Симеон Столпник

86

(Летопроводец) (ск. 459), прп. Антиохийский архимандрит, празднуется 1/14 сентября. Сорок семь лет этот святой простоял на столпе. Многие язычники, увидев его подвиги и потрясенные ими, приняли Святое Крещение.Русские люди чествовали его память как Летопроводца. Борис Годунов, желая ознаменовать новолетие вступлением своим на престол, соорудил в память Симеона Летопроводца храм в Москве. Название Летопроводца прп. Симеон получил оттого, что в день его памяти русские провожали лето. В Мирском Потребнике (1639) находим особенный чин летопровождения, или нового индикта. Сей чин, или обряд, состоял в следующем. Местом его совершения обыкновенно назначалась Ивановская площадь в Москве, между Архангельским и Благовещенским соборами.

Здесь, в самой величественной обстановке, патриарх в присутствии царя и народа совершал молитвословие о благословении лета, и затем все присутствовавшие взаимно приветствовали друг друга с началом года.После этого молитвенного торжества русские старались ознаменовать начало года делами благотворительными. Люди богатые считали долгом посылать нужное для призрения живущим в странноприимных домах. Другие раздавали милостыню. На Симеона Летопроводца государи русские давали свой личный суд всем имеющим на кого-либо жалобы. Так, вел. Кн. Иоанн III приказал явиться к себе на суд в день Симеона Летопроводца всем изменникам из Вятки и одних из них простил, а других присудил к казни. Из грамот царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича видно, что монастырским людям и крестьянам назначалось три срока в году ставиться на суд царский, именно.

Семен день, Троицын день и Рождество Христово.Кроме того, в старину на Летопроводца в сельском быту наших предков оканчивались все торговые и хозяйственные условия и сделки. Так, например, в писцовых книгах Полоцких читаем, что по наказу Иоанна Васильевича об отдаче в оброк рыбных ловель и других угодий определялось «платить оброк ежегодно на срок Семена Летопроводца». Наконец, с этим же днем в Древней Руси был связан один частный, но тем не менее довольно важный обряд — так называемые постриги и сажание на коня при переходе из младенчества по четвертому году. О нем весьма часто упоминают наши летописи, начиная с 1191, когда он встречается едва ли не в первый раз. Самое совершение этого чисто семейного обряда в старину (особенно это нужно сказать о роде княжеском) имело характер церковный.

В Новгородской летописи читаем, что обряд пострижения над Ростиславом, сыном князя Михаила, совершался в 1230 в Новгороде у Св. Софии, и при этом замечается, что постригаемому «уя влас архиепископ Спиридон». Наконец, нельзя не заметить, что в день Симеона Летопроводца в былое время совершался обряд, сам по себе довольно странный и несколько смешной, т.н. Похороны мух и тараканов. Происхождение этого обряда объясняется тем, что с наступлением осени насекомые эти сами гибли от холода. По своему содержанию обычай этот несколько напоминает древнее русское почитание Белбога. Он представлялся обыкновенно в окровавленном виде, покрытый весь мухами и другими насекомыми, и относился вообще к божествам добрым. Естественно, что, когда начало года перенесено было с сентября на январь, самый день Семена Летопроводца должен был потерять прежнее свое значение.

В XIX в. Он был известен в народе под именем Семенова или Семена дня. С Семена дня начинались так называемые засидки, т.е. Начинали засиживаться над разными работами при огне, который для этого особенным образом возжигали в этот день из дерева путем трения и называли обыкновенно новым огнем. Нередко день Семена назывался также бабьим летом, так как с него начинались разные сельскохозяйственные работы, например трепание пеньки, мочение льна и т.п., которые обыкновенно производились женщинами на открытом воздухе и являлись для них сравнительно со страдными летними трудами довольно легким занятием.И. П. КалинскийИсточник. Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Симеон Столпник

СИМЕОН СТОЛПНИК (ок. 390-459) - христианский монах, аскет, отшельник. Подвизался возле Антиохии, стоя на площадке на столпе, окруженном стеной. Память в Православной церкви 1 (14) сентября, в Католической - 5 января, 25 июля.. ..

