Иисус Христос

213

По Евангелию сын Божий - Второе Лицо Пресвятой Троицы, по предвечному божественному совету воплотившийся, ради спасения рода человеческого, от Пречистой Девы Марии и нареченный, по повелению Архангела Гавриила, именем Иисуса, т.е. Спасителя. Христос — значит помазанный. Христос совершил дело спасения падшего человечества в трех главных Своих служениях — пророческом, первосвященническом и царском. Иисус Христос родился в Палестине, в городе Вифлееме по наитию Духа Святого от Пресвятой Девы Марии. Время рождения Иисуса Христа относят, обыкновенно, к 754 от основания Рима. Но в последнее время ученые, на основании многих научных данных, утверждают, что Иисус Христос родился в 749 от основания Рима. До тридцатилетнего возраста Иисус Христос прожил в неизвестности в небольшом городке Назарете в семействе плотника Иосифа, который был обручником Девы Марии.

Только когда ему минуло 12 лет, Он вместе с родителями Своими отправился в Иерусалим на праздник Пасхи и пробыл три дня в храме, беседуя с книжниками. На тридцатом году жизни Иисус Христос принял от Иоанна крещение в Иордане. Прежде чем начать свое общественное служение, Он отправился в пустыню, и постился сорок дней, и был искушаем сатаной. Общественное служение Иисус начал в Галилее избранием 12-ти апостолов. Прежде всего Он начертал им образ Своего истинного последователя как человека смиренно-мудрствующего о себе, скорбящего о своей греховности, желающего примириться с милостивым Богом, чистого сердцем и миротворца. Чудесное претворение воды в вино, совершенное Иисусом Христом на браке в Кане Галилейской, укрепило веру учеников Его.

После этого, пробыв несколько дней в Капернауме, Он отправился в Иерусалим на праздник Пасхи. Здесь Он впервые возбудил против Себя вражду старейшин иудейских и, в особенности, фарисеев тем, что изгнал торгующих из храма. После Пасхи Иисус Христос созвал Своих апостолов, дал им необходимое наставление и послал их проповедовать о наступлении царствия Божия. Сам Он тоже ходил из одного места в другое и тоже проповедовал, собирая учеников и распространяя Свое учение по всей земле. О Себе Самом Иисус Христос учил как об Искупителе падшего человечества, согласно ветхозаветным пророчествам, т.е. Как о Мессии, или Христе. Еще раньше Самого Иисуса Христа учил о нем как об Искупителе всего человечества Иоанн Предтеча.

Указывая на Иисуса Христа своим ученикам, он говорил о Нем. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира». Впоследствии все апостолы распространяли это учение о Нем.На русских иконах Иисус Христос изображается Ангелом Великого Совета, Предвечным Эммануилом Христом-Спасителем и Христом-Вседарителем.Основными образами Христа-Спасителя на русской иконе являются. Спас Милостивый и Спас Грозный. Спас Милостивый — со светлыми волосами, легкой раздвоенной бородой, волосы спадают на плечи и прядь волос на лбу. Глаза полны благодати и печали. Таким пишется Спаситель почти на всех иконах. Спас Грозный суровый, торжественно спокойный, каким является Христос-Вседержитель (Пантократор) в образе Бога Отца. «Кто видел Меня, видел Отца.

Я и Отец один». Христос-Вседержитель обычно пишется во славе, сидящим на троне, или по пояс в куполе церкви с открытым Евангелием.Христос Ангел Великого Совета заменяет Бога Отца на некоторых изображениях Сотворения мира, по словам Св. Писания. «Все чрез Него начало быть» (Ин. 1. 3). Образ Ангела Великого Совета с «атрибутами», присущими Спасителю, т.е. Крещатое сияние и учительский свиток, виден на попорченной от времени фреске Ферапонтова монастыря (XIV в.). Ангел изображен погрудно, но надпись не сохранилась, тогда как на росписи церкви Бояны (Сербия) ее возможно восстановить. Ангел изображен во весь рост, крылья его расправлены в полете, одной рукой он держит свиток, на котором читается. «Видите, ныне, что это Я» (Втор.

