Скотоводство

114

Отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением домашнего скота. Для русского крестьянина было характерно бережное отношение к естественному миру, умелое его использование с учетом местных особенностей и задач воспроизводства истраченного. Духовной основой развития скотоводства являлось глубоко укоренившееся в народе понятие, что всякое животное есть творение Божие и в этом своем качестве заслуживает доброго отношения. Общеизвестно теплое, любовное отношение к Буренушке и Сивке-Бурке — главной скотине каждого крестьянского двора. В жизни основной массы русских заметно проявлялось желание приобщить в той или иной форме домашних животных к святыням, освятить их и, таким образом, очистить и защитить от вражьих нападок.Повсеместно было принято освящать лошадей хотя бы один раз в году.

Приурочивалось это событие, согласно местной традиции, к разным праздникам. На первый Спас (1 августа. Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня — празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице). На день свв. Флора и Лавра (18 августа), считавшихся покровителями лошадей. В первое воскресенье после дня первоверховных апп. Петра и Павла и к некоторым другим дням.В Зарайском у. Рязанской губ. «первого августа, в праздник Происхождения древа св. Креста, известного в народе под именем первого Спаса, или Спаса Мокрого, бывает крестный ход на воду. К ручью или реке, куда совершается этот ход и где освящается вода, сводят и пригоняют на ближний луг лошадей со всего прихода. Дело это обыкновенно поручается мальчишкам, которые, как и везде, — великие любители верховой езды.

Они обыкновенно гонят и сами скачут во весь конский дух, и потому съезд этот сопровождается великим шумом и криком. Но когда из церкви при колокольном звоне с хоругвями и иконами двинется крестный ход, тогда все приходит в порядок и водворяется тишина. Лошадей сидящие на них верхами мальчишки-коноводы становят в две или три линии, оставляя между ними довольно широкий проход. По окончании молебна и освящения воды священник идет в сопровождении причетника с водосвятной чашей, или кандеей, и, проходя по рядам лошадей, кропит их св. Водою. Кропит и лошадей, запряженных в телеги приехавших к обедне прихожан, кропит лошадей, запряженных в экипажи приехавших господ. Потом образа и хоругви возвращаются в церковь, молившиеся расходятся и разъезжаются, а лошадей с прежним шумом и криком и непременно вскачь мальчишки разгоняют по домам.

В иных местах, где есть порядочная река, священник не кропит лошадей водою, а просто их перегоняют вплавь, через освященные воды реки».В др. Районах освящение коней происходило не у водоемов, а прямо у церкви. В Вельском у. Вологодской губ., например, в воскресенье после Петрова дня крестьяне задолго до заутрени съезжались в село со всего прихода. Полагалось с каждого двора привести на погост если не всех лошадей, то хотя бы одну. Ехали на тарантасах, запряженных по большей части тройками. Иногда в одну тройку впрягали лошадей, принадлежавших разным людям. Можно было приехать и верхом. Приезжали крестьяне и из соседних (ближних) приходов. Съезд продолжался во время заутрени и обедни. После молебна участники обряда «чуть не бегом» бросались отвязывать коней и верхом подъезжали к церковной паперти, где стоял ушат с освященной водой, и священник ковшом плескал на лошадей в первом ряду.

Зрители спешили отойти в сторону. Всадники старались обмыть голову коня, особенно глаза, уши и ноздри. Затем каждый объезжал вокруг церкви и останавливался опять против паперти, в последнем ряду, ожидая, когда до него снова дойдет очередь. Когда вода в ушате кончалась, все участники выезжали из церковной ограды и устремлялись на буево — большую площадь недалеко от церкви. Там начиналось своеобразное катанье — состязанье в верховой езде.В Бирючинском у. Воронежской губ. На свв. Флора и Лавра священник служил молебен и окроплял лошадей св. Водой. В отличие от предыдущих вариантов, здесь в этот день «не только работать, но и ездить на лошадях считают за грех».Всю домашнюю живность вместе — от лошадей и коров до птицы — принято было кропить крещенской водой на Богоявление.

Это делал каждый хозяин отдельно, на своем дворе, сразу после возвращения от ранней обедни. Освящение стада общины в целом приурочивалось ко дню св. Георгия — 23 апреля, в связи с первым выгоном на выпас. (Выгонять на луг первый раз стадо нельзя было без решения сходки.) При этом выгоняли скотину ветками вербы, освященными на Вербное воскресенье.Последний сноп ярового овса сохраняли в доме на почетном месте, под иконами. Ставили в передний угол полавошника. В день праздника Покрова Пресвятой Богородицы хозяин или хозяйка раздавали этот сноп всему скоту. В жаркое время июня — средолетье, межень, — которое считалось опасным со стороны нечистой силы, выпуская скот на пастбище, рисовали на каждом животном смолою кресты, «дабы избавить его от влияния нечистой силы».Мы далеко не исчерпали перечень благочестивых обычаев, связанных со скотоводством, но и названных уже довольно, чтобы представить себе стремление освятить, очистить домашних животных.

