София — Премудрость Божия

75

Чудотворная икона Русской Православной Церкви, неизвестная на Западе. Имеется во многих церквах России и сводится к двум типам. Киевскому и Новгородскому.Первая икона «Софии — Премудрости Божией» появилась в Новгороде в XV в., хотя первая церковь на Руси, посвященная ей, была построена в 989 в Новгороде и следующая — в 1037 в Киеве.Огненный Ангел является центральной фигурой на иконе «София — Премудрость Божия». Ангел восседает на золотом престоле о семи столбах. Он облачен в длинную царскую одежду (подир) и препоясан драгоценным поясом. В одной руке он держит мерило, другой прижимает к груди свиток. Волосы спадают на плечи, на голове венец и вокруг головы сияние. Лик, руки, крылья и обутые ноги огненного цвета.

Ангел восседает среди лучистой небесной сферы, усеянной звездами. По его сторонам Богоматерь с Предвечным Эммануилом в лоне и св. Иоанн Креститель со свитком, на котором читается. «Аз свидетельствовах». Над головой Ангела благословляющий Христос Спаситель, еще выше «Уготованный Престол» (Этимасия) — символ божественного присутствия. По сторонам от Этимасии коленопреклоненные ангелы на «небесном свитке».Кого олицетворяет Огненный Ангел. Этот вопрос был поднят с самого появления иконы и настолько волновал умы в Древней Руси, что поступило даже предложение изъять ее из церковного обихода.До наших дней существуют три спорных толкования:1. Ангел олицетворяет отвлеченное понятие о Премудрости Божией.2. Ангел — символ девственности Богоматери.3.

Ангел — Христос, Слово и Премудрость Божия, Ангел Великого Совета.Первое толкование основано на библейском тексте. «Я, Премудрость, обитаю разумом и Господь имел Меня началом пути Своего» (Притч. 8. 36). Св. Иоанн Златоуст говорит, что Премудрость Божия была собрана в священных книгах и тем распространилась по всему свету.Олицетворение Премудрости, диктующей Евангелистам, встречается в рукописях и на стенной росписи в Волотовской Успенской церкви, но в таких случаях Премудрость изображена не Огненным Ангелом, а женской фигурой и без крыльев.Второе толкование Огненного Ангела объясняется символом Богоматери и Тайной Воплощения, признанной с ранних веков христианства Божественной Премудростью. Это толкование, излюбленное монашеством, включено в иконописный Подлинник и привело к созданию совершенно иного образа св.

Софии Премудрости в Киевском соборе, где Огненный Ангел заменен Богоматерью.По третьему толкованию, Огненный Ангел есть Христос. Ап. Павел говорит. «Мы проповедуем Христа распятого. Христа Божию силу и Божию премудрость. Иисус для нас Премудрость от Бога» (1 Кор. 1. 23-24, 30). Св. Афанасий Александрийский учит, что, по Св. Писанию, Сын Божий есть Премудрость Отца. Огненный цвет Ангела относится к пророчеству Исайи, по которому символ Христа — «горящий уголь». «Бог наш есть огонь поядающий», — говорит ап. Павел (Евр. 12. 29). Св. Иоанн Богослов в своем Откровении описывает Сына Человеческого «облаченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом, очи Его — как пламень огненный, ноги Его. Как раскаленные в печи» (Апок. 1. 13-15).

В Хлудовской Псалтири IX в. Ноги и лик Спасителя огненного цвета.Венец на голове Ангела — венец Христа, Сына Божьего. «Я помазал царя Моего над Сионом» (Пс. 2. 6). Ноги Ангела покоятся на земной сфере, обозначая Владыку Мира. «Небо — престол Мой, земля — подножие» (Ис. 66. 1).Семь столбов престола взяты из Притчи Соломона, где Премудрость говорит словами Христа. «Ешьте хлеб Мой и пейте вино Мое» (9:5). Надпись на свитке св. Иоанна Крестителя, стоящего рядом с Огненным Ангелом, ясно указывает на Ангела как на Спасителя, о Котором он «свидетельствовал».На Новгородской иконе «Софии — Премудрости Божией» явлены, как на многих символических изображениях, все образы Христа Спасителя. Ангел Великого Совета, Предвечный Эммануил в лоне Богоматери, Воплощенный Иисус Христос, дающий благословение и «Уготованный Престол» (Этимасия), олицетворяющий Христа — Судью на Страшном Суде.В различных памятниках XIV в.