32. 39). Другая рука поднята на основании Второзакония (32. 40). «Я подъемлю руку Мою и говорю. «живу Я во век!» По бокам Ангела надпись. ИС. ХР. Ангел Великого Совета.Надпись «Ангел Великого Совета» предписывается иконописным подлинником над образом Христа-Ангела. Христос величается Ангелом Великого Совета в евхаристической молитве на Божественной Литургии и в песнопении Всенощного Бдения. Св. Василий Великий и св. Иоанн Дамаскин именуют Спасителя «Ангелом Великого Совета».Великий Совет, по учению св. Отцов, есть предвечный Совет, на котором Господь Бог, в лице Святой Троицы, предопределил Сотворение мира, Воплощение и Искупление Сына Божьего. Эта предназначенная Жертва Спасителя и ее выполнение изображены на иконе «В день Седьмый Почи Бог от Дел Своих».На полях иконы перечислены шесть дней Творения в следующем порядке.

«В начале сотвори Бог небо и землю. Во второй день сотвори моря. В третий день сотвори деревья, траву. В четвертый день сотвори Бог солнце и луну. В пятый день сотвори Бог скоты, птицы, рыбы морские. В шестой день сотвори Бог человека».Седьмой день выделен в верхнем поясе иконы совместно с изображением Великого Совета. В центре возлежит Бог Отец, окруженный ангелами, и «почивает от Дел Своих» (Быт. 2. 3). Слева от возлежащего Бога Отца Архангел Гавриил «благовествует Девице Воплощение», как читается надпись вокруг образа Богоматери. Над Богом Отцом витает Святой Дух в виде голубя, и все центральное изображение помещено в «звезде предвечности». Справа, в овальном сиянии и окруженный ангелами, стоит Сын Божий, Христос Ангел Великого Совета.

Его облик юношеский, и стоит Он, покорно сложив крылья перед Богом Отцом, Который передает Ему сосуд с миром в знак своего благословения и завещания на Искупительную Жертву (Лк. 22. 29). В левом углу иконы Бог Отец восседает на престоле окруженный ангелами. Он держит крест с распятым Спасителем, крылья которого скрещены. Жертва совершилась. Сын Божий вернулся в лоно Отца. Но облик Христа изменился, потому что по Воплощении «Слово стало плотью» и черты Его лика уже не юношеские, а облик Его соответствует Его облику пребывания на земле.Невидимый небесный мир, где совершился Великий Совет и осуществилась Искупительная Жертва, отделен от повествования грехопадения прародителей волнистой линией «небесной тверди» с солнцем и луной.

Христос Ангел Великого Совета стоит наклонившись над Адамом и творит из его ребра Еву. Тут же стоит трепещущий Адам перед Орудиями Страстей в руках витающего ангела, предвозвещающего ему Искупительную Жертву Спасителя за его грехопадение. Далее Христос-Ангел благословляет прародителей у древа Жизни, а змий искушает Еву у древа Добра и Зла. По библейскому тексту, вкусивши запретный плод, «скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт. 3:8), и на иконе они видны сидящими среди ветвей. Изгнание из рая изображено закрытой преградой с Херувимом — «и поставил Господь херувима на Восток от сада» (Быт. 3. 24).Земная жизнь прародителей, в противоположность цветущему раю, выделяется в мрачном, извилистом обрамлении.

Четыре Ангела, стоящие, по Апокалипсису, «на четырех углах земли и держащие ветры» (Ап. 7. 1), дуют с севера, юга, востока и запада. Земное пространство заполнено скалистыми горами и зверьми. Архангел Михаил стоит перед Адамом и Евой и обучает их добыванию пищи и защите от зверей. Эта деталь основана на апокрифическом «Исповедании Евы». Дьявол стоит за спиной Каина и наталкивает его на убийство Авеля. Адам и Ева оплакивают сына.Первый грех на земле рождает первое преступление, первое преступление — первую смерть.Икона Ветхозаветной Троицы изображает гостеприимство Авраама. Трех ангелов под дубом Мамврийским. По библейскому тексту, «И явился ему Господь у дуба Мамре» (Быт. 18. 1). Авраам возвел очи и вот видит. Три мужа стоят против него.

Авраам обращается только к одному из них, говоря. «Владыко, если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18. 3). Когда, после трапезы, два ангела отошли к Содому, Авраам «еще стоял пред лицем Господа» (Быт. 18. 22), иными словами перед третьим ангелом. Во время беседы с ним Авраам называет его «судьей всей земли и Владыкой». Библейское повествование заканчивается словами. «И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом». По тексту ясно, что Аврааму явился Господь в сопровождении двух ангелов. Однако существует различное толкование о том, кого олицетворяют Три Ангела Гостеприимства Авраама. Католики не признают Трех Ангелов Гостеприимства Авраама как Святую Троицу. Св. Августин говорит, что «нельзя сомневаться в том, что три мужа были Ангелами, хотя некоторые уверяют, что один из них был Христос».

