Киреевский

94

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806-56), религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства. В 1823 вместе с А. И. Ко-шелевым основал "Общество любомудров" (самораспустилось после восстания декабристов). В 1832 начал издание журнала "Европеец", запрещённого за статью Киреевского "Девятнадцатый век" в 1-м номере. В 30-40-х гг. Сблизился со старцами Оптиной пустыни. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса "европейского просвещения" ("О характере европейского просвещения в его отношении к просвещению России", 1852). Задачей самобытной русской философии считал переработку "европейской образованности" в духе учений Отцов Церкви.Источник.

Энциклопедия "Отечество"1. Иван Васильевич (22.03.1806-11.06.1856), один из виднейших представителей славянофильства. Родился в дворянской семье. Отец Киреевского был близок к масонским кругам XVIII в. Мать — глубоко религиозная женщина, под влиянием своего родственника — поэта Жуковского, была горячей поклонницей немецкого романтизма. Его отчим, Елагин, являлся почитателем Канта и Шеллинга. К двенадцати годам Киреевский знал в совершенстве немецкий язык, изучал древние языки. С 1822 слушал лекции в Московском университете, в частности, по философии Шеллинга.С 1824 Киреевский служил в архиве Министерства иностранных дел, где встретил ряд талантливых молодых людей, вместе с которыми основал философский кружок — «Общество любомудров».

В 1831 Киреевский предпринимает поездку в Германию, слушает лекции Гегеля (с которым знакомится лично), Шлейермахера в Берлине, потом едет к Шеллингу в Мюнхен. По возвращении в Россию издавал журнал «Европеец» (1832), запрещенный на втором номере. Переходит от западничества к славянофильству. Существенным моментом в этом переходе служило обращение внимания со стороны жены на то, что идеи Шеллинга «давно ей известны — из творений свв. Отцов». И постепенно, как отмечает В. В. Зеньковский, Киреевский стал читать творения свв. Отцов, а затем у него завязались близкие отношения с духовными лицами.Особое значение имела близость имения Киреевского к Оптиной пустыни. «Киреевский в каком-то смысле ближе к Церкви, чем Хомяков, — он находился в постоянном общении с церковными людьми, особенно со старцами Оптиной пустыни.

И если у Хомякова центральным понятием (не только в богословии, но и философии) является понятие Церкви, то для мысли Киреевского таким центральным понятием является понятие духовной жизни. Отсюда исходил Киреевский в своих философских размышлениях. В известном смысле, его главные построения базировались именно на понятии «духовного опыта» (В. Зеньковский «История русской философии»). В работах к. 1830—50-х Киреевский развил философскую и социологическую систему, явившуюся теоретической основой славянофильства. Согласно Киреевскому, существуют две формы познания — отвлеченно-рациональная (свойственная западноевропейскому миру) и полная, «живая», включающая в себя, кроме рационального, также этический, эстетический и др.

Моменты. Совокупность моментов этого «живого знания» подчинена высшему познавательному акту — религиозной вере. Эта форма познания в истинном и чистом виде свойственна православно-славянскому миру. Жизнь человека, группы наций основана на религии, которая определяет тип образованности и весь характер общества. Гибель западной цивилизации, пораженной язвой рационализма, неизбежна. Ее может спасти только восприятие православно-славянской цивилизации, наиболее полно раскрывающейся в духе русского народа. Славянофильские идеи Киреевского тесно связаны с его учением о личности и с его антропологией (учением о духовной сфере как «внутреннем ядре» в человеке).2. Петр Васильевич (11.02.1808-25.10.1856), публицист, археограф и фольклорист.

Видный деятель славянофильства, младший брат И. В. Киреевского.Детские годы, как и его брат, Петр провел в имении своих родителей в Калужской губ., получил солидное домашнее образование. В сер. 1820-х Киреевский установил литературные и дружеские связи с А. С. Хомяковым, С. П. Шевыревым, Д. В. Веневитиновым, вместе с братом входил в «Общество любомудрия». Киреевский изучил семь иностранных языков, много переводил Байрона, Шекспира, Кальдерона. Первые литературные опыты Киреевского относятся к 1827 (с публикации в «Московском вестнике» изложения «Курса новогреческой литературы»). В 1829 — 30 выезжал вместе с братом в Германию, где изучал немецкую философию. Свои славянофильские взгляды на историческое развитие России Киреевский изложил в статье «О древней русской истории.

