Иларион

133

ИЛАРИОН (Ларион), первый митрополит Киевский из русского духовенства (1051-1054 или 1055). Смещённый с митрополичьего престола патриархом Константинопольским после смерти князя Ярослава Мудрого (1054), вероятно, удалился в Киево-Печерский монастырь. Сочинение Илариона "Слово о Законе и Благодати", соединяющее черты богословского, политического, историко-философского трактата, - образец высокого красноречия.Источник. Энциклопедия "Отечество"1. (XI в.), митрополит Киевский. Первый русский (по происхождению) предстоятель нашей Церкви Иларион был поставлен на митрополию в 1051 собором архиереев по воле вел. Кн. Киевского Ярослава Мудрого. Сам факт его поставления имел в глазах современников промыслительный характер.

«Вложил Бог князю в сердце, и поставил его (Илариона) митрополитом в Святой Софии».«Муж благ, книжен и постник», по выражению летописца, Иларион был давно известен киевлянам как пресвитер княжеской церкви Святых Апостолов в местечке Берестове под Киевом. Там, возможно, и написал он свое знаменитое «Слово о Законе и Благодати», ставшее одной из первых попыток христианского осмысления русской истории. Творение Илариона есть как бы голос всенародного раздумья о призвании русского народа — «глас радования» православного люда, ощутившего избавление от томительного рабства греху и в то же время напряженно размышляющего о том, какого служения ожидает Господь от Своих новообретенных чад. Мысли, созвучные «Слову», мы встречаем во многих памятниках эпохи, и это свидетельствует, сколь серьезно занимали они внимание всего общества.Главным прозрением Илариона стало его утверждение о духовной природе той силы, которая соединила разрозненные славянские племена в единый народ.

Митрополит говорит о русском народе как о целостности, объединенной под властью Божией вокруг религиозного христианского начала, идеал которого воплощен в Православной Церкви. Само «Слово» является едва ли не единственным памятником XI в., в котором употреблено словосочетание «русский народ», а не обычное для того времени понятие «Русская земля».В этом стремлении к христианской святыне как к национальному идеалу — истоки русской соборности, «собранности» вокруг Церкви, сознания духовной общности народа, коренящейся в общем служении, общем долге. Соборность — это единство народа в исполнении христианского долга и самопожертвовании, в стремлении посильно приблизиться к Богу, «обожиться», «освятиться», воплотить в себе нравственный идеал Православия.

«Благодать же и истина всю землю исполни, — возвещал митрополит, — и вера во вся языки простреся и до нашего языка русского. Не невеждам ведь пишем, а обильно насытившимся книжной сладостью, не врагам Божиим-иноверцам, но сынам Его, не чужим, а наследникам Небесного Царства». Общность территории и происхождения соединились с общностью религиозной судьбы — так было положено начало образованию русской православной государственности.Чудом просвещения Владимира началось распространение веры. «...Когда он жил и пас землю свою справедливо с мужеством и пониманием, тогда сошла на него милость Всевышнего — взглянуло на него Всемилостивое око благого Бога, и воссиял разум в сердце его, чтобы понять суетность идольской лжи и обрести единого Бога, создавшего всю тварь видимую и невидимую».

Начавшаяся при особенном Божием благоволении, русская судьба и дальше видится Илариону как результат непрестанного промыслительного попечения. «И так, веруя в Него, и святых Отцов Семи Соборов заповеди соблюдая, молим Бога еще и еще потрудиться и направить нас на путь, заповеданный Им».Митрополит говорит о Богом определенной роли именно для русского народа, «спотыкавшегося» ранее «на путях погибели» (то есть, по сути, и не бывшего русским народом в том смысле, как он его понимает), а ныне «во всех домах своих» восклицающего. «Христос воскресе из мертвых!» Эти-то, славящие Христа, и молят Бога «еще и еще потрудиться и направить нас на путь, заповеданный Им», то есть открыть, для чего новообращенным дано ощутить и осознать свою общность, для чего определено им быть единым народом, каковы в качестве такового их обязанности.Цель этого всенародного единения в духе церковного миропонимания — сохранить чистоту веры, удержать ее апостольскую спасительную истину, «святых Отцов Семи Соборов заповеди соблюдая».

