Миро
(греч. Благовонное масло), вещество, освящаемое патриархом или митрополитом, используемое в таинстве миропомазания, при освящении престолов и антиминсов православных храмов, при венчании Царя на царство.В православной христианской церкви приготовление св. Мира составляет предмет особой важности, так как через помазание св. Миром сообщается крещаемым и воссоединяемым с православною церковью благодать Духа Святого. В греческой церкви для составления его бралось до 50 благовонных веществ, у нас в России таких веществ требовалось (до 1853) только 26, но в том же году прибавлено еще пять. Таким образом, для приготовления мира использовались на 20 пудов масла 6 ведер белого виноградного вина (лиссабонского), которое служит лишь для того, чтобы во время варения масло и прочие вещества не воспламенялись и не иссушивались, но в состав мира не входит.
От 2 пудов до 30 золотников следующих веществ. Стиракс (камедь, особый древесный сок), ладаны. Росной, простой, белый и черный, — сандарак (растительная смолка, добываемая из особого вида можжевельника), мастика (тоже смолка), преимущественно фисташковая, розовые цветы, базилик (пахучий василек), корни. Фиалковый белый, имбирный, черный, калганный, кардамонный, — бальзам перувианский, терпентин венецианский (скипидар), масла. Мускатное густое, бергамотовое, лимонное, лавендуловое, гвоздичное, богородичной травы, розмариновое, лигниродийное (каменноугольное), розовое, коричневое, маиранное, померанцевое и мускатное жидкое. В древние же времена употреблялись лишь те вещества, какие можно было найти на месте.
Так, мы знаем, что для мироварения в 1631 при патр. Филарете вытребованы были из царской аптеки. Янтарь добрый, ладан росной, мед дивий (дикий), корица, перетрун, корень азар, гуляфная (розовая) водка, смирна и кассия.Первое св. Миро принесено было в Россию из Херсонеса Таврической губ. При Крещении Руси. При св. Кн. Владимире св. Миро привозимо было в Киев также из Константинополя в так называемом «алавастре» — медном сосуде с узким горлом, обложенном перламутром. «Алавастр» этот хранился в Московской синодальной ризнице, в домовой церкви всероссийских патриархов, на престоле.Мироварение совершалось только в Киеве (в трапезной церкви Киево-Печерской лавры) и в Москве. В последней оно совершалось сначала, во времена патриархов, на паперти церкви Трех Святителей, когда же церковь эта вследствие ветхости была уничтожена, для этой цели предназначена была в 1763 особая, так называемая «Никоновская», или Крестовая, патриаршая палата, против церкви Двенадцати апостолов, в Кремле, где прежде собирались соборы Российской церкви и где прежние патриархи принимали иноземных послов и греческих архиереев.
Здесь, под деревянною золоченою степью, устроенною имп. Николаем I в 1852, исключительно для данной цели был устроен каменный очаг с двумя серебряными вызолоченными котлами, которые вставлялись в чугунные котлы. Затем для той же цели тут находилась «кадь» с двуглавым орлом и вензелем Екатерины II с короною наверху, поддерживаемая двумя ангелами, на крышке — литые из серебра изображения прор. Самуила, возливающего елей на голову Давида, и 4 евангелистов. Затем для разливки св. Мира — четыре серебряные вызолоченные ковша, лопатки для вычищения из банок стиракса, ладана и пр., для слития масла и вина — «ситка для процеживания». Сосуды почти все устроены благочестивым усердием имп. Екатерины II, а по повелению Павла I устроено еще в 1797 для хранения св.
Мира 16 серебряных, внутри вызолоченных кувшинов и вместо оловянных вещей сделаны серебряные. В богатейшей ризнице Московского Успенского собора вплоть до н. XX в. Хранился сосуд, в который вливалось св. Миро для помазания государей Российских во время священного коронования их.Сосуд этот, упоминаемый в летописях и грамотах под названием «Сердоликовой августовой крабийцы», представлял собою небольшую чашу с поддоном, украшенную эмалью и на крышке финифтяным змеем, завязанным узлом, как символом мудрости и здравия. По преданию, крабийца эта была прислана греческим имп. Алексеем Комнином в дар Владимиру Мономаху вместе с царскими одеждами и золотым венцом.Приготовление веществ для мироварения начиналось с Крестопоклонной недели.
Утром, в понедельник Страстной недели, митрополит окроплял приготовленные вещества св. Водою и, влив в котлы св. Воду, благословлял положить в них масло, благовонные травы и пр., затем сам зажигал огонь под котлами и начинал чтение св. Евангелия. Это чтение, которое продолжало после него прочее духовенство, равно как и перемешивание варимого деревянными веслами, продолжалось денно и нощно до вечера среды, когда в приготовленное миро, дав ему остыть, клали ароматы и затем разливали в сосуды и ставили на особых скамьях, а впереди них на особом столе — «алавастр», содержащий в себе неиссякаемое, преждеосвященное и сохраняющееся запасом св. Миро.В Великий Четверг, перед началом часов на литургии, при колокольном звоне и пении тропаря Успения Пресвятой Богородицы, владыка вступал в мироваренную палату и, совершив здесь каждение, вручал старшему протоиерею «алавастр», а прочим священникам — сосуды с вновь приготовленным миром и шествовал в Успенский собор при пении тропаря Пятидесятницы.
Здесь «алавастр» поставлялся на жертвенник, а прочие сосуды — вокруг него.Во время Великого Входа из литургии выносились все сосуды со св. Миром из алтаря впереди Св. Даров, и «алавастр» служащим архиереем поставлялся на престол, а сосуды с неосвященным миром — вокруг него. По освящении Св. Даров освящалось и миро. Архиерей открывал каждый сосуд и по провозглашении слов. «И да будут милости Великого Бога...» благословлял каждый сосуд трижды. «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» — и затем произносил вслух молитву, положенную для освящения мира, молитву о том, чтобы «Господь милости и Отец светов сотворил миро сие помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес, елеем радования», и пр. Другая молитва читалась тайно с коленопреклонением.
По окончании молитв владыка снова благословлял св. Миро трижды, и сосуды закрывались. Из «алавастра» запасное освященное миро вливалось в новоприготовленное и им же восполнялось в память того св. Мира, которое прислано было в нем из Византии греческим митр. Фотием в Киев, а затем уже из Киева перенесено в Москву. По окончании литургии освященное миро, при пении 44-го псалма, при колокольном звоне, с крестным ходом, в преднесении «алавастра», относилось в хранилище Патриаршей ризницы, откуда и отпускалось по требованию епархиального начальства по всем храмам и монастырям, где оно хранилось в драгоценных сосудах на престоле, вместе со Св. Дарами. В Киеве освященное миро относили в Великую Лаврскую церковь, где и хранили.Н.П.
СтепановИсточник. Энциклопедия "Русская цивилизация".
Дополнительный поиск Миро
На нашем сайте Вы найдете значение "Миро" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Миро, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 4 символа