Отношение к скоту как к твари Божией и предание своей скотоводческой деятельности (как и всякой другой) на волю Божию не исключало, а, напротив, предполагало использование в уходе за животными широкого круга знаний, накопленных в практике. При этом учитывалась и экономическая выгода разведения той или иной породы, применения того или иного приема содержания скота.Крестьянская семья, которая много должна была знать о природе, чтобы успешно провести весь цикл работ от сева до жатвы по различным культурам, одновременно заботилась и о скоте, без которого русский хлебопашец не мыслил свое хозяйство. В представлениях русских земледелие было тесно связано со скотоводством, и «первейшую пользу» от содержания скота крестьяне видели в получении навоза для удобрения полей.О знаниях в скотоводстве говорит уже обильность, многообразие в русском народном языке названий, относившихся к различным стадиям роста и биологического поведения телят и коров.

Приведем лишь некоторые из них, по В.И. Далю. До года называли — теленок, телок, бычок, теля, телка, телушка. Молодую корову, еще не телившуюся, — яловка. Яловая корова — без теленка, недойная. Стельная (телая) — корова, которая должна в срок отелиться. Дойная — дающая молоко. Корова ходит межмолок (межумолок) — перед новотелом, когда не доят. Переходница — не стельная корова, осталась в данном году яловою. Нетель — всегда яловая. Корова о двух (и более) телятах — это определение возраста (с прибавкою трех лет к числу телят, т.е. В данном случае корова пяти лет). Отъемыш — отсаженный от матери теленок. Двулеток, однотравок, бушман и пр. — теленок двух лет. Трехлеток, гунак и пр. — теленок трех лет. Телец — молодой бычок от двух до трех лет.

Телица, юница — молодая корова от двух до трех лет и пр.Приемы ухода за скотом, различавшиеся по видам, породам и возрасту, имели, кроме того, заметные местные отличия и основывались на детальнейшем знании особенностей развития домашних животных и птицы. В формировании, например, знаменитой холмогорской породы скота сыграла роль техника разведения, содержания и ухода, учитывающая специфику природных условий. Здесь следует отметить. Первый отел в возрасте около трех лет (т.е. Когда животное вполне сформировалось). Учет крестьянами значения «запуска» — отдыха коров от доения перед последней лактацией. Особый «бычий» промысел — выделение в отдельное стадо быков-производителей. Тщательность отбора телят для племенного разведения — по нескольким показателям.

Выкармливание телят «выпойкой», т.е. Отниманием от матери и обильным продолжительным кормлением молоком. Взрослый скот кормили сеном с заливных лугов, с приготовлением его «запариванием» (иногда делалось даже специальное помещение в нижней части крестьянского дома для приготовления теплого корма скоту — «паревня») и с солевой подкормкой. Зимнее стойловое содержание крупного рогатого скота в теплых хлевах, которые строили на севере под одной крышей с жилым домом, сопровождалось регулярным внимательным досмотром.Способы зимнего содержания скота отличались у русских крестьян большим многообразием — в зависимости от географических условий и задач конкретного вида скотоводства. В Тверской губ. Скотный двор покрывали на зиму соломенной крышей.

Животных, особенно нуждавшихся в тепле, помещали в отдельных мшенниках (омшаниках) или брали в жилую избу. Во Владимирской губ., как и в Тверской, в стужу скот содержался «в огороженных заборами и плетнями, покрытых соломою дворах». При этом годовалых телят, овец, свиней помещали отдельно — в утепленных омшаниках. Коров для обогрева и на время дойки забирали в избу. На Рязанщине, как сообщал наблюдатель во 2-й пол. XVIII в., «каждый крестьянин содержит скот зимою под навесами. Где есть лесные места, то сии навесы огорожены бывают забором, а в безлесных — плетнем и от ветру и снегу скважины затыкают мохом и соломою». Для русского крестьянского овцеводства было характерно использование крытых утепленных овчарен, что позволяло проводить стрижку овец дважды в году— осенью и весной.

Это давало шерсть лучшего качества.Разнообразные источники свидетельствуют, что для очень не схожих в природном отношении районов и для различных по степени обеспеченности групп русского крестьянства общими были тщательность ухода за скотом и умение учесть многие, иногда совсем неожиданные воздействия, приспособиться к сложным условиям.М.М. ГромыкоИсточник. Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Скотоводство

отрасль животноводства (См. Животноводство) по разведению крупного рогатого скота (См. Крупный рогатый скот) для получения молока, говядины и кожсырья. В некоторых странах скот используют как тягловую силу. Из общего количества молочных продуктов, потребляемых населением земного шара, около 90% составляют продукты, приготовленные из коровьего молока. Мировое поголовье крупного рогатого скота в 1961—65 составило 992,0 млн., в 1974 — 1178,8 млн. Произведено молока 324,4 млн. Т в 1961—65, 386,9 мл..

