Окликанье Молодых

68

(вьюнство, вьюнитство, вьюнишник, юнец, юнины, вьюнины), русский молодежный обычай, заключавшийся в обходе дворов своего или соседних селений с поздравлениями молодых, поженившихся после предыдущей Пасхи. Размеры партий, совершавших обход, были различны. От 5—6 человек до гурьбы, насчитывавшей свыше сотни участников. Обходы непременно включали пение, в котором и выражалось основное содержание поздравления с пожеланиями благополучия, а нередко и представление сценок. Для крестьянских парней и девушек коллективные обходы дворов — одна из форм праздничного общения в своей молодежной среде, шумного и в то же время художественно выраженного, освященного традицией, признаваемого старшими, с непременным выходом вовне — на хозяев дворов.

Движение компании по селению оживлялось шутками и забавами. Непосредственных исполнителей обходных песен сопровождали нередко зрители. Разные реакции приветствуемых хозяев и соответствующие различия в поведении исполнителей исключали однообразие, несмотря на повтор общей схемы поведения в каждом дворе. Полная картина окликанья молодых представлена в описании, относящемся к Гороховецкому у. (Владимирская губ.). На пасхальной неделе, в субботу, до восхода солнца, в каждой деревне собирались партии парней — по 5, 10, 15 и более человек. Окликальщики одевались в праздничные рубахи, плисовые шаровары, лучшие бекеши. Окликать начинали со своей деревни, а потом переходили в другие, не пропуская ни одной молодой четы.Под окнами молодых окликальщики пели.

Во время пения плясали. Песню пели одну и ту же, непосредственно связанную по содержанию с данным обычаем. В ней описывался самый приход окликальщиков, подчеркивалось множество их. «сила — армия валит». После каждого двустишья, в качестве припева, дружный мужской хор (нередко очень многочисленный) «окликал» в предрассветной тишине. «Вьюнец молодой, вьюница молодая!» — обращение к молодоженам. Песня рассказывала о вьюнцовском дворе, который стоит «на семи верстах», «на чугунных столбах, на медных цепях, на серебряных крючках», окруженный белокаменной оградой с железным тыном, «где на каждой на тычининке по маковке цветет», а «на каждой-то на маковке соловушко поет», о молодой жене («новы сенечки смела, звончаты гусли нашла, под полою пронесла, свому мужу отдала»), о вьюнце-молодце, который тешит молодую жену игрой на гуслях.

Он утешает ее, плачущую, еще и тем, что сегодня приедут ее родственники. «Придет батюшка и со матушкою, придет дядюшка и со тетушкою, придет милый брат со невестушкою, придет милый зять со милой сестрой, придет дедушка и со бабушкою».Эта часть песни отражала реальный обычай. Посещение родственниками молодой новобрачных в субботу на пасхальной неделе, в середине дня, после прихода окликальщиков. Местный житель подчеркнул в описании ярко выраженную здесь тенденцию «ублажать гордых», то есть родственников жены, после свадьбы. «Особенно если сноха попадется подходящая к дому, муж и свекор, чтобы удобнее приспособить ее к себе — к своему семейству, делают для нее и для родных ее все, что только может ей понравиться».

Прием родных в субботу пасхальной недели стоит в ряду целой системы взаимных посещений и угощений породнившихся семейств в течение первого после свадьбы года.Мотив утешения молодой предстоящим приездом ее родственников сменялся в песне окликальщиков советом, или скорее назиданием, отвыкать от своей прежней семьи и привыкать к новой. Следовал подробный перечень дел, которыми можно угодить свекру, свекрови, деверям, золовкам и мужу. Здесь же звучала тема привыкания ко всей родне и шире «ко моей стороне». Эта часть была центральной, главной в хоре окликал и выражала основное содержание обычая — приобщение молодой к новой жизни. За нею следовал веселый перечень того, чем следует оделять пришедших с окликанием (их самих в песне тоже называли вьюнцами-молодцами), и заканчивалось все выражением уважения молодоженам.«Окликанные молодые» выносили окликальщикам угощенье.

