Современные Методы Психотерапии
(current psychotherapies) В этой статье описывается неск. Распростр. И существенно отличающихся между собой систем психотер., хотя требования краткости вынуждают автора отказаться от рассмотрения нек-рых важных систем и методик. Психоаналитическая психотерапия. Классический психоан. Предложен Фрейдом в середине 90-х гг. XIX в., и с тех пор не раз модифицировался (часто превращаясь в аналитически ориентированную психотер.) мн. Неофрейдистами. Согласно психоан., эмоциональные нарушения и поведенческие дисфункции большей частью яв-ся следствием. А) прошлой жизни, особенно событий раннего детства. Б) бессознательных аттитюдов и переживаний, часто глубоко вытесненных. В) биологически обусловленных побуждений, особенно эротических и агрессивных, порождающих глубокие челов.
Конфликты. Г) фиксации на ранних стадиях психосексуального развития - оральной, анальной, генитальной и латентной. Д) защитных шагов и уклонений, препятствующих изменению. Для того чтобы добраться до главных источников бессознательных, вытесненных конфликтов пациентов и устранить их серьезные фиксации, психоаналитики используют различные терапевтические методики. А) метод свободных ассоц. Б) анализ и толкование сновидений. В) формирование и проработку интенсивных отношений переноса (трансфера) между аналитиком и пациентом. Г) значительное количество психотерапевтических сеансов. Д) интерпретацию бессознательных чувств и конфликтов пациента. Е) раскрытие защит пациентов и оказание помощи в отказе от них. Адлерианская психотерапия или индивидуальная психология.
Индивидуальная психология была создана А. Адлером. Хотя ее оригинальные положения соблюдались последователями довольно строго, она получила значительное развитие в трудах мн. Психотерапевтов. Согласно теории Адлера, эмоциональные нарушения в значительной степени связаны с. А) чувством неполноценности. Б) стремлением отдельных людей к личному процветанию, а не к соц. Интересу. В) нежеланием подвергаться риску и жить полной жизнью. Г) отказом от придания конструктивного смысла собственному существованию. Д) искаженными восприятиями и представлениями, ведущими к неспособности обучаться. Адлерианские методики психотер. Включают. А) ясный показ клиентам их жизненных целей и возможных способов изменения их дисфункционального стиля жизни.
Б) конфронтацию клиентов с их обреченными на провал идеями. В) контрпропагандистскую работу с клиентами в случаях, когда их цели, намерения и ценности яв-ся дисфункциональными. Г) стимуляцию клиентов к конструктивным действиям, направленным на изменение их целей, подрывающих собственную жизнь. Д) постоянное побуждение клиентов к принятию ими ответственности за переориентацию своей жизни в более позитивное русло. Е) помощь клиентам в мужественном признании собственного несовершенства. Ж) демонстрацию клиентам способов развития своих соц. Интересов. Аналитическая (юнгианская) психотерапия. К. Г. Юнг порвал с Фрейдом примерно в 1913 г. Юнг видел в либидо не сексуальную, а общую психич. Энергию и подчеркивал значение мифологических и др.
Символов в генезе и лечении эмоциональных нарушений. Среди последователей Юнга наибольшую известность приобрели Герхард Адлер и Э. Л. Росси. Согласно теории Юнга, эмоциональные и поведенческие нарушения возникают, гл. Обр., вследствие. А) блокады сильного инстинкта индивидуации чел. Б) комплексов, порождаемых сильными бессознательными компульсиями. В) руководства символическими сообщениями из бессознательного, сбивающими людей с пути. Г) наследственных предрасположений, проистекающих из нарушения функционирования коллективного бессознательного. Д) появления сексуальных нарушений в рез-те развития общих нарушений (а не наоборот). Юнгианские методики психотер. Включают. А) демонстрацию клиентам того, что все страдания вызваны утратой смысла (жизни) и что архетипы могут порождать целительные силы.
