Иаков Доброписец, афонский инок

205

Иаков Доброписец (1-я пол. XV в.) – афонский инок, переводчик Слова постнического Максима Исповедника. О нем известно из приписки, в которой говорится. «По въпросу и ответу постничьскому Слово святаго Максима преведено от гречьска языка на русийскый в святей горе Афонстей в лето 6933 кир Иаковом доброписцем убогому Евсевию, непотребному Ефрему Русину» (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. Лавры, № 756, Сборник, 1-я четв. XV в., л. 362–363). Приписка эта читается также в ряде других списков, например, то же собр., № 175, поучения Исаака Сирина и Аввы Дорофея, 1431 г., л. 419–420 (книга написана в новгородском Лисицком монастыре. Конец приписки здесь несколько отличается. Вместо двух имен указан как получатель только «убогий Евсевий инок»).

То же собр., № 704, Патерик скитский, XV в., л. 351 об. ГБП, Кир.-Белоз. Собр., № 6/1083, Сборник, 1476–1482 гг., л. 350 об. («В лето 6933 кир Иаковом доброписцем преведено от греческого языка на русскый во святей горе Афонстей по вопросу и ответу святаго Максима Исповедника генваря 21, ли.ле убогому Евсевию, непотребному Ефрему Русину. Писано в Семене Богослове горелом»). То же собр., № 100/225, Слова Симеона Нового Богослова, XV–XVI в. То же собр., № 108/1185, Сборник, XVI в., л. 281. Соф.собр., № 1519, Обиходник кирилловский, конец XVII в., л. 1 (И. Здесь ошибочно назван «Кириаком доброписцем»). «Убогий Евсевий непотребный Ефрем» упоминается (упоминаются?) в ряде рукописей, написанных в первой четверти XV в. В Константинополе и на Афоне.

Филарет Гумилевский пишет. «Ясно, что книга переведена для России, для русских паломников. Но кто был И. Вероятнее всего – болгарин или русский, долго живший на Афоне, так что он снискал себе почетное наименование кира – господина». Перевод кира И. Еще не исследован.Лит. Строев. Словарь, с. 122. Филарет. Обзор, с. 131. Соболевский. Переводная литература, с. 32..

Значения в других словарях
Зосима, митрополит всея Руси

Зосима (кон. XV в.) – митрополит всея Руси (1490–1494 гг.), церковный деятель и публицист. До избрания митрополитом З. Был архимандритом московского Симонова монастыря. Как митрополит З. Руководил церковным собором, осудившим и отлучившим от церкви новгородских еретиков. В 1492 г. (7000 г. От «сотворения мира», когда многими ожидался конец мира, и до которого была доведена прежняя пасхалия) З. Поручил ряду иерархов составить новую пасхалию, в введении к которой он провозгласил мысль о Москве как..

Иаков

См. Житие Серапиона, архиепископа Новгородского. ..

Иаков, игумен Соловецкого монастыря

Иаков (1581–1597 гг.) – игумен Соловецкого монастыря, собиратель и любитель книг. Его игуменство совпало с тяжелыми обстоятельствами жизни монастыря. С 1578 по 1593 г. Соловецкому монастырю пришлось держать оборону против шведов как в самом монастыре, так и на материке, отстаивая земли, приписанные к монастырю. Помощь в обороне была оказана правительством, как материальная, так и присылкой войск. В 1582 г. По указу царя вокруг монастыря начали возводить каменную стену. Согласно Соловецкому летоп..

Иаков, монах Киево-Печерского монастыря

Иаков (XI в.) – монах Киево-Печерского монастыря, предполагаемый автор агиографических сочинений. В Повести временных лет под 1074 г. Говорится, что Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря, намеревался поставить своим преемником монаха И., но братия отказалась принять его, мотивируя тем, что И. «не зде есть пострижен», так как «пришел с Летьца (из монастыря Бориса и Глеба на Альте. – О. Т.) с братом своим Паулом». Этому И. Макарий предположительно атрибутировал три памятника. Память и похвал..

Дополнительный поиск Иаков Доброписец, афонский инок Иаков Доброписец, афонский инок

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иаков Доброписец, афонский инок" в словаре Словарь книжников и книжности Древней Руси, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иаков Доброписец, афонский инок, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 31 символа