Философские Проблемы Психологии

146

(philosophical problems in psychology) Проблема природы чел. И проблема философии науки - две филос. Проблемы психологии, вокруг к-рых группируются все остальные проблемы. Попытки отдельных ученых создать теорию человечества нельзя признать удачными, несмотря на впечатляющую эрудицию, к-рой отмечены усилия этих одиночек. Эта проблема столь сложна и многогранна, что ее решение потребует огромной команды ученых-теоретиков, представляющих все науки, начиная от физики, биологии, соц. Наук и кончая гуманитарными науками. Если смотреть на чел. Как на машину, чем нередко грешат естественные науки, то следствием становится его детерминистское описание. Однако если считать чел. Экзистенциальным существом, типичным будет его описание с позиции свободы воли.

Это противопоставление также стоит за филос. Предпочтениями, разделяющими гуманистическую психологию и научную психологию. Решение проблемы часть-целое и проблемы ценностей также зависит от решения проблемы природы чел. Отношения между частями и целым, когда речь идет о сложных явлениях, яв-ся ключевым моментом в спорах о проблеме часть-целое. Если целое может быть полностью описано и объяснено на основании его частей, значит, оно всего лишь конгломерат, который может быть разделен на составные части (такова, напр., груда кирпичей). Однако если целое не делится на составляющие его части, оно имеет эмерджентные свойства, т. Е. Свойства, к-рые нельзя объяснить свойствами его частей (напр., вода при нормальных условиях - жидкость, а кислород и водород при нормальных условиях - газы).

Элементаризм (elementism) утверждает, что целое - всего лишь сумма частей, а холизм исходит из того, что целое больше суммы частей. Что же касается природы ценностей, то основная проблема состоит в том, яв-ся ли они относительными или абсолютными. Напр., как следует рассматривать моральную ценность, выраженную словами "убийство - преступление". Яв-ся ли оно заповедью на все случаи жизни (абсолютистская позиция) или зависит от обстоятельств (релятивистская позиция). Остальные филос. Проблемы психологии относятся к разряду филос. Проблем науки. Сюда входят такие проблемы, как логика открытия, природа индукции, природа знания, критерии оценки научного прогресса, концепция парадигмы и оценка теорий. Проблема индукции связана с тем, что философы не смогли точно описать концептуально-логическую основу способности ученого делать достоверные выводы из эмпирических наблюдений.

Напр., нет никакой гарантии, что п + 1 наблюдаемая выборка даст тот же уровень доверительной вероятности, что и предыдущие п выборок. Основной эпистемологической задачей яв-ся выявление критериев, соответствие к-рым оправдывает притязание на знание. Эволюционная теория исходит из того, что наука - это непрерывная деятельность, прогресс к-рой - рез-т проб и ошибок и значительного числа постепенных, кумулятивных по своей природе шагов. Революционная теория считает науку прерывистой формой активности, которая прогрессирует в рез-те относительно малого числа больших скачков, связанных со сдвигом парадигмы или изменением мировоззрения, обеспечивающими более широкое и глубокое представление о реальности. Сторонники обеих теорий для подтверждения своей правоты приводят примеры из истории науки.

Скорее всего, создание полной картины научного прогресса возможно только на базе отдельных аспектов обеих теорий. В своем самом широком понимании проблема оценки теорий яв-ся синонимом философии науки, ибо конечная цель последней - внесение ясности в концептуальные основы науки, а теории как раз и яв-ся воплощением концептуальных основ. Однако в своем более узком смысле термин "оценка теорий" означает разработку набора критериев для сравнительной оценки достоинств и недостатков разных доктрин. Подобная оценка распространяется на все свойства последних, включ. И их филос. Основы. Важнейшей целью оценки теорий яв-ся создание метода отбора относительно небольшого числа теорий, имеющих наибольший потенциал и способных активно повлиять на развитие той науки, в недрах к-рой они сформировались.

Поскольку наука составляет лишь часть полного спектра психологии, помимо проблем, унаследованных от философии науки, у нее есть и собственные проблемы, возникшие уже внутри самой этой дисциплины. См. Также Эпистемология, Общие системы, Логический позитивизм, Каноны Милля, Философия науки Дж. Р. Ройс.

Значения в других словарях
Философская Психотерапия

Подход к терапии, основывающийся на допущении, что убеждения, отношения и общий Weltanschauung (общий взгляд на жизнь) человека влияют на его поведение, чувства и способы взаимодействия с действительностью. Основная цель состоит в том, чтобы изменить философскую ориентацию или позицию клиента. Феноменологические подходы, такие как клиенто-центрированная терапия Роджерса и логотера-пия Франкла, содержат компоненты философской психотерапии, но прототипом этого подхода является экзистенциальная тер..

Философская Психотерапия По Саакяну

Философская психотерапия по Саакяну (Sahakian W. S., 1976) - это система, использующая представления, установки, убеждения, мировоззрение (философию жизни) человека как средство изменения, контроля или совладания с его психологическими или эмоциональными проблемами и, следовательно, влияния на его поведенческие стереотипы, психологическое и эмоциональное состояние.Автор исходит из теоретической предпосылки, что на поведение и эмоциональное состояние человека не влияет его жизненный опыт и относи..

Философский Камень

(Philosopher's stone) - в алхимии назывался также "Порошок Проекции". Алхимическая метафора для успешного превращения исходного простого металла в чистое золото. Психологически соответствует архетипическому образу целостности.Юнг приводит цитату из средневекового алхимического трактата "Rosarium Philosophorum":"Сделай из мужчины и женщины круглый круг, извлеки из него четырехугольник, а из него треугольник. Сделаешь круг круглым, и ты получишь философский камень"..

Философско-психологическая Концепция

(С.Л.Рубинштейн)Будучи пионером в использовании онтологич. Подхода в отечествен, психологии, Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия не как рядоположный с др. Уровнями бытия элемент, а как активный, преобразующий бытие субъект. Познание и деятельность рассматриваются как разнокачественные модальности отношения чел. С миром, помимо которых выделяется также отношение - не только к бытию, но и к др. Субъекту. Когда объектом воздействия становится др. Чел., необходимо преодолеть е..

Дополнительный поиск Философские Проблемы Психологии Философские Проблемы Психологии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Философские Проблемы Психологии" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Философские Проблемы Психологии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 31 символа