Письмо к М. П. Погодину» («Москвитянин», 1845).В 1840-50-е Киреевский усиленно занимался собиранием и изучением памятников русского фольклора. Народные песни и сказания Киреевский начал собирать в 1831 в Московской, затем в Новгородской и Тверской губ. Некоторые из них (духовного содержания и свадебные) были изданы в 1847 — 56 в журналах и сборниках. Полностью изданы уже после его смерти («Песни, собранные Киреевским», вып. 1 — 10, 1860 — 74, новая серия вып. 1 — 2, 1911—28). Киреевский собрал тысячи текстов лирических и исторических песен, народных былин. В этой работе Киреевскому помогали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. И. Даль, Аксаковы и другие единомышленники-славянофилы.Подобно брату, П. В. Киреевский завещал похоронить себя в Оптиной пустыни.В.

А. ФедоровИсточник. Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Киреевский

IКире́евский Иван Васильевич [22.3(3.4).1806, Москва, — 11(23).6.1856, Петербург], русский философ-идеалист, литературный критик и публицист. Наряду с А. С. Хомяковым основоположник славянофильства (См. Славянофильство). Происходил из старинного дворянского рода. Брат П. В. Киреевского (См. Киреевский). С 1822 слушал лекции в Московском университете. Входил в кружок «любомудров» (См. Любомудры), испытал влияние немецкой идеалистической философии. В литературе обратил на себя внимание статьей «Не..

Киреев

КИРЕЕВ Руслан Тимофеевич (род. 1941), русский писатель. В романах "Победитель", "Апология" (оба 1980), "Подготовительная тетрадь" (1981) иронически осмыслен тип антигероя - современного делового человека. Поиски путей конкретного воплощения нравственных ценностей в романе "Кровли далёкого города" (1986). Повесть "Пир в одиночку" (1989), сб. "Рая Шептунова и другие люди" (1983).Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Киреевск

КИРЕЕВСК, город (с 1956) в Тульской обл., в 20 км от ж.-д. Ст. Де-дилово. 28,9 тыс. Жителей (1998). Добыча угля. Слюдяная фабрика. Металлообрабатывающая, химическая, мебельная, лёгкая, пищевая промышленность. Краеведческий музей.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Киренга

КИРЕНГА, река на юге Восточной Сибири, правый приток Лены. 746 км, пл. Бассейна 46,6 тыс. Км2. Средний расход воды 680 м3/с. Судоходца от пос. Магистральный на 480 км. Сплавная.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Киренск

КИРЕНСК, город (с 1675) в Иркутской обл., порт на р. Лена, у впадения р. Киренга. 15,6 тыс. Жителей (1998). Судоремонтный завод. Деревообрабатывающий комбинат. Краеведческий музей.Источник. Энциклопедия "Отечество"город в Иркутской обл. Расположен при впадении р. Киренги в Лену. Население 16,2 тыс. Чел.Основан как зимовье в 1630 в устье р. Киренги казаками из отряда В. Бугра, до 1665 наз. Никольский погост, затем Киренский острог. Значительный торговый пункт на транспортном пути из Илимска в Яку..

Киреевский

КИРЕЕВ КИРЕЕВСКИЙКирей - производная форма имени Кирилл (с греческого 'маленький господин'). В старину рассеянных дразнили. 'Эх ты, Кирей, не нашел дверей'. (Ф) См. Кириллов Читатель из Тулы просит объяснить фамилию, которую носила его мать, ее предком был Семен Киреев. По семейным преданиям, он происходил из татар и был Гиреев (отчество от Гирей). Это возможно. Такое имя существовало у крымских татар. Непонятное для русских имя могли переосмыслить по звуковому сходству со знакомой формой Кирей ..

Киреевский

1.Иван Васильевич (22.III.1806 - 11.VI.1856) - рус. Литератор, критик, философ. Брат П. В. Киреевского. Из дворян Тульской губ. В 1822-1824 слушал лекции в Моск. Ун-те. В печати стал выступать с 1828. В 1830 вместе с братом Петром слушал лекции в ун-тах Берлина и Мюнхена, завязал знакомство с Гегелем и Шеллингом. В 1832 издавал журн. "Европеец", запрещенный цензурой на 2-м номере. С 1839 К. Вместе с А. С. Хомяковым стал одним из гл. Деятелей среди славянофилов. Активно участвовал в спорах западн..

Киреевский

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806-1856) - русский философ, литературный критик и публицист. Начинал как литературный критик. В 1820-х подружился с А. Хомяковым. Испытал влияние немецкой философии и немецкого романтизма (в 1831 был в Германии, слушал лекции Гегеля, Шлейермахера, Шеллинга). С начала 1840-х - ведущий представитель славянофильства (хотя К. Не всегда принимал термин "славянофил" и свою доктрину называл "православно-славянской" или "славянско-христианской"). Крупнейшие работы. "Девятна..

Дополнительный поиск Киреевский Киреевский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Киреевский" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Киреевский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 10 символа