Житие Антония Римлянина
Житие Антония Римлянина («Сказание о житии преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина и о прихождении от града Рима в Великий Новгород») – легендарное житие популярного новгородского святого. Согласно Ж., Антоний, италийский отшельник, приплыл в Новгород по морю прямо из Рима, стоя на огромном камне. Вслед за ним плыла бочка с сокровищами. Новгородский епископ Никита оказывает Антонию подобающий прием и советует ему заложить монастырь на том месте, куда пристал камень. Впоследствии архиепископ Нифонт делает Антония игуменом созданного им монастыря. Ж. Относит чудесное плавание Антония к 1105 г.Новгородский Антониев монастырь впервые упоминается в летописях под 1117 г. Антоний, реальный основатель монастыря, был скорее всего богатым новгородцем, о поставлении Антония в игумены говорится под 1131 г., о его смерти – под 1147 г.
Именование Антония Римлянином начинается лишь в XVI в. Легенда о его римском происхождении сложилась, по-видимому, в ту эпоху, когда утрата Новгородом независимости вызвала появление ряда сказаний о наследовании «римских» святынь (конец XVI – начало XVII в.).Ж. Сохранилось в рукописях конца XVI–XVIII вв., текст его идентичен во всех списках. Повествование в Ж. Ведется от лица игумена Андрея, преемника и ученика Антония, который несколько раз упоминает о себе в тексте, – тем самым Ж. Претендует на древность (XII в.). Однако язык и анахронизмы Ж. Свидетельствуют о том, что оно принадлежит значительно более поздней эпохе (судя по упоминанию некоторых реалий, не могло быть написано ранее 30-х гг. XVI в.). Имя Андрея могло попасть в Ж.
Либо в результате намеренной подделки, либо из какого-то древнего источника. Точное время составления Ж. Неизвестно. Появление его объясняется общим для XVI в. Стремлением к канонизации местных святых. Мысль о прославлении Антония могла возникнуть после канонизации в 1558 г. Епископа Никиты (отсюда его роль в Ж.). Из статей, приложенных к Ж., явствует, что автором его с наибольшей вероятностью можно считать монаха Антониева монастыря Нифонта, известного своей деятельностью и сочинениями по поводу канонизации Антония в 1597 г. Кроме того, в сочиненном Нифонтом около 1591 г. Похвальном слове есть указание, что к этому времени Ж. Антония уже существовало. Таким образом, Ж. Датируется приблизительно 70–80-ми гг. XVI в. Текст Ж.
Неоднороден. Его составитель соединил легендарную часть с реальной, причем допустил некоторые несоответствия между ними, включил в текст отрывки из духовной и купчей грамот Антония и заполнил недостающее общими местами. По установившемуся мнению, Нифонт пользовался при сочинении «Сказания» не дошедшим до нас древним кратким Ж., которое действительно могло принадлежать игумену Андрею, и по обычаю древнерусских книжников присвоил имя Андрея своей переделке. Этого древнего Ж. Могло, однако, не быть. Фактические сведения «Сказания» не выходят за пределы данных Летописи Новгородской I, оттуда же могло быть взято имя Андрея. Сознательная подделка, произведенная в таком случае Нифонтом, имеет свое объяснение. В 70-х гг.
XVI в. Антониев монастырь вел длительную земельную тяжбу с посадскими людьми. В текст Ж. Не случайно вставлены цитаты из грамот Антония и рассуждения о монастырских землях, купленных якобы самим святым на собственные деньги. Древность жития придала бы вес монастырским претензиям.Ж. Обычно встречается в рукописях в составе большой компиляции, озаглавленной «Житие и подвизи преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина игумена бывшаго в Великом Новеграде...». Кроме Ж., в нее входят предисловие, Похвальное слово и, довольно часто, статья «О преложенин тела...». Автором всех этих статей является Нифонт. Предисловие к Ж. И Похвальное слово Антонию написаны им около 1591 г., когда по инициативе игумена Кирилла Завидова монастырь начал добиваться открытия мощей и канонизации Антония.
После канонизации, в марте 1598 г., Нифонт прикладывает к прежним статьям пространную записку о прошедшей церемонии и бывших при ней чудесах святого («О преложении честного и многочудесного тела преподобного и богоносного отца нашего Антония чудотворца Римлянина иже в Великом Новеграде»). В послесловии к этой статье Нифонт перечисляет свои заслуги.Ж. Со всеми дополнительными статьями вошло в Минеи Четии Чудовские 1600 г. И в другие четьи минеи XVII в. (17 января и 3 августа). Во второй половине XVII в. Для печатного Пролога была сделана краткая и небрежная переделка Ж. В конце XVII в. К Ж. Было прибавлено описание 18 новых чудес. В полном или сокращенном виде Ж. Часто переписывалось в сборниках XVII–XVIII вв.Подробный перечень всех статей жития см.
Попов А. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872, с. 435–438. Перечень (весьма неполный) списков Ж. См. В кн. Н. П. Барсукова.Изд. ПС, 1858, № 5–6, с. 157–171, 310–324. ПЛ. СПб., 1860, вып. 1, с. 1263–270..
Дополнительный поиск Житие Антония Римлянина
На нашем сайте Вы найдете значение "Житие Антония Римлянина" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Житие Антония Римлянина, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ж". Общая длина 23 символа