике Розенцвейга. Несмотря на то, что система количественных показателей Р-Ф всегда носит фенотипический характер (в соответствии с эксплицитными словесными формулировками ответов), интерпретация показателей является генотипической, связанной с тремя видами норм. Универсальными (номотетическими), групп. (демографическими) и индивидуальными (идиодинамическими). Статистические данные, используемые при интерпретации, относятся к групп. Нормам (т. Е. Степени соответствия индивидуума в его ответах той группе, к к-рой он принадлежит - по полу, возрасту и т.
Д.). Индивидуальные (идиодинамические) нормы, к-рые извлекаются из уникальной формулировки ответов и соотношения оцениваемых факторов в протоколе, дополняют групп. Нормы. Универсальные (номотетические) нормы определяются конструктами, на к-рые опирается этот инструмент, и лежат в основе как групп., так и индивидуальных норм. Оценка групп. Конформности измеряет тенденцию субъекта соглашаться с формой ответов выборки из нормальной популяции. Исслед. Конструктной (связанной с критерием) и прагматической валидности методики Розенцвейга дали достоверно положительные рез-ты. Помимо клинических целей, для к-рых изначально была разраб. Эта методика, она используется тж в качестве инструмента отбора в бизнесе и промышленности, в сфере образования, при исслед.
Культурных различий. В частности, оценка групп. Конформности - ценный показатель. Категории самозащиты и потребностно-персистентной тенденции тж продемонстрировали свои дифференцирующие возможности. Отдельные положительные рез-ты были получены и для категории препятственно-доминантных реакций. Рез-ты анализа Р-Ф в клинических условиях оказываются полезными, однако при этом не рекомендуется опираться на Р-Ф как на единственный инструмент дифференциации симптомов. У этой методики - значительный потенциал, если использовать ее в сочетании с др. Тестами или в качестве составной части общего диагностического профиля. Опубликованные данные по надежности и валидности Р-Ф сведены в "Базовом руководстве" (Basic manual) и подробно обсуждаются в книге "Агрессивное поведение и рисуночная методика фрустрации (Р-Ф) Розенцвейга" (Aggressive behavior and the Rosenzweig picture-frustration (R-F) study).
См. Также Клиническая оценка, Идиодинамика, Оценка личности, Проективные методики С. Розенцвейг.
Дополнительный поиск Рисуночная Методика Фрустрации (р-ф) Розенцвейга
На нашем сайте Вы найдете значение "Рисуночная Методика Фрустрации (р-ф) Розенцвейга" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рисуночная Методика Фрустрации (р-ф) Розенцвейга, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 48 символа