Геннадий, архиепископ Новгородский

171

Геннадий (ум. 1505 г.) – новгородский архиепископ, создатель первого полного библейского кодекса, автор посланий. В одном летописном известии приводится прозвище (фамилия) Г. – Гонозов. В 70-х – начале 80-х гг. Г. Был архимандритом московского Чудова монастыря. В спорах между Иваном III и митрополитом Геронтием поддерживал великого князя. Назначенный в 1484 г. Новгородским архиепископом, Г. Должен был стать проводником великокняжеской политики в недавно присоединенном Новгороде, однако вскоре между Г. И великим князем обнаружились серьезные противоречия из-за крупных земельных владений архиепископской кафедры. Вместе с Иосифом Волоцким Г. Вел борьбу против новгородско-московской ереси («жидовствующих»), пользовавшейся до нач.

XVI в. Покровительством великокняжеской власти.Публицистическая деятельность литературного кружка, организованного Г., была непосредственно связана с борьбой против еретиков. Творчество самого Г. Представлено в основном его посланиями, написанными в 80-х – начале 90-х гг. XV в. Большинство этих посланий имеет целью убедить церковных иерархов и митрополита решительно и беспощадно расправиться с еретиками. С этой же целью Г. Приказал записать и отослать в Москву «Речи посла цесарева» об учрежденной в Испании инквизиции. В послании митрополиту Симону Г., смущенный «простотой» своих сподвижников и образованностью вольнодумцев, выступал за создание училищ для духовенства. Конкретное практическое назначение этих посланий (не имевших, в отличие от большинства посланий Иосифа Волоцкого, церковно-полемического и догматического характера) предопределило их стилистические особенности – они написаны разговорным языком, с просторечными оборотами и введением прямой речи упоминаемых в посланиях лиц.В те же годы Г.

Распространял церковно-полемическую и астрономическую литературу, которой пользовались еретики. В состав литературного кружка, собравшегося вокруг Г. В Новгороде, входили дьякон Герасим Поповка, его брат, переводчик и дипломат Дмитрий Герасимов, сподвижники великой княгини Софии Палеолог – братья Юрий Мануилович и Дмитрий Траханиоты и монах-доминиканец Вениамин. При дворе Г. Было написано «Слово кратко» в защиту церковных имуществ (первоначальное название – «Събрание на лихоимцев»), наиболее яркий памятник публицистики «воинствующих церковников», введение к Пасхалии (издано в РИБ), рассуждение «О летах седмыя тысячи», сделан ряд переводов и составлен первый в России полный библейский кодекс (см. Библия) – Геннадиевская Библия 1499 г.

(включая книги Товит, Юдифи, «Маккавеев» и др., переведенные с католической Вульгаты). С именем Г. Связывается также Повесть о белом клобуке, созданная, по-видимому, уже в следующем столетии. В 1504 г. Г. И его сподвижникам удалось добиться полного осуждения еретиков, но сам Г. По воле великого князя был смещен с архиепископской кафедры и умер в опале.Изд. АИ, СПб., 1841, т. 1, № 104. РИБ. СПб., 1908. 2-е изд., т. 6, № 113, 119, стб. 753–760, 811–820. Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – нач. XVI в. М. Л., 1955, № 12, 13, 16, 18, 19, 22..

Значения в других словарях
Воспоминание отчасти святыя горы Афонския

«Воспоминание отчасти святыя горы Афонския, како наречена бысть Святая гора и коих вин ради тако прозвася» («Повесть о приходе пречистыя богородицы во Афонскую гору в данный ей жребий») – апокрифическое сказание о посещении Афона богородицей, в состав которого включен рассказ о посещении богородицей Лазаря четверодневного, перевод с греческого. Другой вариант перевода, принадлежащий Стефану Святогорцу, включен в книгу «Рай Мысленный» (Иверская типография, 1659, л. 4–7), а также опубликован Порфи..

Вышата, воевода

Вышата (XI в.) – воевода, рассказы которого, как полагают, включены в Начальный свод (см. Повесть временных лет). Имя В., возможно, производное от имени Вышеслав. По предположению Д. С. Лихачева, В. – сын новгородского посадника Остромира, внук посадника Константина, правнук Добрыни (дяди Владимира I Святославича). Из упоминаний о нем в Повести временных лет следует, что в 1043 г. В. В качестве воеводы участвовал в походе князя Владимира Ярославича (сына Ярослава Мудрого) на Византию. Буря разби..

Геннадий, основатель Спасо-Геннадиева монастыря

Геннадий (в миру Григорий) (ум. 23 I 1565 г.) – основатель и первый игумен Спасо-Геннадиева монастыря, автор «Наказания и поучения к братии и к людем». Биографические данные о нем извлекаются преимущественно из его жития, написанного учеником святого Алексеем. Г. Был родом из Литвы (позднейшая повесть об обретении мощей святого называет местом его рождения Могилев), сыном «великого пана». Вопреки воле родителей, старавшихся удержать отрока от чрезмерных подвигов, Г. Оставил дом и пошел бродить п..

Георгий Скрипица

Георгий Скрипица (нач. XVI в.) – ростовский священник, автор «Написания о вдовых попах». «Написание» Г. С. Было вызвано решением церковного собора 1503 г., повелевшего «вдовым попом и дьяконом не пети, ни священьству касатися». Решения это мотивировалось тем, что вдовые священники «делают безчиние – после своих жен держат у себя наложницы, а вся священническая действуют» (второй брак священникам-вдовцам запрещался, и поэтому вторые жены в таких случаях приравнивались к наложницам). Вдовые священ..

Дополнительный поиск Геннадий, архиепископ Новгородский Геннадий, архиепископ Новгородский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Геннадий, архиепископ Новгородский" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Геннадий, архиепископ Новгородский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 34 символа