Социализация

89

(англ. Socialization. От лат. Socialis - общественный) - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе С. Человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под С. Следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.С. Относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. С. Предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

С. Включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Понятие С. Касается качеств, которые индивид приобретает в процессе С, и психологических механизмов (с этим трудно согласиться. - Прим. Ред.), посредством которых достигаются желаемые изменения. Определяющее значение для процессов С. Имеет общественное воспитание.В психологии процессы С. Изучаются г. О. Детской и социальной психологией. В качестве источников С. Индивида выступают. А) передача культуры через семейный и др. Социальные институты (прежде всего, через систему образования, обучения и воспитания). Б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности. В) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения.

Г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль. На данном этапе С. Индивид активно усваивает социальные нормы. Система саморегуляции формируется и развивается и процессе интериоризации социальных установок и ценностей.Процесс С. Можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции. В качестве институтов С. Рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и др. Коллективы. Особая роль в С. Индивида отводится развитию и умножению его контактов с др.

Людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности. Посредством этих контактов индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других. В процессе С. Человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, в деятельности осуществляя значимые преобразования мотивационной сферы др. Людей. (Е. 3. Басина.)Добавление ред. В отечественной психологии критиковался взгляд на С, согласно которому ребенок рассматривается как изначально асоциальное существо, а сущность С. Представляется в изживании и преодолении инстинктивной детерминации поведения, первичного стремления жить в соответствии с "принципом удовольствия".

(3. Фрейд). Под влиянием психоанализа этот взгляд получил широкое распространение в зарубежной детской психологии в 1920-30-е гг. Это влияние отчетливо просматривается, напр., в ранних работах Ж. Пиаже, в его концепции детского эгоцентризма. Четкое несогласие с идеей изначальной асоциальности ребенка заявил Л. С. Выготский, который в противовес выдвинул идею изначальной социальности младенца. Поясняя и развивая ее, Д. Б. Эльконин подчеркивал, что ребенок на всем протяжении своего развития - существо социальное, т. Е. Член общества и связан с обществом самыми тесными узами. Вне этих связей он существовать не может. Изменяется лишь место ребенка в системе общественных отношений, характер связи с обществом..

Значения в других словарях
Сохранения, Кривая

Название, применимое к любому из ряда возможных графических представлений, отражающих ход сохранения материала в течение какого-то времени.. ..

Сохранения. Метод

Процедура изучения памяти, разработанная Эббингаузом в 1880-х гг. От субъекта требуется заново выучить старый материал, и проводится сравнение между числом попыток (или временем), необходимым для повторного заучивания, и числом попыток (или временем), требуемым для первоначального изучения. Это сравнение дает значение сохранения.. ..

Социализация Младенца

(infant socialization) Термин "младенец" (infant), от латинского слова infans - "неговорящий", обычно охватывает возрастной диапазон от рождения до 2-2,5 лет. Социализация - это процесс, посредством к-рого индивидуум превращается в члена семьи, культуры и об-ва, начинающийся с момента рождения, продолжающийся на протяжении всего жизненного цикла чел. И предполагающий вовлеченность множества формальных и неформальных институтов. В течение младенчества большинство непосредственных связей ребенка п..

Социализация Политическая

- процесс включения индивида в политическую систему.. ..

Дополнительный поиск Социализация Социализация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Социализация" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Социализация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 12 символа