Б) содействие клиентам в символическом понимании симптомов своих неврозов и показ им выхода из своих внутренних конфликтов через этот символизм. В) подчеркивание целенаправленной, устремленной в будущее работы души. Г) раскрытие клиентам креативных и целебных сил бессознательного. Д) интерпретацию сновидений с акцентом на их символическом значении. Е) побуждение к переживанию, а не просто интеллектуальному пониманию. Ж) мягкое, но настойчивое побуждение клиентов быть внимательными к своему внутреннему миру и ценить его. Личностно-центрированная, или клиентоцентрированная терапия. Личностно-центрированная терапия (первонач. Наз. Клиентоцентрированной) была предложена К. Роджерсом в начале 1940-х гг. Она нашла таких видных сторонников, как В.
Рейми (теперь когнитивный психотерапевт) и Ю. Гендлин (теперь работает в области эмпирической, осн. На опыте психотер.). Хотя она уже и не практикуется в первоначальном виде, но все же представляет собой интегральный компонент теории и практики бесчисленного количества теоретиков и психотерапевтов. Согласно взглядам Роджерса, эмоциональные нарушения яв-ся преим. Рез-том. А) приобретения людьми отрицательной Я-концепции вследствие недостаточного принятия их др., особенно в детские годы, и отказа др. Обеспечить им подходящие условия для (личностного) роста. Б) расхождения между реальным Я и тем, как воспринимают чел. Др. В) отказа людей прямо и свободно осознать те аспекты собственной личности, к-рые не согласуются с их Я-концепцией.
Г) склонности людей делать чрезмерные обобщения, находиться во власти концепций или мнений и полагаться на абстракции, вместо того чтобы обратиться к испытанию реальности. Д) самоуничижения или чувства малоценности. Роджерианские, или личностно-центрированные методики психотер. Включают. А) включение в глубокие, интенсивные, заботливые отношения с клиентами. Б) постоянное проявление в этих отношениях искренности, конгруэнтности и эмпатического понимания клиентов и их проблем. В) недирективный и ненавязчивый диалог между врачом и клиентом. Г) помощь клиентам в замене состояния собственной малоценности на способность ценить и верить в мудрость своего развивающегося организма. Д) содействие клиентам в достижении безусловно положительного отношения к самим себе, гл.
Обр. Через переживание безусловно положительного отношения к ним терапевта. Когнитивно-поведенческая и рационально-эмотивная терапия. Совр. Когнитивно-поведенческая терапия зародилась в 1955 г., когда А. Эллис предложил свою рационально-эмотивную терапию. Следуя филос. Концепциям стоиков, особенно Эпиктета и Марка Аврелия, а тж воспользовавшись нек-рыми идеями таких пионеров-исследователей, как Э. Солтер, А. Герцберг и Дж. Келли, Эллис связал воедино нек-рые осн. Элементы когнитивной терапии в изложении А. Адлера и поведенческой терапии в понимании Дж. Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. В последующем появилась группа психотерапевтов, использующих сходные формы терапии. Согласно теориям рационально-эмотивной терапии (РЭТ) и когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), главный вклад в эмоциональные и поведенческие нарушения вносят.
А) сильная тенденция (как врожденная, так и приобретенная) действовать как в пользу своих интересов и интересов своей соц. Группы, так и против них. Б) искаженные восприятия, нереалистичные наблюдения и выводы. В) абсолютистские, иррациональные убеждения в том, что (1) нек-рые неприятные ситуации не должны существовать, но (2) к великому ужасу, они существуют, и (3) люди, оказавшиеся в этих неприятных ситуациях, совершенно не в состоянии им противостоять, а (4) те, кто вызывает такие ситуации - никчемные люди. Г) непомерная эскалация людьми своих сильных желаний до размеров божественных предписаний, требований и настояний свыше. Д) образование у людей взаимосвязей и взаимодействий между нереалистичным и абсолютистским мышлением, неадекватным эмоциональным реагированием и обреченным на неуспех поведением.
