В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Алексей, игумен Спасо-Геннадиева монастыря

27

Алексей (XVI в.) – игумен Спасо-Геннадиева монастыря, автор цикла произведений, посвященных основателю этого монастыря, св. Геннадию Костромскому: «Канон, творение игумена Алексея»; «Сказание игумена Алексея к пастырю дому боголепнаго Преображения господа нашего Исуса Христа и преподобнаго аввы Генадия, Костромскаго и Любимоградскаго чюдотворца»; «Предословие житию и чюдесем и наказанию препод. отца нашего аввы Генадия, Костромскаго и Любимоградскаго чюдотворца»; «Месяца генваря в 23 день житие и подвизи препод. отца нашего аввы Генадия Костромскаго и Любимоградскаго, еже бе на Суруском езере. Списано бысть житие святаго и отчасти чюдес его учеником его игуменом Алексеем тоя же обители» (Строев. Словарь, с. 15), в свою очередь состоящее из собственно жития, прижизненных и посмертных чудес святого (числом 19), «наказания» Геннадия, похвального ему слова, наконец молитвы; к этому циклу обычно присоединяется повесть об обретении мощей Геннадия Костромского, состоявшемся в 1644 г. Годы жизни А. неизвестны, как неизвестны и годы его управления костромским монастырем. Появление его в обители Геннадия Костромского не могло произойти ранее 1529 г. – даты основания монастыря (Амвросий. История российской иерархии. М., 1811, ч. 3, с. 687), и позднее 1565 г. – года смерти Геннадия, поскольку А. называет себя учеником святого. В указателе П. М. Строева отмечен лишь один год игуменства А. – 1584 г. (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877, стб. 351), и эта дата согласуется с датировкой жития, которая определяется довольно точно на основании известий, содержащихся в «Сказании игумена Алексея...». Здесь А. завещает отвезти свой труд царю Федору Иоанновичу (1584–1598 гг.) и митрополиту Дионисию (1581–1586 гг.). Следовательно, житие Геннадия Костромского написано между 1584 и 1586 гг., а автор его находился уже в преклонном возрасте (обычно житие основателя монастыря вез на апробацию сам настоятель); возможно, смерть А. задержала канонизацию Геннадия вплоть до обретения мощей святого. По словам В. О. Ключевского, сочинение А. «отличается свежестью биографических черт и простотою изложения» (Ключевский. Древнерусские жития, с. 303). Вместе с тем есть некоторые основания предполагать, что творение А. является уже второй, «украшенной» редакцией Жития Геннадия Костромского. Восьмое и девятое чудеса, из числа присоединенных к житию, рассказывают о клирике Севастиане и диаконе Прохоре, которые оба страдали «зубною болезнию» и оба дали обет написать канон и житие Геннадия, после чего исцелились от недуга. Можно предположить, что А. пользовался этими первоначальными редакциями Севастиана и Прохора, до нас не дошедшими. В XVII в. житие Геннадия Костромского было включено в четии минеи Германа Тулупова и Иоанна Милютина, а на его основе составлена проложная память, издававшаяся в составе Пролога, начиная с 1661 г. (см. изд. А. И. Пономарева). Литература, посвященная Геннадию Костромскому, пополнилась в XIX в. акафистом, сочиненным братом Сергиевой пустыни Карцевым и «пересочиненным» архиепископом ярославским и ростовским Нилом (Попов А. Православные акафисты за синодальный период русского церковного песнетворчества // ПС, 1902, № 6, с. 770–772). Научное издание жития Геннадия Костромского отсутствует, В. О. Ключевский издал лишь «Сказание игумена Алексея...». Изд.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 463–464; Житие преподобного Геннадия, костромского и любимоградского чудотворца // Яросл. епарх. вед., 1873, ч. неофиц., № 23, с. 183–190, № 24, с. 191–196 (с подновлением языка); Служба и акафист преподобному отцу нашему Геннадию, Костромскому и Любимоградскому чудотворцу: С присовокуплением сказания о житии его и чудесах. М., 1888 (с подновлением языка); Памятники древнерусской церковно-учительной литературы / Под редакцией А. И. Пономарева. СПб., 1898, вып. 4, ч. 2, с. 23–25.


Значения в других словарях
Александрия Хронографическая

Александрия Хронографическая – переведенный с греческого не позднее середины XIII в. роман об Александре Македонском. А. встречается лишь в составе хронографических сводов, почему и именуется «хронографической» в отличие от Александрии Сербской, известной в отдельных списках. Прототип греческих «Александрий» византийского времени сложился на основе биографических повествований об Александре (извес ...

Алексей (Алексий), митрополит всея Руси

Алексей (Алексий) (ок. 1293 г. – 12 II 1378 г.) – митрополит всея Руси (1354–1378 гг.), автор двух Поучений, Послания, или Грамоты на Червленый Яр, Духовной грамоты, а также, возможно, переводчик и один из писцов Чудовского списка Нового завета. Родился в Москве в семье боярина Феодора Бяконта и Марии, выходцев из подвергавшегося частым «варварским нахождениям» Чернигова (Летопись Симеоновская наз ...

Аммон (Амон), монах

Аммон (Амон) (XVI в.) – монах Иосифо-Волоколамского монастыря, автор канона в честь Иосифа Волоцкого. Известно, что службу Иосифу написал в первой половине XVI в. писатель и книгописец того же монастыря Фотий. Однако в рук. ГПБ, Соф. собр., № 491, XVI в., в состав которой включена служба Иосифу Волоцкому (л. 1–16 об.), один из канонов озаглавлен «Канон преподобному Иосифу, творение Амона, глас 6, ...

Дополнительный поиск Алексей, игумен Спасо-Геннадиева монастыря

Кударь, Петр Сергеевич / Сесть на шею / Да будет стыдно тому, кто об этом дурно думает / Сибагатуллин, Айрат Миннемуллович / Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на слона / Без четырех углов изба не рубится. / Молодец! Возьми с полки пирожок с гвоздями (с котятами) / Сам смекай, где берег, где край! / Пень не околица, глупая речь не пословица. / Где цветок, там и медок. / Ехал прямо, да попал в яму. / Мимо яблоньки яблочко не падает. / Ким, Владимир Васильевич / Фитуни, Леонид Леонидович / Файзуллин, Фаниль Саитович / Свой своему поневоле брат / Воробью по колено / Асадуллин, Раиль Мирваевич / Цервиковагинит(Воспалительные болезни шейки матки) / Всякая лиса свой хвост хвалит. / Криво дерево, да яблоки сладки. / Уме недозрелый, плод недолгой науки! / Самородов, Владимир Николаевич / Нигматуллин, Нурмухамет Магафурович / Мелко плавать - дно задевать. /
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Алексей, игумен Спасо-Геннадиева монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Алексей, игумен Спасо-Геннадиева монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 79 символа