Житие Богородицы

144

Житие Богородицы – переведенный с греческого агиографический памятник. Ж. Атрибутируется Епифанию, монаху монастыря Каллистрата в Иерусалиме. Как полагают, Ж. Написано в XI–XII вв. Греческий текст его издан в кн. Dressel A. Epiphanii monachi et presbyteri edita et inedita. Parisiis et Lipsiae, 1843, p. 13–44. PG, t. 120, col. 185–216.Ж. Содержит родословие богородицы, рассказ о ее детстве и юности, включающий описание облика Марии и ее нрава. Далее повествуется об основных эпизодах ее жизни. Обручении, благовещении, рождении Иисуса, бегстве в Египет. Кратко рассказывается о жизни Христа. О его крещении, о творимых им чудесах. Описана внешность Христа. Завершается Ж. Рассказом об успении богородицы, сюжет которого заимствован из апокрифических сказаний.На Руси перевод Ж.

Известен по крайней мере с XIV в. Два варианта Ж., вероятно, отражают переводы разных греческих редакций (об изданиях греческих списков см. BHG, t. 3, р. 125–126). Первый носит название «Епифания, иеромонаха обители Каллистратовы о житии и о воспитании и летнаго показания пречистыя и преблагословенныя владычица нашея богородица и приснодевы Мария» (нач. «О воистину истиной богородицы и приснодеве Марии мнози поведаша. Пророци убо различными образы...»). Этот текст издан И. Я. Порфирьевым по рукописи ГПБ, Солов. Собр., № 1050. Известен также в рукописях ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 171, 663 и 775. Особая разновидность этой версии, со вставкой апокрифического сказания об иерействе Иисуса Христа издана также Порфирьевым (по списку минеи ГПБ, Солов.

Собр., № 811/921). В этом же списке текст разбит на фрагменты, которым предпосланы указания на источники. «Афродитияна Персиянина», «Иакова евреянина», «Евсевия Памфила» и т. Д. Второй перевод опубликован в составе ВМЧ, где Ж. Читается под 8 сентября. Он называется. «Иже во святых отца нашего Епифания слово на рождество святыя богородица, о житии ея, о рождестве и о успении» (нач. «Известней и истинней богородици приснодевей Марии мнози бо провозвестиша древний учители. Пророци убо многими видении...»). Старшие из известных списков этого варианта относятся к XV в. (входят в состав сборников. ГПБ, собр. Погодина, № 67. ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 748 и 788, сборника БАН, 13.2.24 и др.).Сопоставление обоих вариантов с греческим текстом, изданным в PG и А.

Дресселем, показывает, что в целом ближе к греческому оригиналу второй вариант. Первый вариант в ряде случаев существенно отличается от греческого текста (он несколько пространнее его), но в отдельных случаях именно он ближе к греческому оригиналу. Соотношение обоих вариантов между собой и их отношение к греческому оригиналу еще требует специального исследования.Ж. Во втором варианте было использовано составителем Летописца Еллинского и Римского второй редакции (см. Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975, с. 144, 290–293. В книге автор Ж. Ошибочно назван Епифанием Кипрским).В сборниках встречаются выписки из Ж., в частности содержащие описание внешности и нрава Марии.Изд. ВМЧ, сентябрь, дни 1–13. СПб., 1868, стб.

363–379. Порфирьев. Апокрифы новозаветные, с. 96–99. 295–311. Франко. Апокрифы, т. 2, с. 370–383..

Значения в других словарях
Житие Арсения Тверского

Житие Арсения Тверского – агиографический памятник, посвященный Тверскому епископу Арсению. Сохранилось в двух редакциях – Основной и Макариевской 1764 г. В значительном количестве списков (свыше 50). Древнейший – ГБЛ, собр. Ундольского, № 286, 80–90 гг. XVI в. Первоначальная редакция была создана, по-видимому, в связи с открытием в 1483 г. Мощей тверского епископа Арсения, когда было установлено местное празднование его памяти. Инок Желтикова монастыря Феодосий по благословению тверского еписко..

Житие Артемия Веркольского

Житие Артемия Веркольского – одно из севернорусских житий, в основе которых лежит верование местного сельского населения в «мощи» своих местных «святых», которым приписывался дар чудотворения. Артемий, сын крестьянина из села Верколы (село с этим названием на реке Пинеге сохранилось до наших дней), в 12 лет был убит молнией, когда вместе с отцом бороновал пашню. Сначала его останки погребли в лесу, но потом перенесли их (через 33 года) в село Верколу к местной церкви, так как в том месте, где он..

Житие Варлаама Важского

См. Иона, игумен Глушицкого монастыря. ..

Житие Варлаама и Иоасафа

См. Повесть о Варлааме и Иоасафе. ..

Дополнительный поиск Житие Богородицы Житие Богородицы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Житие Богородицы" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Житие Богородицы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 16 символа