Методики КПТ и РЭТ включают. А) демонстрацию клиентам того, что их эмоциональные проблемы вызваны не неблагоприятными условиями, а (сознательным или бессознательным) выбором создавать себе эти проблемы. Б) обучение клиентов различным когнитивным, эмоциональным и поведенческим методам изменения нереалистичного мышления, неадекватных чувств и дисфункционального поведения. В) выполнение клиентами определенных домашних заданий. Г) десенсибилизацию и фладинг в реальных условиях, а тж воображаемую десенсибилизацию и постепенные приближения к вызывающим тревогу ситуациям. Д) использование подкреплений и штрафов для побуждения к изменению поведения. Е) сильнодействующие методы, такие как энергичные дискуссии по поводу себя и упражнения, помогающие избавиться от чрезмерной стыдливости.
Ж) семантические методы терапии. З) решение задач и применение научного метода к личным и межличностным проблемам. И) разнообразные психопедагогические методики, такие как лекции, семинары, демонстрация аудиовидеозаписей и библиотерапия. К) тренинг навыков, направленный на повышение способностей, интересов и достижений клиентов. Л) методы когнитивного отвлечения, воображения и рефокусирования. Поведенческая психотерапия. Поведенческие методы впервые использованы в психотер. Дж. Б. Уотсоном и М. С. Джонс в 1920-х гг. Широкое распространение они получили в 1950-е гг. Благодаря трудам Дж. Вольпе, Б. Ф. Скиннера и их последователей. Согласно теориям поведенческой терапии, эмоциональные проблемы возникают гл. Обр. В рез-те. А) неэффективного или неадаптивного научения.
Б) обусловливания др. Людьми, особенно в период раннего детства. В) самообусловливания и самозакрепления дисфункциональных мыслей, чувств или действий. Г) избегания ситуаций, вызывающих тревогу. Д) отсутствия навыков, приводящего к снижению результативности. Е) искаженных восприятий окружающей действительности. Осн. Методиками, используемыми в поведенческой терапии, яв-ся. А) фокусирование усилий на изменении текущего поведения клиентов. Б) активное и директивное обучение клиентов тому, как изменить их дисфункциональные мысли, чувства и паттерны поведения, а тж тому, как приучить себя мыслить, чувствовать и действовать более конструктивно. В) имажинативная (воображаемая) систематическая десенсибилизация тревог и страхов.
Г) десенсибилизация in vivo. Д) методики постепенной десенсибилизации и наводнения (фладинга). Е) демонстрация клиентам способов контроля стимулов и изменения ситуаций, вызывающих проблемы. Ж) коррекция искаженных восприятий и нереалистичных представлений. З) тренинг навыков, направленный на повышение способностей, интересов и достижений клиентов. И) сочетание подкрепления адаптивного поведения с аверсивным обусловливанием дезадаптивного поведения. К) методики релаксации. Гештальт-терапия разраб. Ф. Перлзом в начале 1940-х гг. Среди учеников Перлза - Дж. Фэган, У. Кемплер, А. Левицки, Лаура Перлз, Э. И М. Полстер, Ирма Ли Шеферд, Дж. Симкин и Дж. Зинкер. В гештальт-терапии принято считать, что эмоциональные нарушения в основном вызываются.
А) "обязывающим" отношением к жизни. Б) перевесом размышлений над действиями. В) отказом от жизни в настоящем в пользу сосредоточения на прошлом или будущем. Г) переделыванием себя и др. Вместо того, чтобы быть самим собой и принимать себя таким, какой есть. Д) отказом брать на себя ответственность за собственные решения. Осн. Методики гештальт-терапии. А) содействие клиентам в полном осознании своих чувств в ситуации "здесь-и-сейчас". Б) демонстрация клиентам, как отвергать когнитивные интерпретации и объяснения имеющихся у них трудностей. В) дыхательные и физ. Упражнения. Г) помощь клиентам в достижении интеграции. Эмпирическая (основанная на опыте) и гуманистическая психотерапия обязана своим происхождением трудам таких философов, как Серен Кьеркегор, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер, Мартин Бубер и Жан-Поль Сартр, а тж таких психологов, как Вильгельм Дильтей, Абрахам Маслоу и Вильгельм Райх.