Здесь — корни русской державности, понимающей государственную мощь не как самоцель, а как дарованное Богом средство к удержанию народной жизни в рамках евангельской непорочности.Молитва Илариона, помещенная в конце «Слова», возносимая им «от всея земли нашея», как бы подводит итог сказанному. «Не оставь нас, — взывает к Богу Иларион, — хоть еще и заблуждаемся, не отвергай нас, хоть еще и согрешаем пред Тобой. Не погнушайся, хоть и малое (мы) стадо, но скажи нам. «не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство» (Лк. 12:32). Научи нас творить волю Твою, потому что Ты Бог наш, а мы люди Твои. Не воздеваем рук наших к богу чужому, не следуем ни за каким лжепророком, не исповедуем еретического учения, но к Тебе, истинному Богу, взываем, к Тебе, живущему на небесах, возводим наши очи, к Тебе воздеваем руки, молимся Тебе.

Поэтому простри милость Твою на людей Твоих. Владыками нашими пригрози соседям, бояр умудри, города умножь, Церковь Твою укрепи, достояние Свое убереги, мужчин, женщин и младенцев спаси».Это молитвенное воззвание митрополита-русина, предстоятеля Русской Церкви, печальника за вверенный ему Богом народ — стало как бы первым словом той горячей, детской молитвы, которую вот уже тысячу лет слагает Россия среди бесчисленных искушений, соблазнов и гонений, памятуя слова Священного Писания. «Чадо, аще приступавши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое, и потерпи» (Сир. 2:1-2).Иларион недолго занимал митрополичий престол, так как самостоятельное поставление русского митрополита являлось очевидным нарушением обычных правил.

Это ли или что другое сыграло свою роль, мы не знаем, однако после смерти Ярослава Мудрого Иларион оставил кафедру, которую с 1055 занимает новый митрополит — грек Ефим. Иларион же, поселившись в Киево-Печерском монастыре, принял схиму. Душа его давно тяготилась миром и стремилась к созерцанию и безмолвию. Будучи еще пресвитером в Берестове, он, по свидетельству «Повести временных лет», «ископа печерку малу двусажену» на берегу Днепра на месте, где «бе. Лес велик», и в ней, «приходя с Берестова отпеваше часы и молящеся ту Богу в тайне». В обители он переписывал книги в келье преподобного Феодосия, пребывая у него в послушании и спрашивая советов, когда случались затруднения и искушения. Память прп. Илариона, схимника Печерского, Русская Православная Церковь празднует 21 октября по ст.

Ст.Митрополит Иоанн(Снычев)2. (в миру Родион Никитич Пономарев), преподобный оптинский старец (9/22.04.1805-18.09/1.10.1873), родился в пасхальную ночь в семье портного.В 1829 Родион переехал с семейством своим в Саратов, где провел девять лет жизни. Будучи ревнителем благочестия, он неотступно следовал уставам Православной Церкви и отечески наблюдал за нравственностью и неуклонным исполнением христианских обязанностей рабочими своей портновской артели. Родион Никитич обучил своих рабочих церковному пению и чтению, празднословие и непристойные шутки во время работы всячески воспрещались. Сам Родион был чрезвычайно мягок, кроток и миролюбив.Постепенно, с духовной зрелостью, приходит и окончательная решимость оставить все и последовать Христу.

Еще не зная, какую выбрать обитель, Родион часть 1837 и весь 1838 проводит в поездках по замечательнейшим монастырям России. Посетив многие обители, он успокоился духом лишь в Козельской Оптиной пустыни, обретя то, что искал на протяжении почти двух лет. Старческое окормление и духоносных мужей, способных с Божией помощью и его соделать достойным наследником Небесного Царствия. 13 марта 1839 он был уже принят в число скитской братии.В то время в монастыре пребывали блж. Старцы Леонид и Макарий. Родиона поселили на жительство по соседству с кельей бывшего валаамского игумена о. Варлаама, оказавшего благодетельное влияние на будущего старца. Исповедовались братья у прп. Макария, вместе с тем Родион ежедневно ходил на откровение помыслов в монастырь к старцу Леониду.

После назначения 1 декабря 1839 прп. Макария скитоначальником Родион был избран им в келейники и в этом послушании пробыл в течение двадцати лет, то есть до дня блаженной кончины старца Макария в 1860.С 8 апреля 1863 на старца Илариона было возложено новое послушание. Он был назначен начальником скита и общим духовником монастыря. Истинным «пастырем добрым» был прп. Старец Иларион. Во всякое время, даже в последние дни тяжелой своей предсмертной болезни, заботился он о своих чадах и был всегда готов прийти на помощь их духовным и житейским нуждам. Не было у старца отказа никому и из посторонних посетителей. Горя любовью к святой вере православной, старец каждого приезжающего в обитель неверного или раскольника вразумлял и обращал к матери нашей Православной Церкви.В 1870 здоровье старца ухудшилось, но, несмотря на это, он посещал все богослужения.

