Даниил, игумен
Даниил (втор. Пол. XI – нач. XII в.) – игумен одного из черниговских монастырей, автор «Хождения». Д. В начале XII в. (по мнению Ю. П. Глушаковой, в 1104–1107 гг.) посетил Палестину, «Житье и хожение Даниила, Русьскыя земли игумена» является древнейшим из известных памятников этого жанра.По косвенным данным можно полагать, что Д. Был постриженником Киево-Печерского монастыря, а затем игуменом какого-то монастыря на Черниговской земле. Возможно, он возглавлял небольшую группу русских паломников. Предположение, что Д. Выполнял также дипломатические поручения, не имеет достаточных оснований.По пути из Руси Д. Останавливался в Константинополе, Эфесе, на острове Кипр. В самой Палестине он провел 16 месяцев, жил в монастыре св.
Саввы под Иерусалимом, побывал в различных районах Иерусалимского королевства – Иерихоне, Вифлееме, Галилее, на Тивериадском озере. Д. Подробно описывает маршрут каждой поездки, увиденные им достопримечательности, попутно пересказывая связанные с ними библейские и апокрифические легенды или предания церковной истории. Осведомленность его в священной истории чрезвычайно широка, – возможно, этим он обязан не только своей образованности, но и рассказам опекавшего его монаха, «свята и стара деньми и книжна вельми». Подробные описания «святых мест» превратили «Хождение» Д. В ценнейший источник сведений для последующих паломников.Д. Описывает природу Палестины, ее плодородные земли, сады и виноградники, при этом в топографических описаниях нередко прибегает к сравнениям с природой и ландшафтом русских земель.
Интерес представляет также рассказ Д. О встречах его с иерусалимским королем Балдуином, о рискованных поездках по дорогам, на которых паломников подстерегали засады «сарацин», о богослужении в иерусалимском храме. Д. Постоянно ощущает себя посланцем Руси, заботится (в специфической для своего сана и для своего времени форме) о ее благополучии. Поминая в монастыре св. Саввы русских князей, бояр и «всех христиан», он, как заметил В. Л. Янин, перечисляет князей в том иерархическом порядке, который был установлен в его время на Руси, тем самым как бы ратуя за устойчивость политического устройства своего государства.«Житие и хождение» Д. Получило широкое распространение в древнерусской письменности. Известно более ста списков его начиная с XV в.
По мнению Л. Измайловой, в языковом отношении текст «Хождения» лучше всего передан в списке ГИМ, Синод. Собр., № 181 (XVI в.). Б. А. Рыбаков высказал предположение, что Д. Является также составителем памятника – «Слово святого Григория, изобретено в толцех о том, како първое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали. То и ныне творят». В этом сочинении Поучение Григория Богослова на богоявление пересказано и дополнено многочисленными вставками о языческих обычаях у славян. Оно является поэтому одним из важнейших источников для исследователей древнерусского язычества. «Слово» известно в четырех списках. ГПБ, Кир.-Белоз. Собр., № 4/1081 (так называемый Паисиевский сборник, XV в.). ГПБ, Соф. Собр., № 1295, кон. XV в., ГПБ, Кир.-Белоз.
Собр., № 43/1120, XVII в., и в некоторой переработке в списке ГИМ, Чуд. Собр., № 270 (изд. Текста см. Тихонравов. Летописи Тихонравова, т. 4, с. 96–105. Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, т. 2. – В кн. Зап. Моск. Археол. Ин-та, т. 18, М., 1913, с. 17–35). В списке Соф. Собр. Указывается, что составитель «Слова» не смог использовать свой источник полностью. «Досюда беседа си бысть. Досюде могох написати, даже несоша ны (исправляют на. «книгы ты») Цесарюграду, а мы выседше ис корабля идохом в Святую гору». Это указание, что составитель путешествовал, а также косвенные данные, отразившиеся в былине «Данило Игнатьевич», позволили Б. А. Рыбакову допустить, что составитель «Слова» – Д.Изд. Сахаров И. Путешествие игумена Даниила по святым местам в начале XII столетия.
– В кн. Путешествия русских людей в чужие земли. СПб., 1837, ч. 1, с. I–XIX, 1–90. Путешествие игумена Даниила по святой земле в начале XII в. (1113–1115) / Изд. Археогр. Ком. Под редакцией А. С. Норова. СПб., 1864. Pèlerinage en Terre Sainte de 1’igoumène russe Daniel, au commencement du XII siècle (1113–1115) / Trad. Par. A. De Noroff. СПб., 1864 (пер. На фр. Яз.). Лицевой список хождения Даниила паломника. СПб., 1881 (ПДПИ, № XIV). Житье и хожение Даниила Русьскыя земли игумена. 1106–1107 гг. – ППС, 1883, т. 1, вып. 3, 1885, т. 3, вып. 3 (репринт. Abt Daniil. Wallfahrtsbericht. Műnchen, 1970 (Slavische Propyläen, Bd 36)). Die Pelgerfahrt des russischen Abtes Daniel ins Heilige Land 1113–1115. Übersetzt von A. Leskien. – Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins, 1884, Bd 7, S.
17–64 (пер. На нем. Яз.). The Pilgrimage of the Russian Abbot Daniel in the Holy Land 1106–1107 A. D. By C. W. Wilson. London, 1888 (пер. На англ, яз.). Khitrovo В. Itinéraires russes en Orient. Genève, 1889, t. 1, 1, p. 1–83 (пер. На фр. Язык). Хождение игумена Даниила / Подг. Текста, пер. И ком. Г. М. Прохорова. – В кн. ПЛДР. XII век. М., 1978, с. 24–115, 627–645..
Дополнительный поиск Даниил, игумен
На нашем сайте Вы найдете значение "Даниил, игумен" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Даниил, игумен, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 14 символа