Как в молитвах и в Толковой Палее, поясняется, что Премудрость есть Иисус Христос. На росписях XVI в., в золотой палате Кремлевского дворца над изображением Софии Премудрости стоит надпись. ИС. ХС.В 1701, по повелению Иова, митр. Новгородского, в оклад иконы св. Софии Премудрости вписан тропарь и кондак, посвященные «Сыну и Слову Божиему Христу Спасителю». При царе Феодоре Алексеевиче (брате Петра I) приглашенные им греческие учителя Иоанникий и Софроний Лихуды пояснили в своем «Послании», что Огненный Ангел Новгородской иконы олицетворяет Христа и Его Божественный Дух. Их заявление вряд ли их личное мнение и, должно быть, основано на толковании Греческой Православной Церкви.Отвечая на запрос новгородцев в истолкование иконы Софии Премудрости, Зиновий, монах Отенского монастыря, написал.

«Бросьте, братья, твердить, что не ведаете, кто есть София Премудрость и кому посвящена наша церковь. Говорю вам не от своего измышления, а по священным источникам. София Премудрость есть Сын Божий».Огненный Ангел олицетворяет Христа Спасителя и на другой, малоизвестной, иконе «Красен Добротою» XVII в. Он держит одной рукой мерило, а в другой руке свиток с надписью «Дух Господень на Мне и Он помазал Меня на Учение». По бокам Огненного Ангела Богоматерь и св. Иоанн Креститель, над Ним Ветхозаветная Троица в лице Трех Ангелов и, вместо Этимасии, на самом верху меч с надписью. «Мой меч на небесах для суда нисходит».Икона «Софии — Премудрости Божией» празднуется в день Рождества Богородицы и в Успение.Н.Ш.Источник.

Энциклопедия "Русская цивилизация".

Значения в других словарях
Софийский Собор В Полоцке

Построен в сер. XI в. Пятинефной композицией и техникой кладки в основном аналогичен Софии Киевской. Здание сильно перестроено, поэтому ныне можно судить в основном лишь о его плане, но не о первоначальном облике.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

София

В сознании человека Святой Руси одно из основополагающих понятий Бытия, воплощение «Премудрости Божией», одухотворяющей все сущее, придающее ему высший смысл и порядок. Три главных русских собора XI в. — в Киеве, Новгороде и Полоцке — были посвящены Софии.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Софрониево-донская

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Софрониевой пустыни, куда была принесена в 1733 донским казаком Коловертовым. Казак обещал пожертвовать ее в пустынь, но не спешил сделать это и заболел головою. Сама Пресвятая Богородица, явившись во сне одной благочестивой вдове Татиане, повелела объявить Коловертову, чтобы он исполнил свой обет, и обещала ему выздоровление. И он, лишь начал собираться в пустынь с иконою, получил исцеление.Празднуется 19 августа/1 сентября.Прот. И. БухаревИс..

Софроний Иркутский

Епископ (1704-30.03.1771), в миру Стефан Кристалевский, родился в семье «посполитого человека», служилого крестьянина Назария Феодорова. Детские годы после увольнения отца со службы он провел на Полтавщине. Здесь же в Переяславской еп. На Украине в 1730 постригся в одном из местных монастырей. Был настоятелем в Петербургской Александро-Невской лавре, в сане архимандрита. В 1753 был назначен епископом Иркутска, где и скончался. Все время от кончины до погребения — более шести месяцев — свт. Софро..

Дополнительный поиск София — Премудрость Божия София — Премудрость Божия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "София — Премудрость Божия" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением София — Премудрость Божия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 25 символа