Симеон Верхотурский

(Маркушевский) (ск. Ок. 1642). В 1692 на погосте с. Меркушинского, на Урале, вдруг выступил из земли гроб с нетленным телом неизвестного праведника. При гробе стали совершаться чудеса, о чем и было доложено Сибирскому митрополиту. Комиссия, присланная архиереем, убедилась в том, что это воистину мощи святого, а имя и жизнь его вспомнились сибиряками. Праведника звали Симеоном. Он был из южнорусских дворян, но скрывал свое происхождение. Странствуя по деревням, он шил беднякам полушубки и другую ..

Симеон Полоцкий

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситниа-нович) (1629-80), общественный и церковный деятель, писатель, проповедник, поэт. Полемизировал с деятелями раскола и оставившим патриаршество Никоном (трактат "Жезл правления", 1667). Организовал в Кремле типографию (1679). Один из зачинателей русской силлабической поэзии (сб. "Вертоград многоцветный", написан в 1678. "Рифмологион", написан в 1678-1680) и драматургии. Проповеди (сборники "Обед душевный", изд. 1681, "Вечеря душевная", и..

Симон Воломский

Устюжский, игумен, священномученик (1586-12.07.1641), в молодости был портным, а потом принял иночество в Пинечской Макарьевской пустыни (давно не существующей), но, избегая почитания братьев и ради безмолвия, удалился в Воломские леса за 75 верст от г. Устюга, где основал обитель Св. Креста и был настоятелем. В 1641 его убили разбойники. От св. Мощей его были исцеления. Они почивают под спудом в бывшей монастырской церкви.Память прп. Симону отмечается 12/25 июля.Источник. Энциклопедия "Русская ..

Симон Зилот

Апостол (ск. В I в.), празднуется 10/23 мая и 30 июня/13 июля. В весенний день его памяти русские праздновали именины матушки сырой земли. Она представлялась им не бездушным предметом, а живой тварью, которая, подобно человеку, могла иметь свои чувства. По старой русской пословице, «всяка душа празднику рада», и потому крестьяне, желая достойно почтить именинницу, не брались в этот день ни за какую земляную работу, не пахали, не боронили, не рыли и особенно оберегались вбивать в землю колья, что..

Симеон Столпник

(356—459) — родом киликиец, замечательный христианский аскет. Его аскетические подвиги были бы совершенно невероятны, если бы о них рассказывали не такие высокообразованные лица, как непосредственно наблюдавшие его известные церковные историки. Феодорит Кирский, Федор-Чтец, Евагрий и др. Лет до 18-ти С. Пас овец своих родителей, затем тайно от родителей ушел в монастырь, у ворот которого пробыл семь дней, напрасно прося себе приюта. Допущенный наконец в этот монастырь, он провел в нем два года и..

Симеон Столпник

(356 — 459 гг.) — подвижник, прославившийся своими аскетическими подвигами. Основоположник новой формы аскезы — столпничества. Уроженец Киликии, принял пострижение в одном из сирийских монастырей. Разногласия, возникшие вследствие некоторых аскетических крайностей, вынудили его покинуть монастырь, и некоторое время он провел в полном одиночестве. В 423 г. Избирает прославившую его форму подвижничества — уединяется на небольшой каменной площадке на вершине столба (башни) и проводит все свои дни в..

Симеон Столпник

(356-459)святой (память 1/14 сентября), великий христианский аскет и мудрый духовный наставник. В 423 году придумал тот род подвижничества, который называется столпничеством. Поставил столб, твердо укрепленный в основании, а на вершине столба соорудил площадку. На некотором расстоянии столп был окружен забором, за который никто не мог заходить. Через забор ему иногда передавали воду и немного еды. С приходившими к нему Симеон говорил с этой площадки. Говорил горячо, пророчески, если собиралась т..

Дополнительный поиск Симеон Столпник Симеон Столпник

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Симеон Столпник" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Симеон Столпник, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 15 символа