Артемий, игумен Троице-Сергиева монастыря
Артемий (XVI в.) – игумен Троице-Сергиева монастыря, видный русский публицист. Годы рождения и смерти, мирское имя, происхождение неизвестны. Местом пострижения в монахи был либо Псково-Печерский, либо Корнильев вологодский монастырь. Длительное время находился в Порфирьевой пустыни близ Кирилло-Белозерского монастыря. Здесь, в атмосфере Заволжья, пропитанной идеями Нила Сорского, сложилось мировоззрение А. Как идеолога нестяжательства. Из Порфирьевой пустыни в 1551 г. По повелению царя А. Был вызван в Москву и поставлен в игумены Троице-Сергиева монастыря. Перемена в судьбе А. Была связана с намерением Ивана IV поставить на Стоглавом соборе (см. Стоглав) вопрос о секуляризации монастырских земель. Готовясь к проведению этой важной меры, царь нуждался в единомышленниках.
В 1552 г. А. Самовольно оставил Троице-Сергиев монастырь и возвратился в Порфирьеву пустынь. К этому шагу его побудило, вероятно, несоответствие между его личными нестяжательскими взглядами и стяжательскими традициями монастыря, одного из крупнейших феодалов России. Иосифлянское руководство русской церковью, стремившееся к расправе со своим противником, в 1553 г. В связи с процессами Ивана Висковатого и Матвея Башкина добилось привлечения А. К суду на первых порах в качестве свидетеля, а затем и обвиняемого. По приговору соборного суда, признавшего А. Виновным в еретичестве, он ссылается в 1554 г. В Соловецкий монастырь для пожизненного заключения. Вскоре А. Бежит с Соловков и появляется в Литве вместе с осужденным за ересь в 1555 г.
Феодосием Косым.Из литературного наследия А. Сохранилось шестнадцать посланий, из которых пять (два адресованных царю и три – неизвестным единомышленникам) относятся к московскому периоду его жизни, девять – к литовскому, когда мировоззрение А. Значительно изменилось.В московский период А. Во многом являлся последователем Нила Сорского. Идеальной формой монашества он считал особножитие, которое в его понимании было равнозначно скитничеству, пропагандируемому Нилом Сорским. Подобно Нилу Сорскому путь к устранению пороков монашества А. Усматривал в личном самоусовершенствовании иноков, но если Нил Сорский делал акцент на внутренней борьбе со «страстными помыслами», то А. Главным считал «дела» человека – исполнение им «заповедей господних».
Исходя из этого, он придавал мало значения церковной обрядности и полагал, что не исполняющим «заповеди господни» не могут помочь ни посты, ни молитвы, ни «бдение протяженное», ни церковное украшение. Важнейшей из заповедей А. Считал евангельскую заповедь любви – любви к богу и любви к ближнему. Следствием признания главенствующей роли заповеди любви явилась широкая терпимость А. В отношении еретиков. Он считал, что к заблуждающимся и сомневающимся, если сомнение происходило от «неведения», следовало относиться с кротостью, даже в тех случаях, когда сомнению подвергались не только «обычаи» (обряды), но и догматы. В силу этого убеждения А. Ересь Матвея Башкина, отрицавшего, в частности, догмат троицы, рассматривал как «ребячье» мудрствование, имевшее место от неведения.
Так, призыв гуманно («с кротостью») относиться к заблуждающимся и широкая трактовка А. Понятия заблуждения приводили в применении к условиям Русского государства XVI в. К отрицанию не только казней еретиков, но и самого понятия еретичества. Большое место в системе взглядов А. Занимала тема «книжного учения». Повторяя слова Нила Сорского о том, что «писания много, но не вся божественна суть», А. Полагал, что для того, чтобы разобраться в истинности Писания, следует учиться, и разум приобретается человеком только посредством учения. Правда, говоря о необходимости учения, А. Имел в виду познание «разума божественных писаний», т. Е. Изучение человеком св. Писания. Однако несомненно, что призыв к книжному учению должен был способствовать объективно распространению грамотности и пробуждению самостоятельной мысли в широких кругах русского общества.
Большой интерес имеет высказывание А. О соотношении «телесного» и «духовного» – «...вся духовная от телесных рождаются, якоже от нага зерна клас, тако бо предваряют духовных всегда телесная...», – представляющее собою по существу утверждение первичности материального начала и зависимости от него духовного. Публицистическая деятельность А. Содействовала появлению ростков вольномыслия, и не случайно Феодосий Косой, наиболее радикальный из еретиков Древней Руси, был учеником А.В литовский период своей жизни А. Перешел на позиции защиты православия и обличал другие вероисповедания, а также ереси.Изд. Послания старца Артемия, XVI в. // РИБ. СПб., 1878, т. 4..
Дополнительный поиск Артемий, игумен Троице-Сергиева монастыря
На нашем сайте Вы найдете значение "Артемий, игумен Троице-Сергиева монастыря" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Артемий, игумен Троице-Сергиева монастыря, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 41 символа