В субботу Великого поста, 4 марта 1872, старец служил последнюю литургию, наутро окончательно слег, а 9 марта был пострижен в схиму с сохранением имени Иларион. За четыре недели преподобный точно предсказал день своей кончины. Видевшие преподобного отца нашего Илариона на смертном одре зрели перед собой пример удивительного смирения, кротости и терпения. Празднуется 11/24 октября.3. (в миру Троицкий Василий Александрович) (1866 — 28.12.1929), русский богослов и духовный писатель, архиепископ Верейский (с 1923). Член Церковного Собора 1917—18. Близкий сотрудник св. Патриарха Тихона. Один из высших выразителей духовных ценностей Святой Руси в XX в. В главном своем труде «Христианства нет без церкви» Иларион писал.

«Идеал Православия есть не прогресс, но преображение. Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу».В декабре 1923 архиеп. Иларион был арестован и отправлен на Соловки. В лагере его полюбили все. Не только собратья по священству, но и интеллигенция, дворяне, офицеры, невинно сосланные крестьяне и даже отпетые уголовники. Владыка создал на Соловках рыболовецкую артель, которая, по воспоминаниям очевидцев, была и настоящей духовной школой. «Соловки, — говорил он, — это замечательная школа — нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения и трудолюбия».Владыка Иларион нес в себе все высшие ценности Русской цивилизации.

Люди, сидевшие с ним в лагере, вспоминали, что за обыкновенной, простой внешностью можно было увидеть детскую чистоту, великую духовную опытность, доброту и милосердие, сладостное безразличие к материальным благам, истинную веру, подлинное благочестие, высокое нравственное совершенство, не говоря уже об умственном, сопряженном с силой и ясностью убеждении. Этот вид обыкновенной греховности, юродство, личина светскости скрывали от людей внутреннее делание и спасали его самого от лицемерия и тщеславия. Он был заклятый враг лицемерия и всякого «вида благочестия», совершенно сознательный и прямой. В «артели Троицкого» (так называлась рабочая группа архиеп. Илариона) духовенство прошло в Соловках хорошее воспитание.

Все поняли, что называть себя грешным или только вести долгие благочестивые разговоры, показывать строгость своего быта не стоит. А тем более думать о себе больше, чем ты есть на самом деле.Те, кто провел с ним годы в совместном заключении, были свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он просто отдавал все, что имел, что у него просили. Своими вещами он не интересовался. Поэтому кто-то из милосердия должен был все-таки следить за его чемоданом. И такой послушник находился у него и на Соловках. Этот чарующий дух нестяжания и был подлинно от митрополита Антония, школой которого многие хвалятся. Этого человека можно оскорбить, но он на это никогда не ответит, даже, может быть, и не заметит сделанной попытки.

Он всегда весел и если даже озабочен и обеспокоен, то быстро попытается прикрыть это все той же веселостью. Он на все смотрит духовными очами, и все служит ему на пользу духа. Благодушие его простиралось на самую советскую власть, и на нее он мог смотреть незлобивыми очами.В 1926 архиеп. Иларион сумел передать на волю обращение к архиереям, в котором говорилось, что ввиду церковных нестроений и невозможности созвать Собор следует провести избрание патриарха путем сбора подписей от архиереев. Кандидатом в патриархи он предложил митр. Кирилла. Было собрано 72 подписи. Однако еврейские большевики не позволили осуществить идею архиеп. Илариона, арестовав многих архиереев.Канонизирован 10 мая 1999. Празднуется 27 апреля/10 мая и 15/28 декабря.О.

ПлатоновИсточник. Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Иларион

первый киевский митрополит из русских (с 1051, до этого — пресвитер при церкви в княжеском селе Берестове под Киевом). Его поставление на митрополию было связано с попыткой Ярослава Мудрого освободиться от опеки Византии в церковных делах. Сведений о митрополитстве И. И его судьбе после 1055 в источниках нет. И. — автор выдающегося публицистического произведения Древней Руси «Слова о законе и благодати» (между 1037 и 1050). В богословском по содержанию сочинении И. Имеется мысль о равенстве нар..

Иларион

ИЛАРИОН - древнерусский писатель, первый киевский митрополит из русских с 1051. В "Слове о законе и благодати" с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и международную роль Киевской Руси.. ..