Она объединяет широкий спектр теорий и методов. Сторонники эмпирической, гуманистической и экзистенциальной терапии придерживаются мнения, что эмоциональные нарушения имеют свои истоки в. А) отказе подвергаться риску, живя полной жизнью, и примирении с неизбежностью смерти. Б) неспособности стать хозяином своей жизни и поведения и быть совершенно автономным, даже в условиях комфортабельной жизни общины или соц. Группы. В) чрезмерной конформности, ведущей к тенденции постоянно пренебрегать собственным опытом. Г) отказе экспериментировать с собственными желаниями и стремлениями, обрекая себя на сужение опыта. В эмпирической, гуманистической и экзистенциальной терапии используются следующие методики. А) акцентирование испытываемых клиентами ощущений и их внутренних процессов изменения и развития.
Б) помощь клиентам в обретении глубокого внутреннего чувства истины. В) использование физ. Упражнений и физ. Приемов высвобождения эмоций. Г) намеренное подвергание себя риску с целью ощутить иной модус существования. Д) заботливое и открытое отношение к клиентам, служащее для них моделью заботливого и открытого отношения к др. Людям. Е) содействие клиентам в достижении безусловно положительного самоотношения или полного самопринятия, аутентичности, честности перед собой и откровенности. Транзактный анализ (ТА), предложенный Э. Берном в середине 1950-х гг., первонач. Был задуман как дополнение к психоан. Согласно теории ТА, главными причинами эмоциональных нарушений яв-ся. А) получение людьми в раннем детстве "перфолент" ("tapes") от "родительского" эго-состояния, побуждающих их функционировать в эго-состоянии "ребенка", а не в более разумном и продуктивном состоянии "взрослого".
Б) врожденная тенденция людей считать транзакции между своими эго-состояниями крайне важными и непоколебимыми. В) возникающие в рез-те этого стереотипизированные привычные паттерны поведения и отсутствие личной автономии. Г) недостаток ласки и любящего признания окружающих в раннем детстве. Д) сохранение осн. Жизненных решений или "сценариев", поскольку они имели субъективную ценность в ранние детские годы. Е) тенденция к использованию защитных маневров или игр для удержания и подкрепления ранних "сценариев" принятия решений. Транзактные психотерапевты используют разнообразные методики, особенно следующие. А) прослеживание истоков нарушенных чувств до решающего момента в давнем прошлом с последующим переобучением клиентов относиться к этому иначе и, соответственно, испытывать др.
Чувства. Б) помощь клиентам в достижении баланса эго-состояний. В) показ клиентам, как посредством конфронтации с самим собой можно вновь пережить решающие моменты прошлой жизни и прийти к новому решению важных вопросов. Г) помощь клиентам в осознании ими своей внутренней силы. Д) выявление и прерывание защитных маневров или "игр" клиента. Е) помощь клиентам в достижении более равномерного распределения энергии между различными эго-состояниями. См. Также Адлерианская психотерапия, Аналитическая психотерапия, Поведенческая терапия, Клиентоцентрированная терапия, Когнитивно-поведенческая терапия, Экзистенциальная психотерапия, Гештальт-терапия, Основы личностно-центрированного подхода, Психоанализ, Транзактный анализ А.
Эллис.
Дополнительный поиск Современные Методы Психотерапии
На нашем сайте Вы найдете значение "Современные Методы Психотерапии" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Современные Методы Психотерапии, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 31 символа