Связь И Привязанность
(bonding and attachment) Джон Боулби ввел термин привязанность, к-рый превратился в важнейшее понятие нового теорет. Подхода, объединившего этологию и психологию в стремлении понять истоки уз, связывающих ребенка с матерью. Этологическая теория и привязанность. Исслед. Животных говорят о том, что прочные П. Образуются благодаря процессу импринтинга, происходящего за короткий интервал времени в течение раннего критического периода жизни. Этология предположительно объясняет образование С. Между самкой и ее детенышем как рез-т взаимодействия генетически запрограммированных форм поведения, важных для выживания вида, со средой обитания. Конрад Лоренц, пионер в области исслед. Импринтинга, наглядно показал, что недавно вылупившиеся птенцы диких гусей устремляются к первому, ближайшему к ним, движущемуся объекту или субъекту, к-рый встречается им вскоре после рождения, и далее неотступно следуют за ним.
Нико Тинберген доказал, что реакция нападения/бегства у животных развивается в ритуальное демонстративное поведение. Роберт Заслоу на основе исслед. Патологии привязанности, обнаруживаемой при раннем детском аутизме, пришел к заключению, что формирование П. Зависит от двух связывающих цепей поведения. А) обеспечение телесного контакта, необходимого для формирования близости и базисного доверия, и б) обеспечения контакта глаз и диалогического взаимодействия, необходимых для развития интеграции, фокуса и направления поведения. Теория научения и привязанность. Приверженцы теории научения подчеркивали важность кормления как механизма подкрепления для развития П. К матери как приобретенного процесса. Удовлетворение первичного драйва голода (пищевого побуждения) имеет следствием образование положительной П.
К матери благодаря вторичному подкреплению в ситуации кормления. Новая фаза в развитии теории научения наступила после того, как Гарри Харлоу в серии экспериментов с искусственными матерями (манекенами) обезьян установил, что орального удовлетворения путем кормления было недостаточно для образования П. И проявлений чувства любви. Развитие привязанности. В общем, возникновение П. - это поэтапный видоспецифичный процесс. В самом начале младенец привязывается ко всем людям, демонстрирующим типичные для чел. Как биолог. Вида формы поведения, совместимые с актуальным поведением младенца. Боулби описывает развитие поведенческого аспекта П. В виде четырех фаз. А) ориентация и сигналы как общая реакция на людей, без выделения конкретного чел.
Б) ориентация и сигналы, направленные на одного или неск. Выделенных ребенком людей. В) сохранение пространственной близости к конкретному чел. Посредством локомоции и сигналов. Г) образование реципрокной С. С людьми. Сильные П. К конкретным людям появляются примерно в 7-месячном возрасте и обнаруживают себя в форме боязни незнакомых людей. Младенцы выражают протест в форме гнева и сопротивления, когда их разлучают с чел., к к-рому они привязаны. Реакции протеста усиливаются в незнакомой обстановке, что указывает на наличие П. Не только к людям, но и к месту. Сила протеста и потребность в пространственной близости к лицу, к к-рому привязан, снижаются по мере развития познания и памяти, так как разлука начинает восприниматься ребенком как временная.
Качество привязанности. Постоянство и сила П. Зависят от особенностей паттернов взаимодействия между ребенком и родителями. Безусловная П. Развивается при сочетании любяще-заботливого поведения родителей с выраженными реакциями сопротивления и гнева у ребенка на отделение от родителей. Хроническое, не снимаемое раздражение у родителя и ребенка нарушает формирование П. Было установлено, что ритм и согласованность действий влияют на качество П. Младенцы больше привязаны к родителю, к-рый быстро реагирует на их сигналы и самопроизвольно инициирует взаимодействия. Последующие исслед. М. Эйнсворт показали, что качество П. Зависит от стимуляции и контролирования обстановки и ребенка. Эйнсворт установила, что младенцы могут испытывать уверенность или беспокойство в отношении лица, к к-рому привязаны, что сказывается на качестве и прочности П.
Привязанность и психопатология. Боулби показал, что после образования первичной положительной С. Между матерью и младенцем (примерно через полгода после рождения) реакция малыша на разлуку с матерью имеет 3 характерных фазы. Первая фаза представляет собой выражение "протеста" - плач и гнев, с помощью к-рых ребенок пытается добиться возвращения матери. Если это не удается, фаза протеста сменяется периодом "отчаяния", характеризуемым уходом, депрессией и снижением активности. Наконец, наступает фаза "отстранения", в к-рой младенец становится относительно невосприимчивым к окружающим его людям. Обращенный на мать гнев ребенка является главной характеристикой этого паттерна. Он прямо выражается в фазе протеста и косвенно - в фазе отстранения.
Боулби утверждал, что "опыт отделения" (т. Е. Разлучение с матерью) вызывает глубокую и яростную ненависть к матери. Наблюдения Боулби, касающиеся случаев разлучения с матерью или ее утраты, подтверждаются исслед. Эйнсворт, проведенными на детях, и рядом исслед., выполненных на низших обезьянах. Рене Спитц охарактеризовал анаклитическую депрессию как состояние, в к-ром младенец, разлученный с матерью вследствие госпитализации, становится полностью безучастным к происходящему. Заслоу и Брегер, имея целью изучение П., провели анализ раннего детского аутизма, к-рый сопровождается отделением и утратой С. С матерью. Они сделали неск. Теорет. Выводов, применимых к нормальному формированию и психопатологии П. У людей. Первый вывод состоял в том, что удерживание ребенка в состоянии выражения протеста, характеризующегося младенческим плачем (криком), формирует цикл напряжения/расслабления, к-рый является осн.
Элементом положительной (безусловной) П. Чем сильнее выражение этого "протеста", тем больше расслабление и сильнее С. Между ребенком и родителем. Второй вывод заключался в том, что челов. Социально-аффективная П. Формируется к лицу, а не к груди. Такие видоспецифичные для чел. Формы поведения, как улыбка, плач со слезами, говорение и слушание, играющие важную роль в поддержании тесного - "лицом к лицу" - общения, как раз и отсутствуют у аутичного ребенка, активно противящегося контакту глаз и тесным интеракциям. Такая форма реагирования обеспечивается альтернативной поведенческой цепью по типу реакции нападения/бегства, вызываемой напряжением от продолжительного контакта глаз и обнаруживаемой у низших биолог.
Видов. Общий вывод Боулби, касающийся теории П. И ее отношения к психопатологии, звучит следующим образом. Теория П. Представляет собой научно обоснованную систему, объединяющую понятия психоанализа, этологии, когнитивной теории и теории управления. См. Также Потребность в аффилиации, Аутизм, Избегающая личность, Деиндивидуация, Импринтинг, Развитие младенца, Инфантилизм, Z-процесс Р. У. Заслоу.
Дополнительный поиск Связь И Привязанность
На нашем сайте Вы найдете значение "Связь И Привязанность" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Связь И Привязанность, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 21 символа