Дионисий Звенигородский (Лупа)

203

Дионисий Звенигородский Лупа (в миру Даниил) (ум. 1538 г.) – монах Иосифо-Волоколамского монастыря, автор послания митрополиту Даниилу, книголюб. Д. Происходил из рода звенигородских князей, был сыном Владимира Глебовича. Он принял пострижение у самого игумена Иосифа, однако не был из числа тех его учеников, которые ревностно служили для упрочения монастыря и славы своего наставника. Видимо, его знатность позволяла проявлять некоторую независимость. Известным фактом его биографии является то, что он вместе с другим видным постриженником Иосифа Нилом Полевым оставил Волоколамский монастырь (по одним источникам против воли Иосифа, по другим – с его согласия) и несколько лет провел в скитах у «заволжских старцев».

В 1511 г. Они вернулись в Волоколамский монастырь. Поездка их закончилась скандально – доносом на сторонников Нила Сорского. Все эти сведения известны из посланий Нила Полева, адресованных сподвижнику Нила Сорского Герману Подольному (Жмакин В. Нил Полев. – ЖМНП, 1881, № 8, с. 189–196) и из так называемого Письма о нелюбках, написанного неизвестным автором, в котором, со слов Нила Полева и Дионисия Звенигородского, описан конфликт, возникший между ними и «заволжскими старцами» (Послания Иосифа Волоцкого / Подг. Текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М. Л., 1959, с. 366–369). Несколько разное истолкование известий этих двух источников, имеющих значение для освещения спора между нестяжателями и иосифлянами, имеется в ряде современных исследований, о них см.

В кн. Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI в.). М., 1977, с. 114.Каких-либо других следов деятельности Д. В церковно-политической борьбе не сохранилось. По всей видимости, он в ней не принимал участия и не занимал никаких административных постов, хотя и был в близких отношениях с митрополитом Даниилом (Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881, с. 267). Никаких его литературных или публицистических произведений не сохранилось. Однако он безусловно принадлежал к числу лиц, не лишенных литературных интересов. Он состоял в переписке с митрополитом Даниилом, но его послания не дошли до нас. Существование его письменного обращения к Даниилу устанавливается из ответного послания адресата, написанного в 1528 г., – «Писах еси ко мне в послании твоем...» (АИ, т.

1, № 293, с. 534–537). О связи его с митрополитом Даниилом говорит и то, что ему принадлежали рукописи, написанные Даниилом (Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 г. // ЧОИДР, 1847, кн. 7, с. 7).Д. Была собрана хорошая личная библиотека, которая потом перешла в монастырскую казну. В описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. Перечислено 12 ему принадлежавших рукописей. Георгиевский Т. В. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. Приложение, с. 7–23. Известны следующие его рукописи. ГИМ, Епарх. Собр., №№ 96, 348, 351, 405. ГБЛ, Волок. Собр., №№ 459, 661. Д. Не принадлежал к числу книгописцев-профессионалов. В отличие от многих других постриженников Волоколамского монастыря он не переписал ни одной книги для монастырского обихода.

И большинство рукописей его личной библиотеки написаны разными писцами (их имена представлены в описи книг).Однако, безусловно, подбор произведений для своих четьих сборников он делал сам. Наибольший интерес в этом отношении представляют два его сборника – Епарх. Собр., № 405 и Волок. Собр., № 661. Д. Привлекают произведения разного плана – публицистические, исторические, литературные, при этом у него явно проявляется склонность к произведениям, только что увидевшим свет. Отметим, что переписанное в его сборнике Прение живота и смерти 3-й редакции – один из ранних сохранившихся списков. Он в свои сборники включает и сочинения, имеющие лично к нему отношение, – послание Нила Полева старцу Герману, родословие звенигородских князей (подробнее об этих сборниках см.

Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в. // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 28, с. 206–207).Хотя у нас нет возможности судить о Д. Как о писателе, он безусловно принадлежал к числу лиц, близко связанных с писательской средой своего времени. Его ученик по Волоколамскому монастырю Онуфрий Исаков, видимо, перенял от своего учителя интерес к современным литературным произведениям, о чем свидетельствует состав его сборника Волок. Собр., № 577, в конце которого сделана запись о кончине Д.Р. П. Дмитриева.

Значения в других словарях
Демьян, галицкий тысяцкий

Демьян (1-я пол. XIII в.) – галицкий тысяцкий, записи и рассказы которого были использованы галицкими летописцами. Имя Д. 12 раз упоминается в Галицко-Волынской летописи (с 1208 по 1231 г.) (см. ПСРЛ, 1908, т. 2. Переизд. М., 1962. Галицко-Волынская летопись / Подг. Текста, пер. И ком. О. П. Лихачевой. – ПЛДР. XIII век. М., 1981, с. 236–425, 564–602). Во всех случаях Д. Выступает на стороне Даниила Романовича Галицкого и его брата Василька либо как воевода, либо как посол князя. Л. В. Черепнин, ..

Денис, священник, еретик

Денис (ум. Ок. 1490 г.) – священник, еретик. После присоединения Иваном III Новгорода был – вместе с другим еретиком – Алексеем, приглашен великим князем в Москву, где служил в великокняжеской соборной Архангельской церкви. Только в 1490 г. Новгородскому архиепископу Геннадию удалось добиться созыва церковного собора против еретиков. Епископы, собравшиеся на собор, прежде всего добились изгнания Д. Из храма. Д. Ответил на это обвинениями («речами хульными») против Геннадия Новгородского. Собор о..

Дионисий, архиепископ Суздальский и Нижегородский

Дионисий (ум. 15 X 1385 г.) – архиепископ Суздальский и Нижегородский, автор грамоты, инициатор и возможный участник создания Летописи Лаврентьевской. Московский летописец характеризует Д. Как «мужа. Хитра, премудра, разумна, промышлена же и расъсудна, изящена в Божественных писаниях, учителна и книгам сказателя...» (ПСРЛ, Пгр., 1922, т. 15, вып. 1. Рогожский летописец, с. 105–106). В молодости он подвизался как монах-анахорет на Волге около Нижнего Новгорода. В конце 20-х – начале 30-х гг. XIV ..

Диоптра, или Душезрительное зерцало

«Диоптра, или Душезрительное зерцало» Филиппа Пустынника – переведенное на славянский язык около середины XIV в. И получившее распространение на Руси произведение византийского монаха XI в. Филиппа Монотропа («Пустынника», или, точнее, «Уединенника»). По-гречески Д. Написана восьмистопным ямбом («политическим» стихом), переведена ритмическою прозою. Представляет собой композицию из сравнительно небольшого Плача, горестного обращения к собственной душе, содержащего около 370 стихов («Плачеве и ры..

Дополнительный поиск Дионисий Звенигородский (Лупа) Дионисий Звенигородский (Лупа)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дионисий Звенигородский (Лупа)" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дионисий Звенигородский (Лупа), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 30 символа