Алексей, игумен Спасо-Геннадиева монастыря

401

Алексей (XVI в.) – игумен Спасо-Геннадиева монастыря, автор цикла произведений, посвященных основателю этого монастыря, св. Геннадию Костромскому. «Канон, творение игумена Алексея». «Сказание игумена Алексея к пастырю дому боголепнаго Преображения господа нашего Исуса Христа и преподобнаго аввы Генадия, Костромскаго и Любимоградскаго чюдотворца». «Предословие житию и чюдесем и наказанию препод. Отца нашего аввы Генадия, Костромскаго и Любимоградскаго чюдотворца». «Месяца генваря в 23 день житие и подвизи препод. Отца нашего аввы Генадия Костромскаго и Любимоградскаго, еже бе на Суруском езере. Списано бысть житие святаго и отчасти чюдес его учеником его игуменом Алексеем тоя же обители» (Строев. Словарь, с. 15), в свою очередь состоящее из собственно жития, прижизненных и посмертных чудес святого (числом 19), «наказания» Геннадия, похвального ему слова, наконец молитвы.

К этому циклу обычно присоединяется повесть об обретении мощей Геннадия Костромского, состоявшемся в 1644 г.Годы жизни А. Неизвестны, как неизвестны и годы его управления костромским монастырем. Появление его в обители Геннадия Костромского не могло произойти ранее 1529 г. – даты основания монастыря (Амвросий. История российской иерархии. М., 1811, ч. 3, с. 687), и позднее 1565 г. – года смерти Геннадия, поскольку А. Называет себя учеником святого. В указателе П. М. Строева отмечен лишь один год игуменства А. – 1584 г. (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877, стб. 351), и эта дата согласуется с датировкой жития, которая определяется довольно точно на основании известий, содержащихся в «Сказании игумена Алексея...».

Здесь А. Завещает отвезти свой труд царю Федору Иоанновичу (1584–1598 гг.) и митрополиту Дионисию (1581–1586 гг.). Следовательно, житие Геннадия Костромского написано между 1584 и 1586 гг., а автор его находился уже в преклонном возрасте (обычно житие основателя монастыря вез на апробацию сам настоятель). Возможно, смерть А. Задержала канонизацию Геннадия вплоть до обретения мощей святого.По словам В. О. Ключевского, сочинение А. «отличается свежестью биографических черт и простотою изложения» (Ключевский. Древнерусские жития, с. 303). Вместе с тем есть некоторые основания предполагать, что творение А. Является уже второй, «украшенной» редакцией Жития Геннадия Костромского. Восьмое и девятое чудеса, из числа присоединенных к житию, рассказывают о клирике Севастиане и диаконе Прохоре, которые оба страдали «зубною болезнию» и оба дали обет написать канон и житие Геннадия, после чего исцелились от недуга.

Можно предположить, что А. Пользовался этими первоначальными редакциями Севастиана и Прохора, до нас не дошедшими.В XVII в. Житие Геннадия Костромского было включено в четии минеи Германа Тулупова и Иоанна Милютина, а на его основе составлена проложная память, издававшаяся в составе Пролога, начиная с 1661 г. (см. Изд. А. И. Пономарева). Литература, посвященная Геннадию Костромскому, пополнилась в XIX в. Акафистом, сочиненным братом Сергиевой пустыни Карцевым и «пересочиненным» архиепископом ярославским и ростовским Нилом (Попов А. Православные акафисты за синодальный период русского церковного песнетворчества // ПС, 1902, № 6, с. 770–772). Научное издание жития Геннадия Костромского отсутствует, В. О. Ключевский издал лишь «Сказание игумена Алексея...».Изд.

Ключевский. Древнерусские жития, с. 463–464. Житие преподобного Геннадия, костромского и любимоградского чудотворца // Яросл. Епарх. Вед., 1873, ч. Неофиц., № 23, с. 183–190, № 24, с. 191–196 (с подновлением языка). Служба и акафист преподобному отцу нашему Геннадию, Костромскому и Любимоградскому чудотворцу. С присовокуплением сказания о житии его и чудесах. М., 1888 (с подновлением языка). Памятники древнерусской церковно-учительной литературы / Под редакцией А. И. Пономарева. СПб., 1898, вып. 4, ч. 2, с. 23–25..

Значения в других словарях
Александрия Хронографическая

Александрия Хронографическая – переведенный с греческого не позднее середины XIII в. Роман об Александре Македонском. А. Встречается лишь в составе хронографических сводов, почему и именуется «хронографической» в отличие от Александрии Сербской, известной в отдельных списках.Прототип греческих «Александрий» византийского времени сложился на основе биографических повествований об Александре (известны названия таких не дошедших до нас произведений. «Деяния Александра», «Жизнь Александра Македонско..

Алексей (Алексий), митрополит всея Руси

Алексей (Алексий) (ок. 1293 г. – 12 II 1378 г.) – митрополит всея Руси (1354–1378 гг.), автор двух Поучений, Послания, или Грамоты на Червленый Яр, Духовной грамоты, а также, возможно, переводчик и один из писцов Чудовского списка Нового завета. Родился в Москве в семье боярина Феодора Бяконта и Марии, выходцев из подвергавшегося частым «варварским нахождениям» Чернигова (Летопись Симеоновская называет отца А. Боярином литовским вследствие того, очевидно, что Чернигов, входивший тогда в Брянское..

Аммон (Амон), монах

Аммон (Амон) (XVI в.) – монах Иосифо-Волоколамского монастыря, автор канона в честь Иосифа Волоцкого. Известно, что службу Иосифу написал в первой половине XVI в. Писатель и книгописец того же монастыря Фотий. Однако в рук. ГПБ, Соф. Собр., № 491, XVI в., в состав которой включена служба Иосифу Волоцкому (л. 1–16 об.), один из канонов озаглавлен «Канон преподобному Иосифу, творение Амона, глас 6, песнь 1, ирмос...» (л. 7 об.). В других списках службы соответствующий канон не содержит упоминания ..

Андрей

См. Сказание о убиении. Князя Михаила Черниговского.... ..

Дополнительный поиск Алексей, игумен Спасо-Геннадиева монастыря Алексей, игумен Спасо-Геннадиева монастыря

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Алексей, игумен Спасо-Геннадиева монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Алексей, игумен Спасо-Геннадиева монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 42 символа