Поведенческая Психотерапия

128

Одно из ведущих направлений современной психотерапии. Если на этапе становления П. П. Определение ее было слишком узким и в П. П. Включали только технические приемы, основанные на классическом и оперантном обусловливании, то в последнее время существует опасность утраты специфического значения термина из-за слишком широкого его понимания. Например, Кэнфер (Kanfer F. Н., 1975) утверждал, что П. П. «должна включать не только то, что связано с открытиями в области кондиционирования и теорий научения, но и всю информацию, полученную в экспериментальной психологии». Более взвешенным представляется определение П. П. В Американской ассоциации П. П. П. П. «включает прежде всего использование принципов, которые развиты в экспериментальной и социальной психологии.

П. П. Должна уменьшать человеческие страдания и ограничения в способности к действиям. П. П. Включает переструктурирование окружения и социального взаимодействия и в меньшей мере видоизменение соматических процессов с помощью биологических вмешательств. Цель ее, главным образом, — формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль (Franks С. М., Wilson G. Т., 1979). В то время как на первых этапах своего развития под термином «поведение» в П. П. Понималось все, что имеет внешне наблюдаемые характеристики, то сейчас в это понятие включаются эмоционально-субъективные, мотивационно-аффективные, когнитивные и вербально-когнитивные проявления. Таким образом, можно выделить более узкое понимание П.

П., основанное на единстве теоретических положений и вытекающих из них методически определенных вмешательств, и расширенное толкование, при котором такая связь заметно утрачивается. В качестве предшественников П. П. Могут рассматриваться методы психотерапии, основанные на принципах научения, которые появились во втором десятилетии нашего века. Они вошли в литературу под названием методов условно-рефлекторной терапии. Сам термин «П. П.» стал использоваться с 1953 г. 1950-1960 гг. — период становления П. П. Как самостоятельного направления. Тогда существовало лишь несколько центров исследования и развития П. П. В Южно-Африканской Республике — Вольпе (Wolpe J.), Лазарус (Lazarus A. A.), Рахман (Rachman S.). В Англии — Шапиро (Shapiro D.), Йетс (Yates A.

J.), Айзенк (Eysenck H. J.). В США — Азрин (Azrin N. Н.), Айллон (Ayllon Т.). 1960-е гг. — это период бурного развития П. П. К 1971 г. Крэснер (Krasner L.) выделил в П. П. 15 различных направлений, которые в последующие годы слились в общее, получившее название П. П. Классическое обусловливание, связанное с именем И. П. Павлова, было первой теорией, которая легла в основу П. П. И. П. Павлов, так же как и Уотсон (Watson J. В.) — пропагандист теории условных рефлексов, создатель американского бихевиоризма. В своих учениях исключал значение промежуточных переменных и ограничивал исследования раздражителями внешнего мира и внешнего поведения. Теория инструментального, или оперантного, обусловливания Торндайка (Thorndike E. L.) и Скиннера (Skinner В.

F.) осталась в рамках прежней парадигмы «стимул—реакция (поведение)», однако подчеркнула значение стимулов, имевших позитивный или негативный характер (закон эффекта), в возникновении и укреплении поведения. В этой теории стимул приобрел функциональные качества подкрепления, повышающего силу реакции. Модель Торндайка—Скиннера, как и модель И. П. Павлова, уподобляла поведение организма «черному ящику», о внутреннем содержании которого нет никакой информации. П. П., по Фейдимену и Фрейгеру (Faidiman J., Frager R., 1994). 1) стремится помочь людям реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы этого сами, т. Е. Содействовать увеличению потенциала их личного поведения, мыслей, чувств и уменьшению или исключению нежелательных способов реагирования.

2) не ставится задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств личности. 3) позитивное терапевтическое отношение — необходимое, но недостаточное условие эффективной психотерапии. 4) жалобы пациента принимаются как значимый материал, на котором терапия фокусируется, а не как симптомы лежащей за ними проблемы. 5) пациент и психотерапевт договариваются о специфических целях терапии, понимаемых таким образом, что и пациент, и психотерапевт знают, когда и как эти цели могут быть достигнуты. Следующий этап развития П. П. Связан с попыткой учесть и промежуточные переменные, расположенные между стимулом и реакцией. При этом внутренние переменные рассматривались как скрытые реакции на внешние раздражители. Именно их скрытность и исключала понятную связь с внешними раздражителями.

Внутренние переменные — это прежде всего когниции (мысли, представления), которые управляют другими процессами, например эмоциональными или мотивационными. В плане такого понимания в конце 60-х — начале 70-х гг. Были предложены новые методики, вошедшие в литературу под названиями «скрытое кондиционирование» / «скрытое обусловливание» (Cautela J. R., 1967), «скрытый контроль» (Homme L., 1965), «саморегуляция» (Kanfer F. N, 1975). Скрытое кондиционирование пытались распространить на когнитивный аспект теории классического и оперантного обусловливания без изменений, что обрекало эти попытки на неудачу. Это были попытки ввести внутренние переменные в практику П. П. В 60-е гг. На развитие П. П. Оказала влияние теория научения (прежде всего социального) через наблюдение (Bandura A., 1971).

