Самопознание

121

- так же, как самооценка и самосознание, имеет важные отличия от интроспекции. 1) эти процессы куда сложнее и продолжительнее, чем обычные акты интроспекции. В них входят данные самонаблюдения, но лишь как первичный материал, накапливаемый и подвергаемый обработке. 2) сведения о себе человек получает не только (часто - и не столько) от самонаблюдения, но и от внешних источников - объективных результатов своих действий, отношения других людей и пр. Самопознание - познание себя - одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причинами. 1) человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответственные средства, а потом уже применить их к самопознанию. 2) должен накопиться материал для познания-человек должен чем-то, кем-то стать.

Притом он непрерывно развивается, и самопознание постоянно отстает от своего объекта. 3) всякое получение знания о себе уже фактом своего получения меняет субъекта. Узнав о себе нечто, он становится иным. Потому задача самопознания столь субъективно значима - ведь всякое продвижение в ней - шаг в саморазвитии, самосовершенствовании. Самопознание начинается в очень раннем детстве, но тогда имеет совершенно особые формы и содержание. Сперва ребенок учится отделять себя от физического мира - он пока не знает, что относится к его телу, а что - нет. Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле - как члена социальной микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление. Он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме.

В сознании ребенка он сам - как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы "обслуживать". Его. Наконец, в возрасте подростковом начинается осознание "духовного Я". - своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта, который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов. "каков я?", "что во мне не так?", "каким я должен быть?". Именно в этом возрасте начинает формироваться "идеальное Я". (=>. Сверх-Я) - осознанный личный идеал, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить.

С этого начинается самосовершенствование..

Значения в других словарях
Самоподдерживающая Необъективность

(self-serving bias) —тенденция записывать на свой счет собственные успехи и обвинять внешние силы в собственных неудачах.. ..

Самоподкрепление

(SELF-REINFORCEMENT). Процесс, в котором люди улучшают и сохраняют свое собственное поведение, поощряя себя и имея над этими поощрениями какой-то контроль. (Дж. Фрейджер, Дж. Фейдимен, с.705) Самосознание национальное - уровень представлений, характеризующий освоение людьми, принадлежащими к той или иной национальной общности, её идеалов, культурных норм, традиций, бытовых стереотипов, а также понимание ими интересов и положения данной социально-этнической группы в обществе в целом. (Словарь, с...

Самопомощь

По существу – помощь себе. Этот термин часто используется в движении за человеческий потенциал в отношении психотерапевтических проблем. Он относится к поощрению человека к росту, зрелости и принятию ответственности на себя без ненужной зависимости от других, особенно от специальных учреждений.. ..

Самопрезентация

(Self-presentation) . Акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам.. ..

Дополнительный поиск Самопознание Самопознание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Самопознание" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Самопознание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 12 символа