По данному описанию, это пироги, пряники, орехи, брага или водка. Зажиточные добавляли к угощенью деньги. Собранное во время окликанья угощенье выставлялось на вечерней пирушке молодежи.В Махловской вол. Юрьевского у. Наряду с мужскими вьюнишниками бывало окликание молодых женским хором — «бабий вьюнец». В некоторых местах молодоженов приветствовали в течение дня две, три или более групп окликал, распределявшихся по половозрастному принципу и выходивших в определенной последовательности. Рано утром — дети, с 12 часов — взрослые мужчины в сопровождении нарядных девушек и женщин в качестве зрителей (Рожновская вол. Семеновского у.). Утром и в полдень — мальчики и девочки 10—15 лет, в 5 — 6 часов вечера — женская партия, еще позже — мужская (Юрьевецкий у.).

Возможно, было и исполнение вьюнишника всей деревней во главе со стариками. Оно бытовало наряду с чисто мужским молодежным окликанием. Обходы дворов молодежью, построенные по типу колядования (См. Святки), бывали на Масленицу, Пасху, Егорьев день, Семик. Но они сохранялись не так устойчиво и распространены были не столь повсеместно, как обходы рождественско-новогоднего цикла. Колядование на Масленицу описано в 1830—90-х во Владимирской, Вологодской, Костромской, Новгородской, Тверской и Ярославской губ. Иногда славильщики в первый день Масленицы ходили ряжеными. В Калужской губ. В последний день Масленицы по дворам ходили с песней подростки. Хозяйки выносили им блины и деньги. Местами отмечены также обходы дворов в середине Великого поста — в Крестопоклонную среду и накануне Вербного воскресенья.М.М.

ГромыкоИсточник. Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Окладников

ОКЛАДНИКОВ Алексей Павлович (1908-81), археолог, историк и этнограф, академик АН СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1978). Труды по древней истории Сибири, Дальнего Востока, Монголии, Средней Азии. Государственные премии СССР (1950, 1973).Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Окликание Звезды

Русский крестьянский ритуал, имеющий глубокие языческие корни. Связан с культом бога Велеса и Волосынь. В день св. Власия (сменившего Велеса) в Тульской губ. Еще в XIX в., когда на небе появлялись звезды, крестьяне выходили на улицу, становились на руно (шерсть) и пели, призывая звезду осветить «огнем неугасимым белояровых овец», умножить их приплод, «чтобы овец было больше, чем звезд на небе».O.П.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Оклянский

ОКЛЯНСКИЙ Юрий Михайлович (род. 1929), русский писатель, литературовед, публицист. Ведущий жанр - документально-художественная биографическая проза (преимущественно о писателях), основанная на архивных разысканиях и авторской интерпретации источников. Сборники повестей "Оставшиеся в тени" (1987), "Счастливые неудачники" (в т. Ч. О Ф. А. Абрамове, Ю. В. Трифонове, В. Ф. Пановой. 1990), "Шумное захолустье" (в т. Ч. Об А. Н. Толстом, Л. М. Леонове, И. Г. Эренбурге, Б. А. Слуцком. Т. 1-2, 1997). Кн...

Окменская Битва

ОКМЕНСКАЯ БИТВА, 1331, разгром объединённым литовско-русско-татарским войском под руководством Гедимина рыцарского войска Тевтонского ордена на р. Окмене (р. Акмяне в Литве). О. Б. Надолго приостановила агрессию немецких рыцарей против литовских племён.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Окликанье Молодых

(вьюнство, вьюнитство, вьюнишник, юнец, юнины, вьюнины), русский молодежный обычай, заключавшийся в обходе дворов своего или соседних селений с поздравлениями молодых, поженившихся после предыдущей Пасхи. Размеры партий, совершавших обход, были различны. От 5-6 человек до гурьбы, насчитывавшей свыше сотни участников. Обходы непременно включали пение, в котором и выражалось основное содержание поздравления с пожеланиями благополучия, а нередко и представление сценок. Для крестьянских парней и дев..

Дополнительный поиск Окликанье Молодых Окликанье Молодых

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Окликанье Молодых" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Окликанье Молодых, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 17 символа