Стол
Предмет особого почитания. Для восточных славян наиболее характерен высокий стол, стоящий в красном углу. Впрочем, в некоторых районах Малороссии и Белоруссии известны были и другие виды столов. Стол-скрыня, глиняный стол и др., пользовались для еды широкой переносной лавкой, табуреткой и т. Д.Стол, стоящий в красном углу, составлял неотъемлемую принадлежность дома. Например, при продаже дома стол обязательно передавали новому владельцу. Такие свойства стола, как его неподвижность и неотделимость от жилища, используются в ряде обрядов. В Воронежской губ. Купленных кур вертели вокруг ножки стола, приговаривая. «Как стол от избы не отходит, так бы и вы, куры, от двора не отходили!» Передвижение стола становится возможным только при совершении обряда, например, во время свадьбы или похорон.Символическое осмысление стола в народной традиции во многом определялось его уподоблением церковному престолу.
Формулы «стол — это престол» и «стол — это престол Божий» известны у всех восточных славян. Широко распространены и предписания типа. «Стол — то же, что в алтаре престол, а потому сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви» (Олонецкая губ.). Напр., не разрешалось помещать на столе посторонние предметы, так как это место самого Бога. У восточных славян на столе постоянно находился хлеб, что как бы превращало его в престол («Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска»). Постоянное пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома. На Русском Севере не разрешалось стучать по столу, ибо стол — это ладонь Бога или Богоматери, протянутая людям. Там же стол называли материнским сердцем, подразумевая, во-первых, сердце матери и, во-вторых, сердце Богородицы.В Орловском у.
Во время обеда и ужина крестьяне старались подольше посидеть за столом, «потому что, по их мнению, сколько за столом просидишь, столько в Царстве Небесном пробудешь». В Харьковской губ. На второй или третий день после крестин совершался обряд «ходить (садиться, собираться) в рай», во время которого, в частности, обходили вокруг стола или сидели за столом. По-видимому, соотнесение с раем стола объясняется одним из значений церковного алтаря. «земной рай, где жили наши родители».Во многих славянских обрядах известен ритуальный обход стола (свадьба, родины и др.). В Малороссии и в Белоруссии вокруг стола обносили новорожденного. В Костромском крае вокруг него баба-повитуха трижды обводила роженицу со словами.
«Освободи, Господи, душу грешную, а другую безгрешную». В то же время вне ритуала обход стола возбранялся. Человек должен был выходить из-за стола на ту же сторону, с которой входил за него. Во многих местах считалось, что у того, кто, выходя из-за стола, обойдет его кругом, умрет кто-нибудь из ближайших родственников.Символика стола у восточных славян соотнесена с идеей пути. Как сакральный центр жилища он является и начальной, и конечной точкой любого пути. По белорусскому обычаю, отправляющийся в путь «целует домашний стол. Если предстоит дальний путь, он целует средину стола, близкий — один или оба угла его, приходящиеся на избу. То же целование стола делается и по возвращении с пути».Место, занимаемое за столом, — важный показатель семейного и социального положения человека, что многократно обыгрывается в обрядах и фольклоре.А.Л.
ТопорковИсточник. Энциклопедия "Русская цивилизация".
Дополнительный поиск Стол
На нашем сайте Вы найдете значение "Стол" в словаре Русская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Стол, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 4 символа