Апокрифы о Илье Пророке
Апокрифы о Илье Пророке – цикл апокрифических произведений, рано проникших в Древнюю Русь. В русских индексах отреченных книг, начиная с Изборника 1073 г., встречается указание на то, что в древнерусской письменности распространялся А. «Ильино Обавление» (Объявление, Откровение). В одном из списков индекса (собр. ГПБ, Соф. Собр., № 1264) при этом читаем помету. «еже Агапит виде». Имеется в виду апокриф Хождение Агапия в рай, где проводником старца Агапия по райскому саду был пророк Илья Фезвитянин (Тезвитянин). В другом апокрифическом сочинении – «Видении апостола Павла» – рассказывается, что в раю Павел видел Илью с его учеником и последователем Елисеем (в греческом «Видении» вместо Елисея назван Енох). Отзвуки предания о том, что за свою праведную жизнь пророки Илья и Енох были взяты живыми на небеса и первыми встречают праведников в день всеобщего воскресения у ворот рая, сохранились и в апокрифических сочинениях о сошествии в ад и воскресении мертвых (в «Слове о сошествии Иоанна Предтечи в ад» Епифания Кипрского, в Слове на Лазарево воскресение).В южнославянской и древнерусской письменности широкое распространение получила «Похвала пророку Илье», в которой прославляется его вознесение на небеса на огненной колеснице.
П. А. Лавров атрибутировал Похвалу Клименту Охридскому. Сейчас Похвала входит в корпус сочинений Климента. Издателям известно 164 списка, среди которых большинство древнерусских.Старший из древнерусских списков – это отрывок в составе так называемого Торжественника в рукописи ГПБ (F.п.1.46). Известно несколько списков в сборниках XIV–XV вв. ГИМ (Чуд. Собр., № 20), ГБЛ (собр. Тр.-Серг. Лавры, № 39, 180, 745 и 754. Солов. Собр., 637/804), ГПБ, (Соф. Собр., № 1276 и № 1376) и др. В списках памятник имеет название. «Похвала предивного жития святого пророка Илии», «Слово на память славного пророка Илии огненаго восхождения» (нач. «Ныня светозарное солнце небеснаго круга...»).Похвала читается во многих Торжественниках начиная с XV в.
(ГПБ, Солов. Собр., № 1448/83. ГПБ, F.I.895 и F.I.900. ГБЛ, собр. Румянцева, № 435, собр. Уварова, № 1045/613 (1484 г., а не 1390, как сказано в Описании). ГПБ, собр. Погодина, № 949 и др.). Похвала обычно приурочена в списках к 20 июля.С именем пророка Илии связаны и другие памятники, однако их исследования пока не произведено. Текст Жития пророка Илии, которое входит в состав ВМЧ под 20 июля («Житие святаго славнаго пророка Илии», нач. «Прииде Илия пророк от Фезвия Галатьскиа к Ахаву...») представляет собой выписку из гл. 17–22 3-й Книги Царств и гл. 1–134-й. А. И. Яцимирским выделены также мелкие тексты о пророке Илье, а иногда о Илье и Елисее (проложные статьи, фрагмент из исторической палеи и др.).Несомненно, что письменная рукописная традиция текстов о Илье-пророке отразила народные воззрения на него как на аналог бога-громовержца, и функциональное объединение Ильи-пророка с богом-отцом.
Распространение преданий об Илье-пророке подтверждается материалом изобразительного искусства. Известны два иконографических типа Ильи в древнерусской живописи. «Илья в пустыне» (наиболее раннее изображение – алтарная фреска храма Спаса на Нередице, 1199 г.) и «огненное восхождение пророка Ильи» – в новгородских, псковских, московских иконах XV–XVII вв.Изд. Попов. Библиографические материалы, № 20, с. 54–61. Лавров П. А. Похвала Илье пророку. Новое слово Климента Словенского. – ИОРЯС, 1901, т. 6, кн. 3, с. 236–280. Климент Охридски. Събрани съчинения / Обр. Б. Ст. Ангелов, К. М. Куев, Хр. Кодов. София, 1970, т. 1, с. 673–706..
Дополнительный поиск Апокрифы о Илье Пророке
На нашем сайте Вы найдете значение "Апокрифы о Илье Пророке" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Апокрифы о Илье Пророке, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 23 символа