Автор этой теории показал, что одно лишь наблюдение за моделью позволяет формировать новые стереотипы поведения, ранее отсутствовавшие у животного или человека. В дальнейшем это привело к теоретическим обобщениям, получившим название концепции самоэффективности. Последующий отход от первоначальной парадигмы П.п. (стимул—реакция), рассматривающий когниции как промежуточные переменные, как структурирующие и регуляционные компоненты эмоциональных, мотивационных и моторных процессов, отражают теории Эллиса (Ellis A., 1962) и Бека (Beck А. Т., 1976). В рационально-эмоциональной психотерапии Эллиса главной промежуточной переменной, делающей понятной связь между стимулом и поведением, являются рациональные и иррациональные когниции.

В когнитивной психотерапии Бека определяющей переменной являются реалистичные и нереалистичные (связанные с ошибками в когнитивных выводах) когниции. Оба автора признают связь когнитивных и поведенческих переменных при доминирующем значении первых. С их точки зрения, центром воздействия психотерапии должны быть промежуточные когнитивные переменные. Попытка интеграции когнитивного и поведенческого подходов связана с именем Мейхенбаума (Meichenbaum D., 1977) и его коллег. Его работы можно рассматривать как дальнейшее развитие идей А. Р. Лурия и Л. С. Выготского о внутренней речи. Разработанные им методика самоинструктирования, прививка против стресса представляют собой способы овладения внутренней речью в виде самовербализации.

Таково же направление работ Махони (Mahoney M. J., 1974), рассматривающего когнитивные переменные (экспектации) и их модификации как главный объект и цель когнитивно-поведенческой психотерапии. В зависимости от метатеории, позволяющей выбрать соответствующие когнитивные переменные, когнитивно-поведенческое направление оказывается достаточно разнородным. Например, Дзурилла и Голдфрид (D'Zurilla Т. J., Goldfried M. R., 1971) предложили методику тренинга решения проблем, в которой содержанием психотерапии является тренинг стратегии решения проблемы. Таким образом, П. П. — это развивающееся направление в психотерапии. Начав с теорий научения, построенных по схеме «стимул—реакция», оно использует далее когнитивные и социальные теории научения, а в последние годы пытается опереться также на теории переработки информации, коммуникации и даже больших систем.

Соответственно модифицируются старые и расширяется спектр новых методик П. П. См. Также БИХЕВИОРИЗМ, НАУЧЕНИЕ, ТЕРАПИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПО БАНДУРЕ и др..

Значения в других словарях
Персональная Наука Махони

Направление когнитивно-поведенческой психотерапии, предложенное Махони (Mahoney M. J., 1977). Личностные проблемы рассматриваются как научные. Навыки поведения приобретаются в процессе научного исследования, заключающегося в постановке проблемы, сборе данных и их интерпретации, сборе гипотетических предположений, эксперименте, анализе результатов и пересмотре или замене гипотезы. Когнитивный подход такого рода помогает пациентам, у которых слабо развит механизм разрешения проблем. Используется д..

Плацебо-терапия

Один из вариантов психотерапии посредством косвенного внушения, или процесса научения. Развитие психофармакологии и внедрение в медицинскую практику все новых психотропных средств способствовало увеличению числа случаев, когда применение тех или иных препаратов сопровождалось положительным или отрицательным эффектом, не соответствующим ожидаемому действию (Лапин И. П., 1978). Поэтому при испытании новых медикаментозных препаратов стали широко использоваться лекарственные формы, получившие назван..

Поведенческий Тренинг

Основывается на идеях поведенческой психотерапии. Целью его является обучение приспособительным умениям, необходимым при столкновении со сложными жизненными ситуациями. П. Т. — это скорее запрограммированный курс обучения, чем серия обычных психотерапевтических занятий. Подбор пациентов в группы нередко осуществляется на основе сходных проблем и четких задач. Человек на определенных жизненных этапах приобретает конкретные умения, необходимые для преодоления критических ситуаций и для продолжения..

Поддерживающая Психотерапия

П. П., как отмечается в отечественной литературе, обычно используется для продолжения психотерапевтической работы с больными неврозами, алкоголизмом, другими нервно-психическими и соматическими заболеваниями после завершения основного курса амбулаторного или стационарного лечения. Различные формы П. П. Показаны пациентам, которым не удалось выполнить весь комплекс лечебно-реабилитационных задач в отведенное для этого время и у которых сохраняются некоторые проявления заболевания. Это могут быть ..

Дополнительный поиск Поведенческая Психотерапия Поведенческая Психотерапия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Поведенческая Психотерапия" в словаре Психотерапевтическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Поведенческая Психотерапия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 26 символа