Скотоводство

СКОТОВОДСТВО - разведение крупного рогатого скота для получения молока, говядины и кожсырья (в некоторых странах скот используют как тягловую силу). Отрасль животноводства.. ..

Скоропослушница

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится на Афоне в Дохиарском монастыре. Прославилась в 1664. Икона висела на стене пред братскою трапезою, и трапезарь, проходя, по обыкновению, мимо нее с возжженною лучиною, два раза слышал от нее слова. «Не копти Моего образа зажженною лучиною», но, приняв эти слова за шутку кого-либо из братии, не прекращал хождений, за что и был наказан слепотою при словах тоже от иконы. «Монах, недостойный сего имени. Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коп..

Скороходова

СКОРОХОДОВА Ольга Ивановна (1912-82), дефсктолог, кандидат педагогических наук (1961). При полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных и литературных произведений ("Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир", 1972). Сотрудник Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР. Вела работу по воспитанию и обучению слспоглухонемых детей.Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Скочинский

СКОЧИНСКИЙ Александр Александрович (1874-1960), учёный в области горного дела, академик АН СССР (1935), Герой Социалистического Труда (1954). Труды по рудничной аэрологии и технике без опасности в угольных шахтах. Государственные премии СССР (1950, 1951).Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Скринский

СКРИНСКИЙ Александр Николаевич (род. 1936), физик, академик РАН (1970). Труды по физике высоких энергий, физике и технике ускорения заряженных частиц, синхро-тронному излучению. Один из авторов метода встречных пучков. Разработал метод получения поляризованных пучков и метод электронного охлаждения. Ленинская премия (1967), Государственная премия СССР (1989).Источник. Энциклопедия "Отечество". ..

Скотоводство

-а, ср.. ..

Скотоводство

Палес. ..

Скотоводство

Разведение крупного рогатого скота для получения молока, говядины и кожсырья (в некоторых странах скот используют как тягловую силу). Отрасль животноводства.. ..

Скотоводство

Ср.Разведение скота как отрасль сельского хозяйства.. ..

Скотоводство

СКОТОВО́ДСТВО -а. Ср. Отрасль животноводства, занимающаяся разведением крупного рогатого скота для получения молока, говядины, кож и т.п. Развивать с. Молочное с. Мясное с. Кочевое с. Наши далёкие предки занимались охотой и скотоводством.. ..

Скотоводство

-а, ср. Разведение крупного рогатого скота как отрасль животноводства. II прил. Скотоводческий, -ая, -ое.. ..

Скотоводство

Скотоводства, мн. Нет, ср. Разведение скота как отрасль хозяйства. Степное скотоводство.. ..

Скотоводство

СКОТОВОДСТВО Перевод см. Животноводство.. ..

Скотоводство

, разведение кр. Рог. Скота для получения молока, говядины и кожсырья (в нек-рых странах скот используют как тягловую силу). Отрасль животноводства . С. Люди занимались с древнейших времён [времен]. Первоначально скот разводили для получения мяса и использования на хоз. Работах. Как только человек стал употреблять молоко в пищу и приобрёл [приобрел] навыки изготовления из него масла, сыра и др. Продуктов, возросло значение молочного скота. В России С. Было сконцентрировано в осн. Около городов и..

Скотоводство

Скотово́дстворазведение крупного рогатого скота. Отрасль животноводства. К крупному рогатому скоту относятся домашние формы парнокопытных млекопитающих, произошедшие от дикого быка тура. Его одомашнили ок. 8 тыс. Лет назад в Индии, затем в Передней Азии, Средиземноморье, Центр. Европе.м занимаются во всём мире. От крупного рогатого скота получают молоко и мясо. Ок. 90 % молочных продуктов, потребляемых населением всех стран мира, приготовлено из коровьего молока. Производство говядины составляет..

Скотоводство

Отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением домашнего скота. Для русского крестьянина было характерно бережное отношение к естественному миру, умелое его использование с учетом местных особенностей и задач воспроизводства истраченного. Духовной основой развития скотоводства являлось глубоко укоренившееся в народе понятие, что всякое животное есть творение Божие и в этом своем качестве заслуживает доброго отношения. Общеизвестно теплое, любовное отношение к Буренушке и Сивке-Бурке - гла..

Дополнительный поиск Скотоводство Скотоводство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Скотоводство" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Скотоводство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 12 символа