Хронотоп

169

(от греч. Chronos - время + topos - место. Буквально времяпространство). Пространство и время - это самые суровые определители человеческого бытия, еще более суровые, чем социум. Преодоление пространства и времени и овладение ими - это экзистенциальная задача, которую человечество решает в своей истории, а человек - в своей жизни. Человек субъективирует пространство и время, разъединяет, объединяет их, трансформирует, обменивает и превращает одно в др. X. - это живое синкретичное измерение пространства и времени, в котором они нераздельны. X. Сознания двулик. Это в такой же степени современенность пространства", в какой "опростран-ственность времени". Тайна сочетания, изменения масштабов, превращаемость форм осознавалась давно.

А. А. Ухтомский дал ей имя.X. - понятие, введенное Ухтомским в контексте его физиологических исследований, и затем (по почину М. М. Бахтина) перешедшее в гуманитарную сферу. Ухтомский исходил из того, что гетерохрония есть условие возможной гармонии. Увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия, а значит и в сроках выполнения отдельных элементов, образует из пространственно разделенных групп функционально определенный "центр". Вспоминается т. Зр. Г. Минковского, что пространство в отдельности, как и время в отдельности - лишь "тень реальности", тогда как реальные события протекают безраздельно в пространстве и времени, в X. И в окружающей нас среде, и внутри нашего организма конкретные факты и зависимости даны нам как порядки и связи в пространстве и времени между событиями (Ухтомский).

Это было написано в 1940 г., задолго до того, как Д. О. Хебб пришел к идее клеточных ансамблей и их роли в организации поведения. В 1927 г. Ухтомский одобрительно отозвался о работе Н. А. Бернштейна и характеризовал развитые им методы анализа движений как "микроскопию Х>. Это микроскопия не неподвижных архитектур в пространстве, но микроскопия движения в текуче-изменяющейся архитектуре при ее деятельности. Ухтомский предсказал успех Бернштейна. На развитые им методы и учение о построении движения до сих пор опирается мировая наука, изучающая живые движения и действия.X. Сознательной и бессознательной жизни соединяет в себе все 3 цвета времени. Прошлое, настоящее, будущее, разворачивающиеся в реальном и виртуальном пространстве.

По Бахтину, "в литературно-художественном X. Имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым. Пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени сюжета истории. Приметы времени раскрываются в пространстве и пространство осмысливается, измеряется временем. Этим перечислением рядов и слиянием примет характеризуется художественный X. X. Как формально-содержательная категория (в значительно мере) и образ человека в литературе. Этот образ существенно хронотопичен". Для психологии эта характеристика имеет не меньшее значение, чем для искусства. X. Невозможен вне смыслового измерения. Если время - это 4-е измерение, то смысл - 5-е (или первое?!).

Не только в литературе, но и в реальной жизни у человека бывают состояния "абсолютной временной интенсивности", прообразом которой м. Б. Закон развертывания числового ряда (Г. Г. Шпет). В таких состояниях "меньше года длится век". (Б. Пастернак). К идее фиксированной точки интенсивности пришел М. К. Мамардашвили. Он называл ее. Punctum Cartesianum, "абсолютный зазор", "мгновениедление", "вечное мгновение", "мир чудовищной актуальности". Имеются и др. Названия. "точки на пороге", "вневременное зияние", точки кризисов, переломов и катастроф, когда миг по своему значению приравнивается к "биллиону лет", т. Е. Утрачивает временную ограниченность (Бахтин).

Учет подобных характеристик позволяет придать X. Еще одно - энергийное измерение. Самый очевидный пример - сформировавшийся симультанный образ, лишенный координаты времени. В нем есть недосказанность, вызывающая напряжение, заставляющая его развернуться в протяженное во времени и пространстве действие. Энергия возможного развертывания образа накоплена при его формировании. Начальная фаза действия ориентирована на хронос. Взрывным образом преодолевается покой и запускается время. След. Фаза больше ориентирована на преодоление пространства. Потом неизбежна пауза, представляющая собой активный покой - дление, место свободного выбора след. Шага. Сукцессивное действие вновь свертывается в пространственный симультанный образ, в котором содержание приобретает вид формы, что допускает игру форм, оперирование и манипулирование ими.

Это происходит в масштабах деятельности, действия и движения. (Н. А. Бернштейн, Н. Д. Гордеева.)Конечно, возникновение точек "абсолютной временной интенсивности". Непредсказуемо, как непредсказуемо всякое событие. В человеческой жизни они возникают, когда сходятся пространство, время, смысл и энергия. Японский поэт Басе писал, что красота возникает, когда сходятся пространство и время. И. Бродский писал. "И географии примесь к времени есть судьба". Люди говорят проще. Нужно оказаться в нужное время в нужном месте. Но можно оказаться в такой точке и не заметить ее, пропустить мгновение. Не случайно М. Цветаева воскликнула. "Моя душа мгновений след", а не всей жизни. Не каждое мгновение, не каждый час является Часом Души.С.

