Связь И Привязанность

105

(bonding and attachment) Джон Боулби ввел термин привязанность, к-рый превратился в важнейшее понятие нового теорет. Подхода, объединившего этологию и психологию в стремлении понять истоки уз, связывающих ребенка с матерью. Этологическая теория и привязанность. Исслед. Животных говорят о том, что прочные П. Образуются благодаря процессу импринтинга, происходящего за короткий интервал времени в течение раннего критического периода жизни. Этология предположительно объясняет образование С. Между самкой и ее детенышем как рез-т взаимодействия генетически запрограммированных форм поведения, важных для выживания вида, со средой обитания. Конрад Лоренц, пионер в области исслед. Импринтинга, наглядно показал, что недавно вылупившиеся птенцы диких гусей устремляются к первому, ближайшему к ним, движущемуся объекту или субъекту, к-рый встречается им вскоре после рождения, и далее неотступно следуют за ним.

Нико Тинберген доказал, что реакция нападения/бегства у животных развивается в ритуальное демонстративное поведение. Роберт Заслоу на основе исслед. Патологии привязанности, обнаруживаемой при раннем детском аутизме, пришел к заключению, что формирование П. Зависит от двух связывающих цепей поведения. А) обеспечение телесного контакта, необходимого для формирования близости и базисного доверия, и б) обеспечения контакта глаз и диалогического взаимодействия, необходимых для развития интеграции, фокуса и направления поведения. Теория научения и привязанность. Приверженцы теории научения подчеркивали важность кормления как механизма подкрепления для развития П. К матери как приобретенного процесса. Удовлетворение первичного драйва голода (пищевого побуждения) имеет следствием образование положительной П.

К матери благодаря вторичному подкреплению в ситуации кормления. Новая фаза в развитии теории научения наступила после того, как Гарри Харлоу в серии экспериментов с искусственными матерями (манекенами) обезьян установил, что орального удовлетворения путем кормления было недостаточно для образования П. И проявлений чувства любви. Развитие привязанности. В общем, возникновение П. - это поэтапный видоспецифичный процесс. В самом начале младенец привязывается ко всем людям, демонстрирующим типичные для чел. Как биолог. Вида формы поведения, совместимые с актуальным поведением младенца. Боулби описывает развитие поведенческого аспекта П. В виде четырех фаз. А) ориентация и сигналы как общая реакция на людей, без выделения конкретного чел.

Б) ориентация и сигналы, направленные на одного или неск. Выделенных ребенком людей. В) сохранение пространственной близости к конкретному чел. Посредством локомоции и сигналов. Г) образование реципрокной С. С людьми. Сильные П. К конкретным людям появляются примерно в 7-месячном возрасте и обнаруживают себя в форме боязни незнакомых людей. Младенцы выражают протест в форме гнева и сопротивления, когда их разлучают с чел., к к-рому они привязаны. Реакции протеста усиливаются в незнакомой обстановке, что указывает на наличие П. Не только к людям, но и к месту. Сила протеста и потребность в пространственной близости к лицу, к к-рому привязан, снижаются по мере развития познания и памяти, так как разлука начинает восприниматься ребенком как временная.

Качество привязанности. Постоянство и сила П. Зависят от особенностей паттернов взаимодействия между ребенком и родителями. Безусловная П. Развивается при сочетании любяще-заботливого поведения родителей с выраженными реакциями сопротивления и гнева у ребенка на отделение от родителей. Хроническое, не снимаемое раздражение у родителя и ребенка нарушает формирование П. Было установлено, что ритм и согласованность действий влияют на качество П. Младенцы больше привязаны к родителю, к-рый быстро реагирует на их сигналы и самопроизвольно инициирует взаимодействия. Последующие исслед. М. Эйнсворт показали, что качество П. Зависит от стимуляции и контролирования обстановки и ребенка. Эйнсворт установила, что младенцы могут испытывать уверенность или беспокойство в отношении лица, к к-рому привязаны, что сказывается на качестве и прочности П.

Привязанность и психопатология. Боулби показал, что после образования первичной положительной С. Между матерью и младенцем (примерно через полгода после рождения) реакция малыша на разлуку с матерью имеет 3 характерных фазы. Первая фаза представляет собой выражение "протеста" - плач и гнев, с помощью к-рых ребенок пытается добиться возвращения матери. Если это не удается, фаза протеста сменяется периодом "отчаяния", характеризуемым уходом, депрессией и снижением активности. Наконец, наступает фаза "отстранения", в к-рой младенец становится относительно невосприимчивым к окружающим его людям. Обращенный на мать гнев ребенка является главной характеристикой этого паттерна. Он прямо выражается в фазе протеста и косвенно - в фазе отстранения.