Основанием этого толкования берутся слова апостола Павла. «Страннолюбия не забывайте. Ибо чрез него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр. 13. 2). Однако эти слова более относятся к гостеприимству Лота, который принял двух ангелов, отошедших от Авраама в Содом. «И пришли два Ангела в Содом вечером. Лот увидел, и встал, поклонился лицем до земли. И сказал. «государи мои. Зайдите в дом раба вашего» (Быт. 19. 1-3).Православная Церковь, придерживаясь точного библейского текста, принимает толкование св. Иринея, Юстиниана Философа, св. Афанасия Александрийского и других святых отцов в том, что явление Аврааму трех ангелов есть явление Святой Троицы в лице Христа Спасителя, Ангела Великого Совета, в сопровождении двух ангелов.

Св. Иоанн Дамаскин в своем «Слове в защиту икон» говорит. «Образ Сына есть образ Отца и Святой Дух есть образ Сына», т.е. В лице Спасителя явлены все Три Ипостаси. Мы встречаем на так называемом Иерусалимском кресте новгородской работы XIII в. Надпись «Отец, Сын, Дух Святой» над распятым Христом Спасителем. Дидрон в своей «Христианской Иконографии» пишет. «Един Господь в Трех Лицах, перед которым Авраам пал ниц».На иконе Ветхозаветной Троицы три ангела восседают за трапезой. На более ранних иконах XV в. Средний ангел особо выделяется, возвышаясь над остальными. Крылья его широко расправлены, голова окружена крещатым сиянием, одной рукой он благословляет, а другой держит свиток. Над ним надпись «Св. Троица», за ним виден дуб Мамврийский.

На трапезе стоит Чаша с Агнцем и треугольники хлеба, символ Евхаристического Хлеба и Искупительной Жертвы Христа Спасителя, в которой все Три Лица Св. Троицы принимали участие. Христос — Крестным страданием, Бог Отец — завещанием (Лк. 22. 29) и Св. Дух — соучастием (Евр. 9. 14). Русский митр. Константин на Соборе 1156 в Константинополе доказал, что в Жертве Искупления принимали участие все Три Лица Св. Троицы и потому Евхаристическое Приношение на Божественной Литургии посвящается в одинаковой мере Отцу, Сыну и Св. Духу.В XV в. Андрей Рублев, монах Троице-Сергиевской лавры, создал исключительно вдохновенный и гармонический образ трех ангелов Святой Троицы, сохраняя учение Православной Церкви. Он слегка возвысил среднего ангела над остальными и отличил Его одеянием, присущим Спасителю, возложил Его благословляющую десницу над Чашей с Агнцем и благостно склонил Его главу в беседе со спутниками.

В XVI в. Рублевская Троица была избрана Стоглавым Собором 1554 образцом для изображения Святой Троицы в лице трех ангелов.Вопрос о единосущности и нераздельности Святой Троицы был особой важности в XVI в. При возникновении жидовствующей ереси, отрицающей божественность Христа, нераздельность Св. Троицы и почитание икон. В опровержение ереси избранными священными изображениями были иконы Святой Троицы, утверждающие божественность Христа Спасителя и нераздельность Святой Троицы, и Нерукотворный Спас (Убрус) — образ, чудесно созданный самим Христом и этим утверждающий иконопочитание. Потому с того времени, по предписанию Церкви, в верхнем поясе каждой иконы и каждого Распятия полагалось изображать добавочно, в миниатюрном виде, тот или другой образ.Ко времени борьбы с жидовствующими относится необычное изображение ангела с тремя головами.

В западном искусстве встречаются трехголовые изображения XIV—XVI вв., но в русской иконописи подобные образы избегались. Ангел стоит во весь рост с широко расправленными крыльями, лик его юношеский, средняя голова окружена крещатым сиянием с предписанными буквами для сияния Спасителя «Аз есмь Сущий». Две добавочные головы исходят по сторонам среднего ангела. Их головы окружены сиянием с буквами Ис.Хр. Ангел держит мерило с насаженной на конце отрубленной головой. Другой рукой он указывает на разодранное одеяние и на образ Нерукотворного Спаса.Судя по надписи, образ должен изображать «Видение св. Петра Александрийского», но обычно оно передается в совершенно иной композиции. Св. Петр Александрийский боролся в IV в.

