Самопознание
- так же, как самооценка и самосознание, имеет важные отличия от интроспекции. 1) эти процессы куда сложнее и продолжительнее, чем обычные акты интроспекции. В них входят данные самонаблюдения, но лишь как первичный материал, накапливаемый и подвергаемый обработке. 2) сведения о себе человек получает не только (часто - и не столько) от самонаблюдения, но и от внешних источников - объективных результатов своих действий, отношения других людей и пр. Самопознание - познание себя - одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причинами. 1) человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответственные средства, а потом уже применить их к самопознанию. 2) должен накопиться материал для познания-человек должен чем-то, кем-то стать.
Притом он непрерывно развивается, и самопознание постоянно отстает от своего объекта. 3) всякое получение знания о себе уже фактом своего получения меняет субъекта. Узнав о себе нечто, он становится иным. Потому задача самопознания столь субъективно значима - ведь всякое продвижение в ней - шаг в саморазвитии, самосовершенствовании. Самопознание начинается в очень раннем детстве, но тогда имеет совершенно особые формы и содержание. Сперва ребенок учится отделять себя от физического мира - он пока не знает, что относится к его телу, а что - нет. Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле - как члена социальной микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление. Он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме.
В сознании ребенка он сам - как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы "обслуживать". Его. Наконец, в возрасте подростковом начинается осознание "духовного Я". - своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта, который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов. "каков я?", "что во мне не так?", "каким я должен быть?". Именно в этом возрасте начинает формироваться "идеальное Я". (=>. Сверх-Я) - осознанный личный идеал, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить.
С этого начинается самосовершенствование..
Дополнительный поиск Самопознание
На нашем сайте Вы найдете значение "Самопознание" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Самопознание, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 12 символа