Боулби утверждал, что "опыт отделения" (т. Е. Разлучение с матерью) вызывает глубокую и яростную ненависть к матери. Наблюдения Боулби, касающиеся случаев разлучения с матерью или ее утраты, подтверждаются исслед. Эйнсворт, проведенными на детях, и рядом исслед., выполненных на низших обезьянах. Рене Спитц охарактеризовал анаклитическую депрессию как состояние, в к-ром младенец, разлученный с матерью вследствие госпитализации, становится полностью безучастным к происходящему. Заслоу и Брегер, имея целью изучение П., провели анализ раннего детского аутизма, к-рый сопровождается отделением и утратой С. С матерью. Они сделали неск. Теорет. Выводов, применимых к нормальному формированию и психопатологии П. У людей. Первый вывод состоял в том, что удерживание ребенка в состоянии выражения протеста, характеризующегося младенческим плачем (криком), формирует цикл напряжения/расслабления, к-рый является осн.

Элементом положительной (безусловной) П. Чем сильнее выражение этого "протеста", тем больше расслабление и сильнее С. Между ребенком и родителем. Второй вывод заключался в том, что челов. Социально-аффективная П. Формируется к лицу, а не к груди. Такие видоспецифичные для чел. Формы поведения, как улыбка, плач со слезами, говорение и слушание, играющие важную роль в поддержании тесного - "лицом к лицу" - общения, как раз и отсутствуют у аутичного ребенка, активно противящегося контакту глаз и тесным интеракциям. Такая форма реагирования обеспечивается альтернативной поведенческой цепью по типу реакции нападения/бегства, вызываемой напряжением от продолжительного контакта глаз и обнаруживаемой у низших биолог.

Видов. Общий вывод Боулби, касающийся теории П. И ее отношения к психопатологии, звучит следующим образом. Теория П. Представляет собой научно обоснованную систему, объединяющую понятия психоанализа, этологии, когнитивной теории и теории управления. См. Также Потребность в аффилиации, Аутизм, Избегающая личность, Деиндивидуация, Импринтинг, Развитие младенца, Инфантилизм, Z-процесс Р. У. Заслоу.

Значения в других словарях
Связь Водородная

(hydrogen bond) - слабая электростатическая связь, в результате которой атом водорода располагается между двумя электроотрицательными атомами (например, азота или кислорода). Большое количество водородных связей в белках и нуклеиновых кислотах приводит к наличию у этих соединений стабильной молекулярной структуры.. ..

Связь Временная

- согласно И. П. Павлову - механизм, обеспечивающий функциональную связь между отдельными структурами системы нервной при воздействии двух или более событий актуальной внешней среды, существующую временно. Одной из форм проявления временной связи являются рефлексы условные. Ныне связь временная трактуется как общее понятие, включающее наряду с рефлексами условными, требующими для своей реализации системы нервной, их аналоги, могущие вырабатываться у простейших организмов, лишенных системы нервно..

Связь Обратная

(feedback) - сигнал на выходе какого-либо устройства, возникающий в ответ на поступающий на вход этого устройства сигнал. Механизмы обратной связи важны для регуляции многих физиологических процессов. Например, они играют важную роль в процессе образования гормонов, а также в реакциях, проходящих с участием ферментов. При отрицательной обратной связи (negative feedback) увеличение выделения какого-либо вещества (например, гормона) прямо или косвенно подавляется дальнейшим увеличением его образов..

Связь Обратная Биологическая

(biofeedback) - немедленное поступление информации в головной мозг человека обо всех протекающих в его организме процессах (например, о частоте сердечных сокращений). Обычно человек не осознает эту связь. В зависимости от поступающей в мозг информации человек может быстро приспособиться ко всем изменениям в его организме. На этом основан экспериментальный метод лечения больных с различными нарушениями регуляции функций организма (имеющими место, например, при гипертензии).. ..

Дополнительный поиск Связь И Привязанность Связь И Привязанность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Связь И Привязанность" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Связь И Привязанность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 21 символа