Иконостас

В православном храме особая перегородка, отделяющая алтарь от средней части храма и уставленная иконами. В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У Царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу бо..

Иланский

ИЛАНСКИЙ, город (с 1939) в Красноярском крае. Ж.-д. Станция. 17,6 тыс. Жителей (1998). Предприятия ж.-д. Транспорта, лёгкой промышленности и др.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Иларион Великий

Преподобный (291-372), получил наименование Великого потому, что он являл собой пример великого христианского подвижничества. Родился святой в небольшом селении Тавифа близ г. Газа (на юге Сирии). Родители послали его получить образование в центр тогдашней учености — город Александрию. Здесь будущий святой познакомился с христианами и с радостью принял св. Крещение. В Александрии он узнал о высокой подвижнической жизни св. Антония Великого и стал его учеником. Затем отправился в Палестину и осно..

Иларион Псковоезерский

Гдовский, преподобный (ск. 28.03.1476), один из учеников св. Евфросина Псковского. Около 1460 прп. Иларион основал новый монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы на речке Желче, вблизи городка Гдов в Псковских землях почти на самой границе с землями, захваченными Ливонским орденом, и иноки были под постоянной угрозой нападения приверженцев папы. Несмотря на трудные условия и недостаток средств, велись большие работы по укреплению и благоустройству обители. Прп. Иларион утвердил в ней высок..

Иларион

ИЛАРИОН, древнерусский писатель, первый киевский митрополит> из русских (с 1051). В "Слове о законе и благодати" с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и международную роль Руси.. ..

Иларион

Древнерусский писатель, первый киевский митрополит из русских с 1051. В "Слове о законе и благодати" с патриотических позиций оценил деятельность древнерусских князей и международную роль Киевской Руси.. ..

Иларион

Митроп. Киевский с 1051 г., духовный писатель.{Венгеров} Иларионсхимонах, духовный писатель (Киев) 1910—1912 гг.{Венгеров}. ..

Иларион

(в миру Троицкий Владимир Алексеевич) (1886, село Липицы Каширского уезда Тульской губернии — 1929, Ленинград), архиепископ, православный богослов и церковный историк. Родился в семье священника, два его брата также стали священниками — Даниил (1867—1934), впоследствии архиепископ Брянский, и Алексей (1895—1937). После окончания Тульской духовной семинарии он в 1906 поступил в Московскую духовную академию, остался в ней профессорским стипендиатом (1910), в 1912 защитил магистерскую диссертацию «..

Иларион

- киевский митрополит. В 1051 году Ярослав Владимирович, «не хотя более патриархом цареградским допустить над Русью властвовать»(Татищев), собрав епископов, поставил Илариона в митрополиты, «русского родом». Иларион известен и как один из основателей Киево-Печерского монастыря. Он служил пресвитером в церкви святых апостолов в с. Берестовое. Известен был как «человек благородный, книжный и постник». Для уединения Иларион выкопал себе пещерку в берегу Днепра, где и проводил время в молитвах. Там ..

Иларион

Первый киевский митрополит из русских (с 1051, до этого - пресвитер при церкви в княж. Селе Берестове под Киевом). Его поставление было связано с попыткой Ярослава Мудрого освободиться от опеки Византии в церк. Делах. Сведений о митрополитстве И. И его судьбе после 1055 в источниках нет. И. - автор блестящего ораторского произв. Др. Руси "Слова о законе и благодати" (1037-50). В богословском по содержанию соч. И. Утверждает мысль о равенстве всех народов, высоко оценивает деяния князей, прослави..

Иларион

(Владимир Алексеевич Троицкий) архиеп. (1886-1929), рус. Правосл. Богослов. Род. В с.Липицы Моск. Губ., в семье священника. В 1910 окончил МДА и был оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1913 получил степень магистра за труд "Очерки по истории догмата о Церкви" (Серг.Пос., 1912). В том же году принял постриг. Был э. Орд. Проф. По Свящ. Писанию НЗ (с 1913) и инспектором МДА, участвовал в Поместном Соборе 1917-18, на к-ром выступал поборником восстановления патриаршества. Хиротонисан..

Иларион

(II в.)митрополит Киевский, первый русский митрополит на Руси (до него были иностранцы), автор знаменитого "Слова о законе и благодати", являющегося восторженным гимном православной вере. Ему же принадлежат. "Исповедание веры", "Поучение о пользе душевней ко всем христианам" и "Слово к брату-столпнику".. ..

Дополнительный поиск Иларион Иларион

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иларион" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иларион, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 7 символа