С ересью Ария, схожей с ересью жидовствующих в XV в. За выступление против Ария св. Петр Александрийский был заточен в темницу, где явился ему Христос в разодранном одеянии. Русский иконописец сопоставил обе схожие ереси, отделенные друг от друга веками, и на полях изображения трехглавого ангела воспроизвел вопросы св. Петра и ответы Спасителя. «Кто разодра Ти, Господи, ризу?» — «Арий безумный, того не примите в общение». На верхнем поле надпись выражает главную суть изображения. «Видение в Трех Лицах, в Отчем, в Сыновьем и Св. Дусе, Троице нераздельной преславно величаем».Христос-Ангел, изображенный с тремя головами, является в сокращенном виде образом Ветхозаветной Троицы Гостеприимства Авраама, утверждающим нераздельность Троицы и божественность Христа, в лице которого явлены Три Ипостаси.

Разорванные ризы обозначают еретические раздоры, от которых страдает Спаситель. «Нерукотворный Спас», на которого указывает ангел, утверждает иконопочитание. Об этом свидетельствует изображение VII Вселенского Собора, на котором было восстановлено иконопочитание и на изображении которого один из Отцов Церкви держит перед собой «Нерукотворный Спас» с надписью. «Против иконоборцев, отрицающих почитание икон». Образ «Нерукотворного Спаса» без убруса, т.е. Обычного плата, на котором он изображен, встречается и на других изображениях, как, например, убрус Успенского собора в Москве.Отрубленная голова на конце мерила ангела обозначает, весьма возможно, казнь еретика Ария, осужденного на Никейском Вселенском Соборе в 325.Н.Ш.Источник.

Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Иисус Христос

в христианском вероучении богочеловек. См. Христос. ..

Иисус Христос

См. Христос.. ..

Изяслав Мстиславич

ИЗЯСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (ок. 1097-1154), князь владимиро-волынский в 1135-42, переяславский в 1143-1145, великий князь киевский в 1146-54 (с перерывами). Внук Владимира Мономаха. При содействии Изяслава Мстиславича митрополитом Киевским поставлен Климент Смолятич. Защищал киевский стол от притязаний князей Ольговичей, вёл длительную борьбу с Юрием Долгоруким.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Изяславль

Древнерусский город на восточной границе Волынской земли, разрушенный (по свидетельству Ипатьевской летописи) татаро-монголами в 1241. Возник, вероятно, во 2-й пол. XII в. Остатками этого города, по-видимому, является большое городище, расположенное на окраине с. Городище Хмельницкой обл. Малороссии. На территории детинца и посада городища, огражденного тремя линиями мощных валов и глубоких рвов, открыты остатки сгоревших глинобитных жилищ и хозяйственных построек, под развалинами которых сохран..

Иисусова Молитва

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Древнейшая христианская молитва. Об этом говорят прп. Исихий Иерусалимский (V в.) и другие древние отцы. На это указывает и И.В. Киреевский в письме (1855) к старцу Макарию Оптинскому. «По причине того, что некоторые из западных отвергают древность этой молитвы (Иисусовой непрестанной), не худо было бы во всех древних отцах указать на те места, которые прямо или подразумительно к ней относятся». Киреевский находит у Варсонофия Великого (VI в.) в отв..

Ик

ИК (Большой Ик), река в Заволжье, левый приток Камы. 571 км, пл. Бассейна 18 тыс. Км2. Средний расход воды ок. 22 м3/с.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Иисус Христос

Спаситель мира — см. Христос.. ..

Иисус христос

Богочеловек, добрый пастырь, Иисус из Назарета, Сын божий, Сын человеческий, спаситель, Спас, Христос, распятый, галилеянин, агнец божий, спас, Иисус. ..

Иисус Христос

См. Христос.. ..

Иисус Христос

Согласно традиционному христианскому вероучению, Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (Послание апостола Павла к колоссянам 2,19) и всю конкретность человеческой природы. В одном лице Бог-Сын, Логос, «не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» (Послание к евреям 7, 3), - и человек, имевший этническую принадлежность, возраст и телесные приметы, родившийся в мир и в конце умерщвленный (хотя рождению предшествует чудо девственного зачатия, а..

Иисус Христос

(4 г. До н.э. - около 30 г. Н.э.?) - согласно христианскому вероучению, Богочеловек, в котором соединены Божественная (как Бог Сын он второе лицо Троицы) и человеческая (рождён от Девы Марии) природы, добровольно принявший страдания и смерть на кресте ради искупления первородного греха, совершённого Адамом и Евой в акте грехопадения. Отсюда эпитеты и имена Иисуса. Христос (по-гречески, буквально - Помазанник, т.е. Мессия), Спаситель (Спас), Искупитель (Заступник), Сын человеческий, Сын Божий и д..

