Супервизия

87

Один из методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии. Форма консультирования психотерапевта в ходе его работы более опытным, специально подготовленным коллегой, позволяющая психотерапевту (супервизируемому) систематически видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение. С. Направлена на психотерапевтический процесс и имеет своей целью развитие знаний, навыков и умений, способствующих совершенствованию профессиональной деятельности психотерапевта. В процессе С. Психотерапевт получает возможность рефлексировать и интегрировать свои личные способы реагирования, объективные знания, субъективный опыт и конкретные психотерапевтические ситуации для совершенствования своей психотерапевтической работы.

В ходе С. Психотерапевт может осознать, как он работает, находясь в данной психотерапевтической ситуации и являясь при этом конкретным человеком со своими собственными способами поведения и непосредственным субъективным опытом, а также с определенными профессиональными знаниями, навыками, умениями и опытом.С. Осуществляется супервизором - специально подготовленным психотерапевтом, который наблюдает за ходом психотерапевтического занятия, а затем обсуждает с супервизируемым определенные аспекты психотерапевтического процесса. Супервизор может присутствовать на занятии, но обычно он располагается за специальным экраном либо использует для анализа и последующего обсуждения подробную запись психотерапевтического занятия, сделанную сразу по его окончании супервизируемым, а также аудио- и видеозаписи.С.

Не является учебным процессом в собственном смысле слова или формой организации обучения и тренинга, где опытный психотерапевт выступает в роли посредника при научении методам и приемам. Такая направленность С. Не соответствует ее принципиальным целям и может возникнуть лишь тогда, когда супервизируемый явно недостаточно подготовлен и теоретически, и практически. В этом случае С. Может превратиться, по сути дела, в семинарское занятие. В процессе С. Взаимоотношения между супервизором и супервизируемым носят иной характер, чем в процессе обучения между обучающимся и его более опытным коллегой. В последнем случае прямые директивные указания и вмешательства играют более существенную роль, чем в С.С. Также не решает задачи психотерапии самого обучающегося психотерапевта.

Многие авторы полагают, что личностные проблемы супервизируемого, касающиеся его частной жизни, не являются сферой С. Или являются только в той степени, в какой влияют непосредственно на его профессиональную деятельность. Переработка этих проблем в ходе С. Допустима только в том случае, если они тесно переплетены с профессиональной деятельностью супервизируемого. С. Отличается по своим подходам от балинтовских групп, где основное внимание сосредоточено на взаимоотношениях "врач-пациент". С. Не является способом контроля за профессиональной деятельностью психотерапевта, а представляет собой обучение посредством консультирования. Материалом для консультирования в процессе С. Являются главным образом. 1) проблемы самопонимания и самовосприятия (собственные личностные особенности и способы поведения и реагирования и их влияние на профессиональную деятельность, отношение к себе в профессиональной деятельности).

2) теоретические знания и профессиональные действия (осознание того, какие теоретические, практические и личностные установки и особенности определяют позицию психотерапевта в его профессиональной деятельности, почему используются или не используются те или иные теоретические и методические подходы), процесс самостоятельного развития теоретических знаний и практических приемов. 3) взаимоотношения с другими людьми (прежде всего с участниками С.). 4) формальные и организационные вопросы психотерапевтической практики (место психотерапии в системе лечения, взаимоотношения с коллегами и вышестоящими лицами). 5) отношения с пациентом (проблемы обособления, изоляции, зависимости, переноса, ряд других характерных для супервизируемого аспектов его профессиональной деятельности).С.

Может осуществляться в индивидуальной и групповой формах. Индивидуальная С. Предполагает работу с одним супервизируемым. Важным условием в индивидуальной С. Является высокая степень идентификации и непосредственная включенность супервизора в работу супервизируемого. При этом, однако, существует опасность возникновения зависимости супервизируемого от супервизора, что предъявляет к последнему определенные требования в плане следования конкретным задачам С. Как формы консультирования в целях обучения и, что особенно нужно иметь в виду, при обсуждении более личных, глубинных проблем супервизируемого. Групповая С. Предполагает работу одного супервизора одновременно с несколькими супервизируемыми (обычно 4-7 человек).

Преимущество этой формы в том, что в группе представлен более широкий опыт психотерапевтической практики, имеется обратная связь, а это способствует развитию действенной профессиональной идентичности. Положительно влияет на групповую форму С. Совместимость личных и профессиональных проблем ее участников с актуальной групповой ситуацией и групповой динамикой. Вариантом групповой С. Является работа в так называемых неструктурированных группах, в которых супервизируемые попеременно выступают в роли супервизора. Такие взаимные консультации в кругу коллег предполагают достаточный опыт практической работы и высокую степень самоконтроля ее участников.С. Используется в процессе подготовки и повышения квалификации индивидуальных, групповых и семейных психотерапевтов в различных психотерапевтических направлениях и школах..

Значения в других словарях
Супер-

(super-) - приставка, обозначающая. 1. Расположенный над чем-либо, выше чего-либо. 2. Чрезвычайный или избыточный.. ..

Супер-эго

(Superego strenght). Один из полюсов типа P, характеризующийся тенденцией к чувствительности, эмпатии. Противоположность психотизму.. ..

Супервизия Психотерапии

(psychotherapy supervision) Ранние формы С. П. Были тесно увязаны с теорет. Ориентациями. Бихевиористы, напр., рассматривали проблемы клиента как приобретенное дезадаптивное поведение, и потому проходящий подготовку терапевт был ответственен за стимулирование адаптивного поведения клиента. Целями терапии являлись. А) идентификация проблемы. Б) подбор адекватных методик обучения. Бихевиоральная супервизия состояла из участия в качестве котерапевта в работе каждого из нескольких квалифицированных ..

Супервизор

Специально подготовленный психотерапевт, осуществляющий супервизию. Основная функция С. Заключается в консультировании обучающегося психотерапевта, предоставлении ему возможности рефлексировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение. Содержание работы С. Определяется пониманием супервизии как формы консультирования и соответственно позиции С. Как позиции консультанта, отличающейся от позиции учителя, контролера. Важной проблемой для С. Является проблема соблюдения диста..

Дополнительный поиск Супервизия Супервизия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Супервизия" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Супервизия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 10 символа