Борис и Глеб
(во святом крещении Роман и Давид), страстотерпцы, князья (ск. 1015), младшие сыновья равноап. Кн. Владимира, воспитаны в христианском благочестии и получили хорошее образование. Старший — Борис — любил читать Священное Писание, труды отцов Церкви, и особенно жития святых, желая подражать подвигу угодников Божиих. Глеб разделял с братом его стремление посвятить жизнь служению Богу. Князь Борис получил в удел Ростов и, управляя своим княжеством, проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Он прославился также как храбрый и искусный воин, поэтому отец поставил его во главе своего войска в походе против печенегов. Пока кн.
Борис был в походе, кн. Владимир умер, а старший его сын Святополк объявил себя вел. Князем Киевским. Дружина уговаривала кн. Бориса пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но благочестивый князь, не желая междоусобной войны, распустил свое войско. Святополк не поверил искренности брата и подослал к нему убийц. Предупрежденный о вероломстве, кн. Борис, ставя превыше всего любовь и правду, не стал скрываться и, подражая мученикам первых веков христианства, спокойно встретил смерть. Убийцы настигли его во время утренней воскресной молитвы на берегу реки Альты. После этого Святополк столь же вероломно умертвил и брата Глеба, который также предпочел смерть междоусобной войне. Божие отмщение настигло властолюбца.
Святополк был изгнан из Киева и скитался, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находя себе пристанища и покоя, а затем бесславно погиб.В Великороссии весеннее празднование свв. Бориса и Глеба называлось Соловьиным днем, так как в это время прилетали соловьи. С праздником свв. Бориса и Глеба было связано довольно странное поверье. Этот день называли «барыш-день», и св. Бориса считали барышником. Во многих местах купеческий люд праздновал св. Бориса в надежде получить за это в течение всего года барыши. Очевидно, что приурочение этого поверья и обычая к празднику и имени св. Бориса основано на созвучии слов Борис и барыш, тем более что в старину день св. Бориса часто назывался «барыш-днем». Это, например, можно видеть из следующего места Ипатьевской летописи.
«Великий Всеволод Суждальский на Боришь день отда Верхуславу дщерь свою за Ростислава».Память мученикам и страстотерпцам Борису и Глебу отмечается 24 июля/6 августа, 5/18 сентября и 2/15 мая (перенесение мощей в 1115).Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация".
Дополнительный поиск Борис и Глеб
На нашем сайте Вы найдете значение "Борис и Глеб" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Борис и Глеб, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 12 символа