Иисус Христос

(от греч. Xristos - помазанник, перевод др.-евр. Слова "машиах" - мессия) - мифич. Основатель христианства, якобы живший в Палестине в 1 в. Н. Э. И распятый на кресте при рим. Наместнике Пилате. Вера в ист. Существование И. X., его воскресение и 2-е пришествие на землю составляет один из гл. Пунктов символа веры большинства христ. Церквей и сект. Об И. X. Ничего не знали греч. И евр. Писатели и историки 1-2 вв. (Иосиф Флавий, Юст Тивериадский, Филон Александрийский и др.), писавшие о Палестине 1..

Иисус Христос

ИИСУС ХРИСТОС (греч. Iesous - калька ивритск. Jesua, Jehosua - помощь Яхве, спасение. Греч. Christos - помазанник, эквивалент ивритск. Mashiah - мессия, спаситель) - в традиции христианства - богочеловек, обладающий всей содержательной полнотой как бытия Абсолюта, так и человеческой экзистенции (библейские "сын Божий" и "сын человеческий"). Второе лицо в структуре Троицы, Бог-Сын, воплощающий в себе Логос слова Божьего. Посредник между Богом и людьми, устами которого Господь возвещает истину отк..

Иисус Христос

(греч. Iesous - калька ивритск. Jesua, Jehosua - помощь Яхве, спасение. Греч. Christos - помазанник, эквивалент ивритск. Mashiah - мессия, спаситель) - в традиции христианства - богочеловек, обладающий всей содержательной полнотой как бытия Абсолюта, так и человеческой экзистенции (библейские "сын Божий" и "сын человеческий"). Второе лицо в структуре Троицы, Бог-Сын, воплощающий в себе Логос слова Божьего. Посредник между Богом и людьми, устами которого Господь возвещает истину откровения (ср. С..

Иисус Христос

I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ А. 1) имя ИИСУС (греч. Ф-ма (Иэсус) евр. Имени Йешуа, в свою очередь являющегося более поздней формой от Йехошуа или Йошуа) означает "Господь - спасение". В Библии это имя носят многие лица (см. Иешуа см. Иисус). По воле Бога оно было дано и Его единств. Сыну (Мф 1:21. Лк 1:31. 2:21). С тех пор это имя, к-рое "выше всякого имени" (Флп 2:9), стало единств., "которым надлежит нам спастись" (Деян 4:12). См. Имена Иисуса Христа. 2) ХРИСТОС - это титул, указывающий ..

Иисус Христос

ИИСУС ХРИСТОС, Иисус (древнеевр. “Господь — его спасение”, греч. Ihsouς, лат. Jesus), Христос (древнеевр. Masziah, арам. Mesziha, греч. Cristoς, лат. Christus — помазанник, Мессия), согласно христ. Вере — Богочеловек, второе Лицо Пресвятой Троицы, Единородный Сын Божий, единственный Спаситель человеч. Рода, Воплощенное Слово (Воплощение), уникальная ист. Личность — Иисус из Назарета, сын Девы Марии, основоположник христианства и создатель Церкви.Главное свидетельство об Иисусе Христе содержится ..

Иисус Христос

Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, воплотившийся от Святого Духа и Девы Марии. Богочеловек. Возвестил миру величайшее и самое светлое учение в истории человечества, чем вызвал раздражение и злобу фарисеев - первосвященников иудейской Церкви и иудейских законников. Был ими предан суду и погиб позорной смертью. Как человек спустился в ад, куда попадали за свои грехи все люди, начиная с Адама, но как Бог победил ад, освободив из него души тех. Кто веровал в Его пришествие, и воскрес, дав всем..

Иисус Христос

(греч.Ίησους Χριστός), в христианской религиозно-мифологической системе богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы - как бог-сын (второе лицо троицы), «не имеющий начала дней», и всю конкретность конечной человеческой природы - как иудей, выступивший с проповедью в Галилее (Северная Палестина) и распятый около 30 н. Э. На кресте. «Иисус» - греч. Передача еврейского личного имени Йешу(а) [ješu(a'), исходная форма - Йегошуа, Jehošua', «бог помощь, спасение», ..

Дополнительный поиск Иисус Христос Иисус Христос

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иисус Христос" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иисус Христос, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 13 символа