Дали в картине "Упорство памяти". Дал свое видение X. И спустя 20 лет проинтерпретировал его. "Мои растекшиеся часы - это не только фантастический образ мира. В этих плавленых сырах заключена высшая формула пространства-времени. Этот образ родился вдруг, и, полагаю, именно тогда я вырвал у иррационального одну из его главных тайн, один из его архетипов, ибо мои мягкие часы точнее всякого уравнения определяют жизнь. Пространство-время сгущается, чтобы, застывая, растечься камамбером, обреченным протухнуть и взрастить шампиньоны духовных порывов - искорки, запускающие мотор мирозданья". Подобное соединение духа с мотором встречается у О. Мандельштама. "трансцендентальный привод", "дуговая растяжка", "зарядка бытия".

Близка и "эйдетическая энергия". Аристотеля. Значение духовной энергии в человеческой жизни более очевидно, чем возникновение и природа духовных порывов, превращающихся в жизненный текст или в текст великих произведений искусства, научных открытий. А. Белый писал, что "в течение времени отражается туманная Вечность". Лишь поднявшись над потоком времени человек может, если не-познать, то хотя бы сознать (термины Белого) Вечность или сковать время, т. Е. Превратить его в пространство, держать его при помощи мысли (Мамардашвили). Занимая такую позицию наблюдения, глядя на него сверху, человек оказывается на вершине светового конуса, его посещает откровение, озарение, интуиция, инсайт, сатори (японский эквивалент озарения) и т.

П. У него возникает новое представление о Вселенной, точнее, - он создает новую Вселенную. Микрокосм становится макрокосмом.Подобным описаниям в искусстве и в науке нет числа. Психология пока проходит мимо них. Существует глубокая аналогия между многочисленными образами фиксированной точки интенсивности, где сходятся, сливаются, пересекаются пространство, время и смысл (т. Е. Точки X.), и современными гипотезами о происхождении Вселенной. Суть их состоит в том, что в некую миллиардную долю секунды после Большого Взрыва образовался конформный пространственно временной интервал (интервал Минковского или X. Ухтомского). Интервал сохранял световой конус, что и привело к рождению Вселенной и ее вещества. Буквально то же самое происходит при молниеносном озарении пониманием, вызывающим бурный прилив духовной энергии, создающим свой световой конус, рождающим собственную Вселенную.

Последняя может содержать в себе множество миров, которые в разной степени осознаются, объективируются, выражаются вовне (см. Семиосфера). Особая работа - овладение ими. "Я - создатель миров моих". (Мандельштам). Подобная неразличимость поэтических и космологических метафор должна послужить примером для психологии и побудить ее смелее обращаться к искусству и начать преодолевать свой избыточный комплекс объективизма, приобретенный в эпоху ее становления как естественной науки. Ухтомский резонно сказал, что субъективное не менее объективно, чем т. Н. Объективное. (В. П. Зинченко.).

Значения в других словарях
Хроноскоп

Любое устройство для измерения временных интервалов.. ..

Хронотараксия

(хрон + греч. Tharaxis - расстройство). Нарушение восприятия времени. Больной дезориентирован во времени, не может назвать число, месяц, время года, время суток. При этом нередко отмечается замедление или ускорение субъективного восприятия течения времени. Характерна для органических поражений головного мозга, особенно при наличии двусторонней патологии таламических ядер.. ..

Хронофобия

(хроно + греч. Phobos - страх). Невротический страх времени. Особенно часто возникает в ситуации тюремного заключения - длительность срока осуждения повергает человека в ужас, отбытие его представляется нереальным. X. Выделяется клинически как форма так называемого тюремного невроза. Возникает обычно внезапно, после объявления приговора и угасания надежды на новое разбирательство дела, исчезновения чувства новизны обстановки. Нередки состояния паники. Вторично, в связи с X., возникают явления кл..

Хронофрения

(хроно + греч. Phren - ум, разум) [Petho В., 1985]. Попытка выделить заболевание из группы функциональных психозов, протекающих длительное время (свыше 12 лет) без якобы существенного психического дефекта, с полной социальной адаптацией. Характерен бред, напоминающий явления ауторедупликации, феномен "уже виденного", - так, больная утверждает, что уже прожила такую же жизнь, якобы раньше пользовалась как и сейчас вязальной машиной, однажды уже окончила университет. При этом отмечается ..

Дополнительный поиск Хронотоп Хронотоп

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хронотоп" в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хронотоп, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 8 символа